Шульган, или о почестях и славе

Здравствуйте, дорогие читатели!

Продолжаю рассказ о башкирском эпосе «Урал-батыр». Начало здесь.

Самрау, небесный царь, согласен на свадьбу Урала и своей дочери Хумай, но советует выпустить Шульгана из заточения, так как тот – брат Урала. Шульган выходит на поверхность – змей выходит с ним! - и зависть к брату не оставила его. Да, он говорил с Уралом,- видел и понимал, что в Урале нет намерения унижать его: все его помыслы – найти источник жизни и победить смерть, и всё же!.. Через некоторое время Шульган, истерзанный завистью и честолюбием, приходит к Хумай с предложением руки и сердца (ведь он не успел его озвучить в свое время), в котором присутствуют и элементы шантажа: «А то в одиночестве удалюсь»,- и многомудрая Хумай говорит, что выйдет за него замуж, если его изберет сам Акбузат, крылатый конь. Устраивается испытание, которое Шульган проваливает: несмотря на все старания, он не может поднять камень весом в 70 батманов, чего потребовал Акбузат. Урал же справляется и, женившись на Хумай, получает крылатого коня и алмазный меч.

Акбузат

Символика на поверхности: белоснежный крылатый небесный конь Акбузат – символ величайших возможностей. Взлёта, полёта! Он - и транспортное средство, для которого не существует непреодолимых расстояний, и верный сильный друг, помогающий в битве, и разумное говорящее животное - то есть высший выразитель сущей природы - к советам которого стоит прислушиваться. Чтобы получить такого коня – белого, между прочим! - надо иметь чистые помыслы и великую духовную силу, способную свернуть вполне материальные горы. И Урал доказывает свою способность к этому. Символика алмазного меча ещё проще: это концентрация намерения - и действие. «Алмас» в переводе с арабского – «несокрушимый». Это самое твердое природное вещество Земли. При этом он – прозрачен. И сияет. Что, опять-таки, символ красоты, чистоты и несокрушимости. Хумай, о символизме которой я упоминала (абсолютная любовь) присуща Уралу изначально, как сочувствие всему живому и стремление избавить мир от Смерти.

Шульгану же, чтобы всё это заполучить, не хватает величия. Он жаждет только личного счастья, а также – личных почестей. Он имеет их - пусть и незаслуженные, лишь властью тестя данные, или же родством с Уралом приобретенные, или же шантажом, это всё же - почести. Но он хочет иного! Он видит себя героем - которым не является. И Шульган насквозь лжив,- он не относится к Уралу, как брат к брату, о чем в эпосе символически говорит присутствие рядом с ним змея как наперсника. Кроме того, Шульган переоценивает себя, считая, что он не только не хуже Урала, но и лучше него во всём.

И, конечно, Шульган тяжело пережил подобное унижение своего авторитета и самооценки: поняв, что лучше Урала ему не стать, он приходит к решению убить брата. В это же время Урал, понимая метания брата и желая облегчить их, просит за него небесного царя, и Самрау соглашается отдать в жены Шульгану Айхылу. Шульгану сообщают о таком решении небесного царя, и он, увидев сияющую и счастливую Айхылу, понимает, что она отнюдь не дочь змея Азраки, царя дивов - он ими жестоко обманут. Ума это ему почему-то не прибавляет. Шульган женится на Айхылу, а потом обманом выпрашивает волшебный жезл Урала, который тот честно отвоевал у Азраки, и пытается силой похитить Хумай. Акбузат спасает её, и разозленный Шульган при помощи украденного жезла устраивает землетрясение, извержение и потоп - в надежде убить всех людей. Урал, который, наконец, всё понял про своего брата, идет на него войной. Шульган и Азраки собирают войско дивов.

Символизм: Шульган не согласен быть просто человеком. Он не согласен быть даже просто счастливым человеком, которого любит прекрасная и любимая женщина, у которого любящий брат – герой, а тесть – небесный царь. Он жаждал и жаждет личного величия, он видит себя воином и героем, но героем не является, т.к. думает лишь о себе, причиняя окружающим людям страдания: а ведь жизнь наглядно показывает ему, как выглядят истинные герои, думающие о благе всех. Но - нет, Шульган не в силах победить свое честолюбие, не в силах принять превосходство Урала – и проигрывает свою внутреннюю битву с драконом. Дракон поглощает Шульгана – полностью, без остатка, и с этого момента он - враг людей, антигерой, союзник змеев и дивов: тех, что дают ему некое призрачное ощущение, что он – велик.

Урал вынужден противостоять Шульгану. Дело осложняется тем, что Урал - принципиальный противник насилия. Противостояние дается ему тяжело и ещё по одной причине: Шульган – его родной брат. Но он осознает, что не может позволить Шульгану творить бесчинств наподобие попытки похитить его жену или убить всех людей.

Начинается война.

Продолжение будет.

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Шульган, или о почестях и славе.