Газпром предлагает правительству постепенно вводить свободные цены на газ для промышленных потребителей в отдельных регионах России.
Газовый гигант, столкнувшийся с резким падением экспорта с начала действия СМП, стремится увеличить выручку от продаж на внутреннем рынке, пишет «Коммерсантъ».
Об этой инициативе на заседании кабинета министров заявил зампред правления компании Виталий Маркелов, который указал, что отрасль «должна сместить акцент с экспортно-ориентированной модели на внутренний рынок».
Отмечается, что независимые производители газа — «Роснефть» и «НоваТЭК» — имеют возможность предоставлять потребителям скидку, а «Газпром», доля которого на внутреннем рынке составляет ок. 63% (377 млрд куб м в 2021 году), обязан продавать газ по тарифу, установленному ФАС, всем потребителям, в том числе в регионах, где этот тариф не покрывает затраты компании.
По словам Маркелова, независимые производители захватывают высокорентабельные регионы и вытесняют с рынка «Газпром», поэтому ценовая дискриминация со стороны компании должна быть устранена. Для необходимых изменений рынку понадобится год-два, считает гендиректор.
По данным издания, акции также выступают за введение сезонной дифференциации оптовых цен на газ и увеличение степени их колебаний до 10-20% от уровня тарифа «для формирования уровня цен, превышающего регулируемые».
В последние годы «Газпром» нарастил производственные мощности примерно до 560–580 млрд куб м в год, но из-за обвала экспорта в 2022 г добыча компании упала на 20%, до 412,6 млрд куб в условиях отказа Европы от газа из РФ в 2023 году объем свободных производственных мощностей может составить до 150 млрд куб.
При этом независимые производители увеличили добычу в 2022 году — так что «Газпрому» в любом случае придется конкурировать с независимыми поставщиками за продажу дополнительных объемов газа на внутреннем рынке, говорится в статье.В «Газпроме» от комментариев отказались, отмечает издание. «Роснефть» и «НоваТЭК» на запросы газеты не ответили.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Зампред компании Виталий Маркелов считает, что отрасль «должна сместить фокус с экспортно ориентированной модели на внутренний рынок».