(Читаем: 3 Цар. 11:26-39; 12:1–14:20)
Некоторые люди, кажется, уже рождаются лидерами. Если их вводят в какой-нибудь комитет или в какую-нибудь группу, они непременно оказываются во главе и руководят ими независимо от того, поручали им это или нет. Они всегда выделяются из общей массы и ведут себя, как “главные”. Например, в группе апостолов Симон Петр всегда первым выражал свое мнение, отвечал, высказывал суждение. Он был как раз таким человеком. Как мы иногда говорим, “он занимал активную позицию”. Он всегда был готов что-нибудь сказать или сделать, даже если это было неправильно и не к месту. Он должен был находиться впереди. Он должен был руководить.
По всей видимости, таким был и Иеровоам. Он имел качества, необходимые человеку, чтобы вести за собой других. В этой статье мы рассмотрим три из них. Ему не хватало лишь одного, но главного: однозначной праведности. Какая трагедия! Он обнаружил, что в области жизненных качеств три минус один равно нулю. Без однозначной праведности он был ничто. Он олицетворяет собой быстро взошедшую звезду, которая так же быстро сгорела.
Очень внимательно прочтите первые несколько страниц истории его жизни. Пусть он послужит нам предупреждением относительно того, что бывает, когда человек стремится обладать всеми качествами, кроме единственного праведного.
ЧЕСТОЛЮБИВАЯ УВЕРЕННОСТЬ
«...Иеровоам, сын Навата, ефремлянин из Цареды, — имя матери его, вдовы, Церуа, — раб Соломонов...» (3 Цар. 11:26).
Первое похвальное качество Иеровоама — уверенность в себе. Это был честолюбивый, легко сходящийся с людьми, уверенный молодой человек из колена Ефремова. Возможно, в какой-то степени уверенность к нему перешла по наследству и через окружение, в котором он вырос. Ефремляне были гордым племенем, сыгравшим определенную роль в истории. Они могли похвастаться тем, что Иисус Навин, один из величайших вождей Израиля, принадлежал к их племени. Кроме того, они могли сказать, что Силом, где изначально стояла скиния, находился на их родной земле. Они имели долгую славную историю и рассчитывали на высокое положение для себя. Поэтому доставшийся им земельный надел они посчитали унижающим их достоинство и недостаточным для их нужд. Когда Иисус Навин передал им во владение землю, они в резкой форме выразили свое недовольство: “Почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь?” (Иис. Н. 17:14).
Каким бы ни был источник уверенности Иеровоама, она не оставила его после несчастья, случившегося в его доме. Когда Иеровоам был еще ребенком, умер его отец, смотритель над работниками Соломона. Утрата родителя может пошатнуть землю под ногами юноши, оставив шрам неуверенности и нерешительности. Но насколько мы можем судить, с Иеровоамом такого не случилось. Тяжелая утрата не сломила его дух. Когда мы впервые видим его в тексте, он смел, отважен и общителен.
Уверенность — нужное качество. Она может быть благом, если не превращается в гордость. Талантливый уверенный в себе человек вызывает восхищение, а к талантливому гордецу все испытывают неприязнь. Уверенность придает смелость тем, кто пытается что-то сделать, а гордость и надменность ведут человека к унизительному падению.
ТАЛАНТ, ДОСТОЙНЫЙ ВОСХИЩЕНИЯ
«Иеровоам был человеком мужественным. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифа» (3 Цар. 11:28).
Второе положительное качество Иеровоама — талант. Он был не просто работником, а исключительным работником, талантливым работником. Его способности нельзя было не заметить. Усердие и трудовые навыки принесли ему репутацию, которая дошла не только до его непосредственного начальства, но даже до самого царя. Оценив превосходство Иеровоама на рабочем месте, Соломон повысил его, поставив присматривать за работниками из дома Иосифа.
Талант тоже похвален. Жаль человека, который пытается руководить без должных способностей. Но давайте помнить, что сам по себе талант не имеет никаких характеристик. Талант — как деньги, характер которым придает рука, которая их держит. Талант ценен лишь в том случае, если его направляет праведное сердце.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
«Когда услышали все израильтяне, что Иеровоам возвратился, то позвали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми израильтянами...» (3 Цар. 12:20).
