Споры о том, являлся ли «Опель Капитан» 1954 модельного года машиной, которую дизайнеры и инженеры Горьковского Автомобильного Завода взяли за основу при создании ГАЗ-21, или легендарная «Волга» была самостоятельным проектом, продолжаются по сей день. Надеюсь, что соображения, высказанные в данной статье, смогут примирить сторонников обеих точек зрения.
Факты против мифов
Что бы там ни утверждали записные патриоты, при разработке модели М-20 «Победа» советские специалисты многое позаимствовали из конструкции Opel Kapitan образца 1938 года. Взяв за основу использованные немецкими конструкторами компоновку и схему несущего кузова, проектировщики из СССР почти полностью скопировали конструкцию:
- Переднего моста, включая нижние рычаги, пружины и рычажные амортизаторы.
- Заднего моста, благодаря чему полуоси моделей из Германии и Советского Союза оказались полностью взаимозаменяемыми.
- Топливный бак. Детали совпадали по местам крепления и отличались лишь расположением заливной горловины.
Правда, при выборе типа силового агрегата победу одержали сторонники нижнеклапанных двигателей. Это, как показало время, было неверным решением. В целом «Победа» оказалась удачным автомобилем, хотя и получилась тяжелее и медленнее своего собрата из Германии.
Следующий шаг
Но время шло, и всё более очевидным становилось, что М-20 нужна замена. В конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода дали старт новому проекту. Как это часто бывает, в конструкции машины следующего поколения использовались технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на ранее выпускавшейся модели. В результате ГАЗ-21 получил в наследство от «Победы»:
- Переднюю подвеску. Лишь на поздних модификациях рычажные амортизаторы заменили на телескопические.
- Редуктор рулевого управления, выполненный по схеме «глобоидальный червяк – двухгребневый ролик».
- Рулевую трапецию, тяги которой соединялись сферическими шарнирами.
При создании новой машины немецкие разработчики двигались по тому же пути, позаимствовав для «Опель Капитан» образа 1954 года аналогичные узлы и агрегаты модели 1938 года. Таким образом, два автомобиля, приблизительно в одно время спроектированные в Германии и СССР, имели конструктивно родственную ходовую часть.
Дизайн
За разработку экстерьера и интерьера ГАЗ-21 отвечал художник-дизайнер Лев Еремеев. Возглавляемый им коллектив специалистов в целом хорошо справился со своими задачами. Облик первой «Волги», показанный на рисунке №1, до сих пор радует глаз и не вызывает серьёзных нареканий.
Рис. 1Надо отметить, что сам Еремеев, будучи прогрессивным дизайнером, изначально планировал установить на машину решётку радиатора типа «китовый ус». Но сверху поступило указание сделать выбор в пользу облицовки с массивными поперечинами. Это было популярное на тот момент, но уже не вполне соответствующее требованиям времени стилистическое решение.
К слову сказать, только на этой, первой серии ГАЗ-21, устанавливалась столь полюбившаяся автомобилистам эмблема в форме оленя. Причина, по которой на следующих модификациях «Волги» пришлось отказаться от использования стильного аксессуара, проста. Изящная фигурка пришлась по вкусу многим ценителям прекрасного, желавшим заполучить её в свою коллекцию. Стремясь удовлетворить возникший спрос, криминальные элементы начали охоту на оленя, и ради экономии времени отрывали его прямо с куском капота. В результате на поздних модификациях ГАЗ-21 от запоминающейся эмблемы было решено отказаться.
Представленный публике в 1954 году, Opel Kapitan поначалу тоже имел облицовку радиатора с толстыми хромированными поперечинами. Но к моменту начала производства ГАЗ-21 он уже прошёл рестайлинг и получил решётку «китовый ус». Как выглядела эта машина, можно увидеть на рисунке №2.
Рис.2Хотя в стилистике кузовов есть много общего, следует понимать, что использованные разработчиками дизайнерские решения были в то время очень популярны во всём мире. Поэтому не стоит говорить о прямом подражании. Это становится ясно окончательно, если сравнить салоны автомобилей. Панель приборов ГАЗ-21, которую можно разглядеть на рисунке №3, по-своему красива.
Рис.3 https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/97540/pub_5c76dc3d57accc00b6dccaa0_5c778621e9db9400b4fefc45/scale_1200Несмотря на это она имеет мало общего с панелью приборов Opel Kapitan образца 1956 года, показанной на рисунке №4.
Рис.4В плане отделки салона немецкий автомобиль выглядит предпочтительнее. Передние кресла с регулирующимися, что видно на рисунке № 5, спинками, удобнее, чем цельный диван «Волги», спинка которого фиксируется лишь в двух положениях.
Рис.5Откидывающийся подлокотник на заднем диване (рисунок №6) тоже явно не лишний.
Рис.6А ещё, решившись на установку шин с посадочным диаметром R13, немецкие конструкторы избавились от занимающих много места колёсных арок.
А вместо сердца – пламенный мотор
В случае с ГАЗ-21 советские конструкторы оказались в роли догоняющих. Причём, проектируя двигатель с нижним расположением распределительного вала и клапанами в головке блока цилиндров, они наверняка имели перед глазами силовой агрегат, устанавливавшийся на «Опель Капитан» образца 1938 года. Это заметно несмотря на то, что разработчики сократили количество цилиндров с шести до четырёх, а цельному чугунному блоку предпочли алюминиевый, со сменными мокрыми гильзами. Воспроизведена не только общая компоновка. Использован тот же профиль кулачков распределительного вала. Полностью взаимозаменяемы толкатели клапанов. В результате получился довольно удачный мотор ГАЗ-21Б с рабочим объёмом 2432 куб. см., развивавший мощность 65 л. с. Увидеть его можно на рисунке №7.
Рис.7Позже его мощность была увеличена сначала до 70, а потом и до 75 л. с. Рекомендованное топливо – бензин А-76. Двигатель работал в паре с механической трёхступенчатой коробкой передач.
Немцы, не мудрствуя лукаво, использовали обладавший солидным запасом прочности силовой агрегат образца 1937 года с рабочим объёмом 2473 куб. см. Увеличив максимальное число оборотов и степень сжатия, они форсировали рядный шестицилиндровый движок, показанный на рисунке №8, подняв мощность до 72 л. с.
Рис.8Это был оправданный выбор. Удачный мотор выпускался до начала 70-х годов, в последнем варианте исполнения развивая 92 л. с. В случае с Opel Kapitan 1956 года он, как и двигатель ГАЗ-21Б, комплектовался трёхступенчатой МКПП.
Заключение
Из всего вышесказанного напрашивается очевидный вывод: при разработке ГАЗ-21 советские инженеры использовали как собственные, так и позаимствованные у немецких коллег конструкторские решения. Поэтому спорить о том, является ли проект первой «Волги» самостоятельным или заимствованным, нет смысла. Истина, как это часто бывает, где-то посередине…
В статье использованы фотоматериалы, взятые из открытых источников. Все права на эти фотоматериалы принадлежат их правообладателям
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Истина где-то посередине.