Военный "проходимец" HUMVEE был представлен в далеком 1984 году. С тех пор было выпущено без малого 30 тысяч тысяч машин этого типа, львиная доля которых составляет основу автопарка ВС США. А три года назад начался процесс постепенной замены старичка «Хамви» машинами нового поколения. В связи с этим, мы рассмотрим интересные и малоизвестные факты из истории его появления и применения.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
HUMVEE M998 - младшая машина в линейке этих внедорожников.

Передумали

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Ford M151MUTT был построен по канонам Второй Мировой войны, и конфликт во Вьетнаме продемонстрировал необходимость замены

До «Хамви» основным внедорожником американских войск был Ford M151 – потомок легендарного «Виллиса». И, в общем, армейцев он устраивал, но в 1970 году компания FMC General предложила военным свой прототип XR311. Машина была более проходимой, универсальной и динамичной. Внедорожник протестировали и внесли ряд пожеланий, что привело к созданию второго поколения XR311. Десять машин передали в 3-ю бронетанковую дивизию на испытания, где машиной остались довольны. Правда, военные чиновники посчитали, что новинка ни к чему, и переключились на закупку гусеничных БТР.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
XR311 от FMC General была прорывной машиной, и во многом предвосхищала будущий "Хамви", но военные считали, что будущее за гусеничными БТР

О замене вспомнили в 1979 году, «выкатив» требования для HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – многоцелевое колесное транспортное средство). Машина должна была обладать клиренсом в 41 см, подниматься на 60-процентный уклон, и получить воздухозаборник на высоте не менее 1,5 метров. Изначально проектом заинтересовалась 61 компания, но до этапа создания прототипа дошли лишь несколько конструкций. И одна из них XR311! В FMC General не знали, что они теряют, продавая права на свой джип коллегам из AM General. Машину перекомпоновали согласно новым требования военных, переименовав прототип в XM966. Ему-то и удалось обойти конкурентов, став в 1983 году тем самым HUMVEE.

Lamborghini

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Прототип от Teledyne Continental во время испытаний на роль "Хамви". Это же шасси стало основой для первого внедорожника Lamborghini

В 1977 году был представлен первый внедорожник итальянской марки – Cheetah. Строго говоря, итальянского в нем было не много – опытный образец собрали специалисты американской MTI по заказу Teledyne Continental Motors, а уже для настройки шасси и 180-сильного мотора Chrysler, прототип отправили в Санта-Агату. Машина весом в 2 тонны обладала открытым стеклопластиковым кузовом и 3-ступенчатой АКПП. С ней итальянцы планировали «взять» американский контракт, который мог бы резко поправить неважные дела производителя спорткаров. Но тут появляется кто?

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Lamborghini Cheetah в "гражданском" исполнении была побочным продуктом, главная надежда итальянцев была на оборонный контракт

Правильно! XR311 – еще от FMC General, руководство которой подало иск на итальянцев – дескать, машина их повторяла концепцию американского прототипа. Это поставило крест на оборонном контракте, а единственный прототип остался в недрах компании Teledyne Continental Motors, после чего его след обрывается. А для Lamborghini приобретенный опыт не прошел даром – через 10 лет был создан внедорожник LM002.

Панама

HUMVEE в пустыне Ирака или горах Афганистана – это уже стойкая ассоциация. Действительно, «Буря в Пустыне» стала первым масштабным конфликтом с применением этой машины. А «дебют» HUMVEE состоялся годом ранее – во время американского вторжения на Панаму в рамках операции «Just Cause». Учитывая, что операция продлилась чуть больше месяца, каких-либо революционных испытаний на долю «Хамви» не пришлось, и он лишь подтвердил качества, показанные в ходе конкурентной борьбы за оборонный контракт.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Американские солдаты на HUMVEE у посольства Ватикана в Панаме, 1990 год. Операция "Just Cause" стала дебютом нового внедорожника.

Не для того мы его делали!

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Стрелок HUMVEE за крупнокалиберным пулеметом M2HB. Сомали, 1993 год. В условиях того конфликта главной проблемой стало отсутствие бронирования машины, которая на тесных улицах обстреливалась со всех направлений.