Третье качество Иеровоама — так называемая “харизма”, или, иначе говоря, “магнетизм, притягательная личность”. Он принадлежал к тому типу людей, за которыми охотно следуют. Люди верили в него. Когда он говорил, люди слушали. Когда им понадобился царь, они сразу выбрали его.
Привлекательная личность — это, конечно же, благословение. Никому не хочется, чтобы рабочий план провалился только потому, что у руководителя отталкивающие черты характера. Люди могут отказаться что-либо делать, потому что видят бесперспективность этого. Хорошо. Это веская причина. Люди могут не захотеть браться за работу из-за отсутствия денег или энергии. Это тоже веская причина. Но если они отвергают хорошую работу потому, что им не нравится человек, который предложил ее, это трагедия. Тогда план проваливается не потому, что в нем нет истины, а потому, что его преподнесли в непривлекательной “обертке”.
Приятная личность может способствовать тому, что истину станут слушать. Конечно, нехорошо, когда людей убеждает одна только личность оратора; мы хотим, чтобы истину излагали приятные люди, но чтобы принимали ее потому, что это истина, а не потому, что ее нам представил тот или иной человек.
Обратите внимание: Жизнь королевы, которая закончилась в нищите.
Однако при равенстве всех остальных факторов привлекательные свойства личности помогают лучше преподнести истину.У Иеровоама были черты, которые все мы ценим: уверенность, талант и обаяние. Мы говорим: “Это все, что нужно руководителю”. Все ли? Давайте посмотрим, как Иеровоам распорядился этими качествами.
Однажды, когда Иеровоам вышел из Иерусалима, ему встретился пророк Ахия. Сняв с себя новый плащ, Ахия разорвал его на двенадцать частей в знак предсказания будущих событий и сказал Иеровоаму:
«Возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев: “Вот, Я исторгаю царство из руки Соломона и даю тебе десять колен”» (3 Цар. 11:31).
Это первое указание на то, что южное царство составят два колена. Когда произошел фактический раскол, представляется, что откололось одиннадцать колен, но позже Вениамин вернулся и примкнул к Иуде.
Два колена останутся за Соломоном ради Давида (3 Цар. 11:32), но Бог допустит это разделение в качестве суда над Израилем за их идолослужение. Помните: ничто не случается просто так. Бог либо позволяет какому-то событию произойти, либо специально посылает это событие, но ничто не случается просто так. В данном случае Бог позволил, чтобы разделение произошло.
Иеровоам получит возможность встать во главе народа. Может быть, престол был тем, к чему он всегда стремился. Его день пришел. Бог наделял его самым влиятельным положением. Как он воспользуется им?
Соломону, видимо, донесли, что Ахия сказал Иеровоаму, потому что он немедленно попытался убить его. Каким-то образом Иеровоаму удалось убежать от Соломона в Египет, под покровительство фараона Сусакима. Он оставался в Египте до самой смерти Соломона.
После смерти Соломона израильский народ собрался в Сихеме, чтобы поставить нового царя — Ровоама, сына Соломона. Иеровоам, который, прослышав о смерти Соломона, вернулся из Египта, вместе с Израилем отправился в Сихем, чтобы просить их нового царя, Ровоама, ослабить бремя народа. Ровоам велел ждать ответа три дня. В течение этих трех дней Ровоам совещался со старейшинами Израиля о том, как поступить, и они сказали: “Сделай это. Облегчи их бремя”. Он говорил также с молодыми людьми, и они сказали: “Нет. Силой приведи их к покорности и еще больше ужесточи требования. Твой мизинец будет толще чресл Соломона. Твой отец наказывал их бичами, а ты наказывай скорпионами” (3 Цар. 12:11). И Ровоам неразумно последовал совету молодых людей. Когда он объявил о своем решении, произошел раскол, как и предсказывал Ахия. Одиннадцать колен пошли за Иеровоамом, и только колено Иудино осталось с Ровоамом.
