Хрущевка - дом с конвейера

Почти сто лет назад писатель Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» так описывал дома будущего (их увидела в своем чудесном сне Вера Павловна):

«...Чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания; это его наружные стены; а там внутри уже настоящий дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром... Но какие эти полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Везде алюминий и алюминий...»
Декоративный арт

Когда Чернышевский писал свой роман, замечательный строительный материал будущего — железобетон — уже существовал. И по случайному стечению обстоятельств в тот год, когда Чернышевский написал свой роман, в польском местечке Гродвице был построен первый в России цементный завод.

Железобетон оказался тем материалом, из которого в нашей стране все больше и больше строятся фабрики и заводы, жилые дома, школы и тд. Он заменил металл, лес, ускорил сроки строительства.

Но самое главное — сборный железобетон в корне изменил технологию строительного производства. Он дал возможность организовать массовое производство домов на заводах.

4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» указали, что

« ...строительство должно осуществляться по наиболее экономичным типовым проектам, разработанным с учетом лучших достижений отечественного и зарубежного строительства, на основе индустриальных методов производства».

Партия и правительство потребовали осуществлять жилищно-гражданское строительство по высококачественным типовым проектам и предложили проектировщикам разработать новые типовые проекты жилых домов в два, три, четыре и пять этажей, школ, больниц, детских учреждений, магазинов и предприятий общественного питания, санаториев, гостиниц и домов отдыха.

С 1 июля 1956 года массовое жилищно-гражданское строительство должно было вестись только по типовым проектам.

Большие пятиэтажные или десятиэтажные дома начали делать, как автомобиль или трактор, на заводском конвейере. Сегодня вся страна застроена по подобной технологии.

На заводских конвейерах и стендах, изготовлялись почти все части здания: фундаменты, колонны, междуэтажные перекрытия, стеновые панели с оконными проемами, лестничные марши, балки и т. д. и т. п.

Строительное производство имеет, правда, одну существенную особенность: в отличие от автомобиля и трактора, дом на конвейере не соберешь. Сборочным цехом является сама строительная площадка.

СБОРНЫЕ ДЕТАЛИ И ТРУДОЕМКОСТЬ

Применение сборных заводских конструкций — крупных блоков, панелей и других деталей — намного облегчило работу строителей, сократило количество труда, которое приходится затрачивать при сооружении здания.

На каждый кубометр многоэтажного кирпичного жилого дома до войны затрачивалось 2,0 — 2,5 человеко-дня, а в 1954 году на такой же дом, только с железобетонными перекрытиями и другими заводскими деталями, требовалось уже 1,5—1,4 человеко-дня на кубометр.

А вот как изменились темпы строительства.

«Один этаж кирпичного здания до войны возводился за 2,2—2,25 месяца, с 1955 за 1—1,5 месяца. Крупноблочные пятиэтажные школы в Москве сооружались за 72 дня. Магнитогорские строители возводили четырехэтажный жилой дом из крупных панелей за 2,5—3 месяца. В среднем — 20 дней на этаж!»

Новая индустриальная технология быстро завоевывала свое место. По решению партии и правительства с 1955 по 1957 год должно было быть построено 402 новых завода и 200 площадок полигонного типа для производства сборных железобетонных конструкций и деталей.

Строительство панельной "хрущевки"

Новая индустриальная технология сооружения зданий из сборных конструкций оказалась выгодной только при условии массового производства деталей. А это значит, что детали должны быть стандартны, что количество типов и размеров колонн, лестничных маршей, плит перекрытий, оконных и дверных блоков должно быть сведено к какому-то разумно минимальному количеству, связано внутренним единством. Но для того чтобы строить дома из таких стандартных заводских деталей, надо было иметь и типовые проекты зданий. В основе проектов этих зданий должны быть заложены те же стандартные типовые размеры и соотношения, что и в самих конструкциях.

КАК СОЗДАВАЛСЯ ТИПОВОЙ ПРОЕКТ?

Основой его является конструктивно-планировочная схема здания. Представьте себе лист бумаги, на который нанесена сетка линий. Она состоит из продольных и поперечных осей, как бы пронизывающих наш будущий дом. Горизонтальные линии сетки — оси продольных стен здания, наружных и внутренней; вертикальные линии — это оси окон, простенков, лестничных клеток и опор несущих конструкций.