Одним из ключевых требований к «Хамви» была мобильность и проходимость. Несмотря на наличие вооружения в ряде модификаций, Humvee - прежде всего транспорт, а не боевая машина. Во время войны в Персидском заливе, это проявлялось не критично, чего не скажешь о следующем конфликте с применением внедорожника. Значительные потери пехотинцы на Humvee понесли в 1993 году, во время операции в Сомали. В условиях городского боя практически беззащитный внедорожник становился опасным подспорьем. Лишь после этого военные снова обратились к AM General – за новым, уже бронированным HUMVEE. Так появился M1114 – с бронированным кузовом и стеклами. Потяжелевшую до 5,5 тонн машину оснастили 6,5-литровым турбодизелем в 190 сил. С ним максимальная скорость «бронехамви» достигала значения в 125 км\ч. Казалось бы, в машину вдохнули новую жизнь. Но нет!

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Результатом "сомалийского" опыта стала модификаций M1114 с бронированием кузова. Машина защищала от стрелкового оружия, но увеличившийся вес негативно сказался на динамике.
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Уничтоженный M1114 - судя по количеству отметин, машина получилась живучей.

Главная проблема

M1114 ограниченно применялись на Балканах, но полноценные военные действия они встретили лишь в Афганистане. На начальном этапе новая машина оправдала свои характеристики – противопульное бронирование кабины с бронестеклами спасало от противника, вооруженного стрелковым оружием. Более того, оно было иногда излишним - в условиях горных дорог и ограниченной видимости, с «Хамви» часто снимали двери.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
"Хамви" после наезда на мину, Багдад, 2003 год. Несмотря на бронирование кузова, днище было уязвимо для многих СВУ

А потом началась вторая война в Ираке – и ее характер разительно отличался от первой кампании! Если в 1991 году приходилось сталкиваться с полноценной армией, что соответствовало американской подготовке и доктрине, то война 2003 года была асимметричной. Прямые столкновения уступили место засадам, а танки в бескрайней пустыне – самодельным взрывным устройствам. И для них дополнительное бронирование «Хамви» не было аргументом. За три года войны 67 «пассажиров» HUMVEE стали жертвами подрыва на минах. В таких условиях бронирование M1114 было не панацеей, а дополнительной проблемой: двери быстро не открыть, динамика упала, а поднявшийся из-за башни центр масс, сделал машину склонной к опрокидыванию.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Результат наезда на мину. На первый взгляд, досталось лишь шасси - но подорванная крыша демонстрирует перепад давления в кабине. Плоское днище машины всецело "собирает" взрывную волну
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
А это последствия подрыва MRAP Cougar на 150-кг мине. Как видите, монокок остался целым, в чем заслуга V-образного днища этой машины

Первыми «сдались» морпехи, начав в 2007 году замену парка «Хамви» на автомобили с минной защитой – MRAP. Армейцам на это осознание потребовалось еще пять лет.

Копии – китайские, и не только

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Urovesa VAMTAC T3 - машина, внешне и концептуально похожая на американский аналог, но все же - это самостоятельная конструкция

В 1988 году AM General привезла на выставку в Пекин свой M998, который был проигнорирован китайской стороной. Но через несколько лет была закуплена партия Hummer H1 - в частном порядке. Машины разобрали, изучили, и в 2003 году представили свой вариант – Dongfeng EQ2050! Первые партии основывались на американских комплектующих, но позже производство наладили в Китае. Дабы «замаскировать» копию, в EQ2050 незначительно переработали переднюю часть.

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Eastwind EQ2050 - лицензионная копия "гражданского" Hummer H1
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Shenyang SFQ2040 - шасси зенитно-ракетного комплекса FB-6A, которое что-то очень сильно напоминает
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
ЗРК M1097 на шасси HUMVEE - вот его и напоминает

В тоже время, у испанских военных есть внедорожник URO VAMTAC, «вдохновленный» американским опытом. Когда американцы начали эксплуатировать свой HUMVEE, в Испании задумались о создании аналога, который заменил бы парк существующих Land Rover. Естественно, чиновники рассматривали покупку машин от AM General, но инженеры UROVESA пообещали «догнать и перегнать Америку». И судя по полученному контракту, у них получилось. Машина концептуально и внешне походит на заокеанского собрата, на что испанцы отвечают просто – «создавались же для одних целей!».

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США
Внедорожник филиппинских морпехов, внешность которого неприкрыто содрана. При этом, построена машина на шасси Mitsubishi Pajero.

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить свой «палец вверх» - если материал вам понравился, а для дискуссии и корректив – прошу в комментарии. И подписывайтесь на нас в Телеграме! По ссылкам ниже – тексты об истории создания HUMVEE:

  • Украинские HUMVEE: от Балкан - до Ирака
  • Какими были конкуренты HUMVEE?
  • Три машины, которыми заменяют HUMVEE в войсках