В чём кроется главное противоречие философии? Можем ли мы считать философию наукой или это вид мировоззрения?
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. А сегодня мы затронем один из фундаментальных вопросов гуманитарных наук — чем на самом деле является философия и является ли она наукой. Отвечу сразу: нет, не является. На этом вроде бы можно сегодняшний материал и заканчивать, но я всё-таки постараюсь объяснить, что такое философия в общем понимании и почему — это в первую очередь вид мировоззрения, а потом уже всё остальное. Оговорюсь сразу, что мы рассматриваем философию в целом, включая её части в виде метафизики(учение о начале мира и того, что находится за реальностью), онтологии (учение о бытие), аксиологии (учение о ценностях), не останавливаясь лишь на наукоподобных аспектах, включённые в разделы гносеологии (учение о познании) и эпистемологии (учение о методе познания). Кроме того, автору сайта прекрасно известны современные школы философии, которые всячески пытаются порвать с метафизикой и стать научно дисциплиной, вроде аналитической школы или философии сознания. Напомню, что философия не ограничена лишь англосаксонской традицией, а есть ещё континентальная, религиозная, этическая и другие виды философии.
Платон, Сократ, Аристотель и другие греческие философы многим обязаны греческой мифологииФилософия не мифология
С этом пунктом всё максимально просто и понятно. Мифологическое мировоззрение определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. В этом нет ничего общего с философией, однако, сама классическая греческая философия выходит из греческого политеизма, а многие мифы используются философами в качестве метафор для собственных систем. Ярчайшим примером такой иллюстрации является "Миф о Сизифе" Альбера Камю.
Миф о СизифеФилософия не религия
В философии и религии есть общий принцип, сближающий их — это стремление постичь общие закономерности мира, то, как было создано бытие, да и некоторые школы философии не отрицают существование Бога. Даже была эпоха в истории философии, когда грани между религией и любомудрием почти стёрлись. Это время средневековой философии патристики и схоластики. Однако религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные существа, а философия использует рациональный метод познания. Гегель писал: "Различие философии и религии в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет".
Фома Аквинский — видный представитель философского направления схоластикиФилософия не искусство
Сходство философии и искусства состоит в том, что и там, и там важен личностный и эмоциональный аспект — даже самый объективный и безэмоциональный философский трактат всё равно не сможет избавиться от этих факторов. Кроме того, есть даже философы, которые балансируют на грани между собственно философией и искусство. Уже упомянутый Камю, Ф. Ницше, Кьеркегор и другие. Однако при всём этом существует существенное различие: если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций и рационального выражения, то для человека искусства главное — это художественный образ.
Заратустра — пророк древней религии Зоарстризма. Стал прототипом для философско-художественного текста Ницше — "Так говорил Заратустра".Философия не наука
Пожалуй, философия ближе всего к науке, но при этом первая всё же не является наукой. У каждой науки существует свой объект изучения. Так, у культурологии — это культурная деятельность человека, у физики — материя в широком понимании и её свойства, у юриспруденции — право и т. д.
Обратите внимание: Люди не смут управлять сверхразумными машинами....
У философии такого конкретного предмета нет. Она как бы поднимается над всем и пытается с помощью гипотез найти общую связь, включая такие вещи, которые ни одна наука даже не попытается связать между собой, а главное, место человека во всём этом. Отсюда в философии понятия категорий, бытия, материи в философском понимании. Впрочем, философию и науку роднит общий рациональный подход и наличие методологии познания. Более того, все современные науки (социальные, гуманитарные, естественные) обязаны своей методологией в первую очередь философии. Отсюда и понятия общефилософские методы познания, вроде диалектики, анализа, синтеза, дедукции, абдукции, индукции и др. Бертран РасселПротиворечивая философия
Удивительно, но философию в большей степени приходится определять не через то, чем она является, а через то, чем она НЕ является. Этот фактор и определяет противоречивую сущность философии. До сих пор сложно вообще понять что это такой, по крайней мере понять точно и окончательно. В связи с этим хочется привести цитату:
"Философия, подобна теологии, состоит в спекуляциях по поводу вещей, недостижимых для разума. Но, подобно науке, философия взывает к человеческому разуму, а не к Божественному Откровению. Философия — это "Ничья Земля", подвергаемая атакам со всех сторон". Б. Рассел
А куда интереснее это противоречие выразил И. Кант в своих знаменитых вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? В конце концов, Кант свёл эти три вопроса к одному, ответ на который поможет ответить на остальное: Что есть человек? И в этом Кант точно выделил сущность философии. Ведь её противоречия полностью отражают главное человеческое противоречие. Оно заключается в том, что человек, ведя ограниченное пространством и временем существование, стремится к безграничному. И именно для достижения этого "безграничного" во всём его разнообразии и была создана философия. И, действительно, если воспринимать философию как квазинауку, как дисциплину, то во всех своих разделах, ответвлениях она покрывает абсолютно все человеческие аспекты существования.
Вместо заключения
Философия исходя из вышесказанного, в первую очередь имеет дело с особой реальностью — миром возможного. Возможность — необходимая сторона всеобщих, универсальных связей человека с окружающим. При этом и здесь сказывается противоречивость философского мировоззрения: говоря о всеобщем, невозможно оторвать это знание от личности философа. Отсюда и рождается как бы два вида философии: профессиональная философия — учение книг, систем, что-то приближённое к науке и научной дисциплины. Вторая — философия реальная, которая свойственна любому человеку, даже тому, кто никогда не читал и ничего не слышал о первой философии. Второй вид — это попытки найти ответ для себя на такие вечные вопросы, как смысл жизни, есть ли Бог?, что будет после смерти и т.д. И, поверьте, в реальной философии могут быть откровения гораздо глубже и полезнее, чем во всех трудах классической немецкой философии или аналитической школы.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
#философия #религия #культура #наука #ликбез #мифология #камю #книги #литература #образование
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Философия как "жизненный разум".