Фрэнсис Бэкон выделил 4 так называемых «идола ума», мешающих человеку полноценно познавать мир: идол рода, идол пещеры, идол площади и идол театра.
Начнем с первого:
Идол рода . Здесь суть состоит в том, что человек, познавая мир, не может отделиться от своей человеческой сущности, он везде проводит аналогию с собой, как представителя человеческого рода. Мы видим только определенные цвета, слышим какие-то звуки, но есть вероятность того, что на самом деле этих цветов и звуков гораздо больше, чем мы думаем. Наш процесс мышления очень ограничен, поскольку мы можем воспринимать только то, что доступно нашему разуму.
Когда я впервые прочитала о данном идоле, мне в голову пришла эта ассоциация, потому что в моей семье она вызвала много споров - кто-то видит серые кроссовки, а кто-то розовые. Мы склонны доверять своим чувствам и из-за этого можем ошибаться.
Данный идол свойственен каждому человеку, поэтому он и получил такое название.
Идол пещеры – это индивидуальные особенности каждого человека. Каждый из нас воспитан по-своему, обладает определенным характером, вкусами, темпераментом и так далее, именно об этом говорит Бэкон.
У меня данный идол ассоциируется с этой картинкой, потому что человек склонен все домысливать, а книги с открытым финалом как раз рассчитаны на это.
Еще здесь вспоминается история, которую я тоже видела на просторах интернета, когда преподаватель показывал студентам блокнот, они утверждали, что он красный, а преподаватель говорил, что они не правы. Оказалось, что блокнот с одной стороны был красным, а с другой черным.
Идол площади. Здесь проблема состоит в том, что человек подвержен мнению других людей, также неверное восприятие каких-либо слов приводит к эффекту «сломанного телефона». Наверное каждому знакома такая ситуация, когда преподаватель сказал старосте одно, староста передала другому, он третьему и в итоге последний человек получил совсем не ту информацию, которую имел в виду преподаватель. Здесь мне вспомнилась еще одна история из моей жизни, когда папа сказал: «В каждом фильме должна быть интрига», а брат всем рассказывал следующее: «Папа сказал, что в каждом фильме должна быть фига». Неправильное понимание терминов или вообще их непонимание приводит именно к этой проблеме, которую Бэкон обозначил как «идол площади».
У меня этот идол вызывает вот это изображение, потому что ассоциируется с толпой людей, доверяющим словам политиков и журналистов, а потом убеждающим других в своей правоте.
Идол театра – это, по сути, склонность человека доверять авторитетам. Я часто встречаю в социальных сетях абсолютно недостоверную информацию, поэтому привыкла проверять любые факты, которые показались мне интересными, прежде чем поведать о них другим.
По интернету уже давно гуляет вот эта картинка:
На самом же деле она выглядит так:
Этот идол ассоциируется с популярным мемом из вконтакте, потому что здесь знаменитой личности присваиваются слова, которых она не говорила.
На этом у меня все.
Спасибо за прочтение, ставьте лайки, пишите комментарии!
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: "Идолы ума" Ф. Бэкон.