Ровоам вместе со своим главным сборщиком налогов Адонирамом выехал к другим племенам, желая выправить ситуацию и показать людям, кто у них царь, но израильтяне забросали Адонирама камнями, а Ровоам едва спасся. Ровоам бежал в Иерусалим, где собрал людей из колен Иуды и Вениамина для войны. Он набрал 180 000 воинов. Если ему не удалось уговорить северные колена покориться ему, то он силой заставит их подчиниться. Если они не захотели исполнять его приказы, то он принудит их к этому. Когда слова не действуют, некоторые пускают в ход оружие.
Господь послал к Ровоаму пророка Самея с вестью: “Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это...” (2 Пар. 11:4). Бог использовал этот раскол для осуществления Своих целей. Слова Самея не означают, что разделение было Божьей волей. Разделение случилось из-за греха, но Бог исполнял пророчество, переданное через Ахию (2 Пар. 10:15). Ровоам послушал Самея и распустил свою армию. Раскол был окончательным. С тех пор у Израиля всегда было два царя и два царства. Одиннадцать колен собрались, чтобы выбрать царя для своего нового царства. Выбор был единогласным: Иеровоам.
«Когда услышали все израильтяне, что Иеровоам возвратился, то позвали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина» (3 Цар. 12:20).
Вот Иеровоам и заполучил желанное руководство. Каким царем он будет? Какие уроки мы можем извлечь из его царствования? Иеровоам имел талант, харизму и уверенность, но далее мы увидим, что у него отсутствовало необходимейшее свойство хорошего руководителя — неиспорченность.
После торжественного возведения на престол в Сихеме по решению израильского народа (3 Цар. 12:20) он обстроил Сихем и Пенуил, сделав эти два города своими столицами, одну на западном берегу Иордана, а другую на восточном (3 Цар. 12:25). Сам же стал жить в красивом городе Фирце (3 Цар. 14:17). Он получил заверение, что, если он будет соблюдать Божий закон, Бог воздаст ему тем, что укрепит его царство и его династию. Ахия сказал ему, чего Бог ждет от него:
«И если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, то Я буду с тобой и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3 Цар. 11:38).
Что же сделал Иеровоам? Послушал он Божьего пророка? Нет. Он тут же ввел Израиль в грех. Он быстро продемонстрировал, что имеет все, кроме одного, что должен иметь богоугодный руководитель, — кроме сердца, которое побуждает человека вести своих подчиненных путем соблюдения Божьих заповедей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двадцать пять раз в Ветхом Завете об Иеровоаме в той или иной форме говорится, что он ввел Израиль в грех. У. Грэм Скрогги пишет:
«Самое плохое, что можно сказать о человеке, это то, что он сам постоянно грешил и вводил в грех других; именно это двадцать пять раз говорится об “Иеровоаме, сыне Навата”. Никто никогда не имел лучшей возможности и никто никогда так нечестиво не отринул ее. Ему было сказано, что если он будет исполнять все, что прикажет ему Бог, ходить Его путями, делать угодное пред Его очами, соблюдать Его уставы и заповеди, то Бог будет с ним, устроит ему крепкий дом, как устроил Давиду, и отдаст ему Израиль (3 Цар. 11:38). Чего еще желать человеку? И все же Иеровоам сознательно и упорно отвергал все это, греша сам и вводя в грех Израиль».
Если бы Иеровоам спросил себя: “Куда я веду Израиль?” — он был бы вынужден ответить: “Я веду этот народ к самой страшной погибели — духовной смерти”. Уверенность, талант и обаяние в конечном итоге ничего не стоят, если они расточаются на удовлетворение эгоистичных, греховных желаний, которые не благословляют, а губят.
СБОРНИК УРОКОВ: ЛЮДИ БИБЛИИС Богом по жизни31 августа 2021#христианство #религия #израиль #история израиля #ветхий завет
Еще по теме здесь: История.
Источник: Иеровоам: восходящая звезда, которая сгорела.