План серии I-335-1

Архитектор не сразу выбирает сетку. Нанеся на бумагу линии осей, он набрасывает план квартир, прикидывает, удобно ли будет жильцам, достаточно ли света в комнатах, кухне, вся ли площадь разумно использована. Он изменяет расстояние между этими осями, пробует другие, снова прикидывает планировку. Но при этом он берет не произвольные размеры, как раньше, а совершенно определенные. Этим размерам соответствуют наборы конструкций, частей дома, изготовляемых на заводах. Если архитектор решил расстояние между осями внутренней и наружных стен сделать в 6,4 м, то он знает, что и в каталоге, и на заводах есть настилы перекрытий — крупные пустотелые плиты, которые своими концами точно улягутся на стены и перекроют пролеты между ними. Если он выберет расстояние между осями колонн в 3,2 м или 3,6 м, то опять-таки потому, что он знает, что плиты этих размеров есть на предприятиях, что они своими концами лягут на прогоны.

Архитектор планирует не весь дом сразу. С помощью конструктивно-планировочной схемы он создает сперва только часть дома — то, что называется его типовой жилой секцией. Типовая секция — это та конструктивно-планировочная единица, из которой потом уже складывается проект всего здания.

План типовой секции

Внимательно присмотритесь к дому, в котором живете, и вы увидите, что многие элементы в нем повторяются. На вашу лестничную площадку выходят четыре квартиры. Если бы вы перенесли на бумагу план этих квартир вместе с лестничной клеткой, то имели бы в руках ключ к проекту всего дома. Так же, как на вашем этаже, расположены квартиры и ваших соседей на верхних и нижних этажах. Больше того, ваш план совпал бы с планировкой квартир в соседних секциях дома.

Объясняется это просто: жилая секция, то есть часть дома, включающая в себя квартиры, выходящие на одну лестничную клетку, многократно повторяется архитектором. Таким образом, принцип типизации уже заложен в основе проектирования любого многоэтажного дома.

На первом этапе развития типового проектирования были разработаны для широкого применения в жилищном строительстве типовые секции. Они положили начало стандартизации и унификации (созданию единообразия) выпускаемых на заводах конструкций домов.

ТИПОВЫЕ ГОРОДА

И так, основой типового проектирования и массового индустриального строительства становится уже не типовая секция, но типовой дом.

А теперь вернемся к нашему архитектору. Не думайте, что, разработав типовую секцию и создав из нее один типовой дом, он закончил свою работу. Нет, архитектор должен решить еще много задач. От его искусства и умения зависит архитектурный облик будущих кварталов, районов, а то и целых городов. У нас немало таких городов, которые с первых же дней своего рождения застраиваются по типовым проектам.

План Новых Черемушек

Одним типовым домом всего комплекса задач, конечно, не решить. И поэтому типовой дом выпускается не одним проектом, а целой серией. В серии имеется набор корпусов разных по протяженности — из двух, трех, четырех секций, они рассчитаны для создания жилого массива, одного или нескольких кварталов. Но во всех случаях основой всей серии является одна типовая жилая секция.

По индивидуальному проекту обычно строится один дом в одном месте, а по типовому — десятки, сотни, а то и тысячи. И не только в одном квартале, а во многих районах и даже городах.

Конечно, типовые здания создавались разными для средней полосы и для холодной Сибири, для жаркого климата Средней Азии и Закавказья. Ведь в каждом крае свои особенности климатического, бытового и национального порядка. Но всюду в основе каждой серии заложен единый для всех принцип сборности.

По мнению партии, разнообразие и красота, новых домов, должна быть достигнута не за счет создания "дорогих и неудобных" портиков, колонн, лепных украшений, а умелым варьированием сочетаниями деталей, расстановкой домов на участке, зелеными насаждениями.

Противники типового проектирования нередко высказывали беспокойство, как бы стандартизация и типизация не обеднили архитектурного облика зданий. Возможно, они отчасти оказались правы.

Хрущевки

Но в то время, подобные вопросы были несущественны. Советские люди должны были в короткие сроки получить как можно больше жилой площади. Для многих семей, это было настоящее счастье, получить свою собственную отдельную квартиру в хрущевке, вместо отдельной комнаты в коммуналке. Тихи райский уголок посреди повседневный обыденности.

Но любое рай может обернуться адом, если потерять меру.

(Рекламная интеграция)

Из хаоса фантазии, таланта, поэзии, заимствований, вырос совершенно невероятный Гигахрущ: бесконечный, тоскливый, серый, таинственный и смертельно опасный. Такой родной и такой привычный. Ад, милый ад.

САМОСБОР. Бетонное сердце - https://ridero.ru/books/samosbor/

В пятерке лучших новинок марта, по версии "1 Ridero Day"

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Хрущевка - дом с конвейера.