С 2014-го по 2020 год в России создали 1391 вертолет. Из них более 600 — гражданские. По количеству создаваемых вертолетов и объему рынка наша страна заняла 2 место в мире после США. А в 2022 году начнется серийное производство нового пассажирского самолета. Как же удалось возродить авиастроение в условиях ограничений со стороны Запада?
Приблизительный облик перспективного российского вертолёта К-58 — Project SFERA Live — Подписывайтесь...Как создавался МС-21
В начале 2000-х в ОКБ им. А.С. Яковлева начали разрабатывать среднемагистральный узкофюзеляжный самолет МС-21. Его проектировали для замены устаревшего Ту-154. Заявлялось, что МС-21 станет лайнером нового поколения с передовой аэродинамикой, улучшенным двигателем и системой управления, а также более комфортным для пассажиров.
Рабочее проектирование самолета завершили в 2005-м. В следующем году планировали совершить первый полет, а в 2009-м — начать серийное производство. Но осуществить задуманное не удалось из-за нехватки средств и проблем с зарубежными поставками. А именно на них наши предприятия возлагали большие надежды.
С МС-21 повторилась та же история, что и с Superjet 100. И тот, и другой создавались в основном из импортных комплектующих. И двигатель, и композитные материалы для крыла производились за рубежом. А собственных у нас на тот момент не было. А так как импортные комплектующие уже были сертифицированы, то и процесс сертификации самолета проходил быстрее.
Project SFERA LiveОднако такая стратегия в определенный момент дала сбой. Поскольку МС-21 мог составить конкуренцию Boeing 737 MAX и китайскому С919, их производители (и не только они) не желали успеха российскому лайнеру. Поэтому партнеры, с которыми Россия заключила соглашения по разработке МС-21, с введением американских санкций перестали выполнять свои обязательства.
Это привело к тому, что работы по созданию самолета практически остановились. Даты испытаний не раз переносились. А очередная сертификация была назначена на 2021 год.
Какое же решение было принято для продолжения работ?
Поскольку сотрудничество с иностранными партнерами несло риски, Россия пошла по пути импортозамещения. Да, освоение новых технологий и открытие собственных производств требует больше времени. Но в нынешних условиях это, пожалуй, наиболее правильный путь.
По пути развития идет и отечественный IT-проект SFERA.
Обратите внимание: Исследование: на Марсе могут с успехом существовать различные формы биологической жизни.
И создает полезные сервисы для качественного решения задач. Узнайте подробнее на сайте. Project SFERA Live — Поставьте лайк...Импорт заместили: свои материалы и двигатель
Интересно, как будет выглядеть новый пассажирский самолет?
Известно, что у МС-21 более широкий, по сравнению с другими среднемагистральными самолетами, фюзеляж — 406 метров. Благодаря этому возможна разная компоновка самолета по комфорту и вместимости. А по комфортабельности МС-21 не уступит широкофюзеляжным самолетам последнего поколения.
МС-21 будет отличаться от машин своего класса и тем, что его крыло сделано из полимерных композитных материалов. А в мире всего 3 самолета имеют такое крыло — Boeing 787, Airbus А350 XWB и Bombardier.
Конструкторы проделали большую работу по повышению экономичности самолета. Поскольку 45% веса самолета приходится на крыло и оперение, то для крыла МС-21 использовали карбоновые композитные материалы. А для их изготовления была освоена технология вакуумной инфузии. Она позволяет в более короткие сроки создавать цельные композитные элементы больших размеров.
В России за несколько лет отвоены и запатентованы новые технологии создания композитных материалов, например, технологии вакуумной инфузии для создания больших композитных элементов — Project SFERA LiveПрименение новых материалов позволило уменьшить вес крыла. Но при этом удалось улучшить летные качества самолета, увеличить его скорость и дальность полета и снизить расход топлива.
Технологию создания черного крыла для МС-21 Россия запатентовала. В разработке новых полимерных материалов, углеволокна, эпоксидной смолы и самого крыла приняли участие ведущие специалисты нескольких российских предприятий.
Так, углеволокно создавалось компанией «Росатома» UMATEX. А разработкой и производством крыла занимались концерн «Аэрокомпозит» в Ульяновске и компания «Технология» в Обнинске. В разработке технологии черного крыла для МС-21 участвовали и зарубежные специалисты.
Теперь наша страна не зависит от импортных поставок композиционных элементов. Как видим, санкции Запада идут нам пользу.
Кроме того, на МС-21 установят российский турбовентиляторный двигатель 5 поколения — ПД-14. Он уже продемонстрировал высокие эксплуатационные характеристики. Его удельный расход топлива в крейсерском режиме на 10-15% меньше, по сравнению с аналогами. А доля импортных элементов в ПД-14 — не более 5%. И это говорит о весомых успехах нашей страны в двигателестроении. Точнее Россия входит в четверку стран, способных производить турбовентиляторные двигатели по полному циклу. Такие производства есть еще в США, Великобритании и Франции.Ещё один тип самолётов легкомоторной авиации, который производится в России – это российско-чешский L-410, который с недавних пор комплектуется двигателем ВК-800 — Project SFERA Live
Сначала предполагали, что доля отечественных комплектующих для МС-21 составит только 38%. Но по последним данным, к 2022 году этот показатель вырастет до 97%.
Как по вашему, оставшиеся 3% — это та самая уникальная гайка, без которой МС-21 не построить? Или всё-таки нет?
Читайте также:
Вертолёт КА-226Т созданный по цифровой документации впервые подняли в воздух, но двигатель всё же заменятПроект SFERA Live3 дня назадЧто за новое российское оружие уничтожило спутник? Почему США в ответ лишь прикрылись угрозой, которую несут обломкиПроект SFERA Live17 ноябряМинистерство обороны спрятало крылатые ракеты «Калибр» в контейнеры для защиты Северного морского пути.Проект SFERA Live12 ноябряМатериал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #россия #авиация #двигателестроение #промышленность #производство
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.