Из ряда вон выходящие яхты августейших особ -то буксир, то авианосец

Ну вот например, Al-Noores. На сайте, посвящённом аренде супер-яхт , пишется: Роскошная моторная яхта Al Noores отображается на этой странице только в информационных целях, и она недоступна для аренды или продажи, а также не представлена ​​и не продается в сети Superyacht Network.

А всё потому, что она числится в дивизионе королевских яхт гвардии султана Омана в составе ВМС страны. Кто ж её в аренду сдавать будет? Вот посмотрите на эту красу:

Шо, на буксир похожа, говорите? Так она буксир и есть, но по роскоши внутреннего интерьера не уступит остальным яхтам султана. А среди них есть и Фульк-аль-Саламах — десантный амфибийный корабль на вооружении ВМС Омана. На нём тоже оборудованы апартаменты для размещения гостей и самого султана

Располагает султан и обычными яхтами, но мы же о необычных решили поговорить, не так ли?

Вот взять короля Таиланда. Когда самый маленький авианосец в мире в составе тайского ВМФ "Чакри Нарубет" бывает на ходу, он часто используется королём именно в качестве яхты для морских вояжей и на нём есть соответствующей роскоши апартаменты

Вообще, подавляющее количество яхт августейших особ могут использоваться и в утилитарных, в основном военных целях.

Хотя были и исключения. Так, например, королева Виктория, правившая Соединённым Королевством целых 63 года, во время первого официального вояжа летом 1842 года на борту парусной яхты «Король Георг» попала в полосу безветрия. «Мы узнали, что этой ночью прошли только 58 миль за 8 часов, – писала недовольная Виктория в своем дневнике, – как это утомительно и неприятно. Мы провели весь день, лежа на диванах, море заштормило к вечеру, и я сделалась больной».

После этого она настояла на постройке паровой королевской яхты. Это была «Виктория и Альберт»-1. К 1855 году она морально устарела и королева пересела на вновь построенную, более крупную и комфортабельную «Виктория и Альберт»-2. Но пришёл и её срок уходить на покой. Королева долго канючила (в английском тексте это называется "лоббировала") о постройке новой, «Виктория и Альберт»-3, взывая к самолюбию парламента, что мол, у царя и у кайзера яхты-то поновее и побольше. И добилась своего, деньги были выделены. Только королева 7 месяцев не дожила до ввода яхты в строй 23 июля 1901 г.

Так вот, в отличие от заграничных, эта яхта была чисто яхтой, ни к какому применению в боевых целях она была не приспособлена. Что не помешало ей иметь стоимость в 5/7 цены линкора HMS Renown, построенного в 1897 году. Эта яхта отличилась тем, что при постройке был значительно превышен вес всяких прибамбасов, приведший к нарушению расчётов по остойчивости. Например, чтобы развлекать королеву, установили традиционный шпиль, где якорь должен был выбираться вот таким способом:

Метацентрическая высота стала отрицательной. В итоге при заполнении водой дока, в котором достраивалось судно спустя год после спуска, оно немедленно опрокинулось, получив значительные повреждения. Главный конструктор сэр Уильям Генри Уайт, уже занимавшийся другими проектами и не знавший о перегрузке, тяжело переживал случившееся. Пресса и парламент подвергли его серьёзной критике, что привело главного строителя флота к тяжёлому нервному срыву. В итоге его уволили на пенсию, а судно подверглось перестройке.

Примером того, как хотели лучше, а получили неприятные результаты, может послужить российская императорская яхта "Ливадия"-2.

Помните жалобы королевы Виктории на качку? Негоже, когда августейшие особы страдают от этой напасти, тем более неприемлемо, если они начнут хвастать перед рыбами съеденными харчами. Сейчас-то для стабилизации судна применяются подводные крылья-стабилизаторы, или вместо крыльев, а иногда и вместе с ними применяется подвижный балласт – огромные, до 100 тонн весом, металлические противовесы, передвигающиеся по рельсам и не дающие круизному лайнеру раскачиваться. Всё это хозяйство управляется компьютером. На более мелких судах могут применяться массивные гироскопы.

Но ещё в декабре 1869 года измученный морской болезнью сэр Бессемер запатентовал неукачиваемое судно.

Пассажирский салон (21х9 метров) парохода был подвешен на продольной оси. Матрос, поглядывая на спиртовой уровень, с помощью гидравлических машин должен был выравнивать салон и компенсировать таким образом наклон судна. Помимо этого, салон соединялся с корпусом через резиновые амортизаторы для уменьшения вибраций и ударов.

Но это устройство нисколько не компенсировало килевую качку, а судно «SS Bessemer» оказалось на редкость плохо управляемым, тихоходным, несколько раз врезалось в причалы, короче, толку из этой идеи не вышло.

В отличие от англичанина, вице-адмирал Попов, строитель известных круглых броненосцев береговой обороны, решил бороться с качкой за счёт оригинальной формы корпуса новой царской яхты.

Отличительной её особенностью была нижняя часть корпуса и плоское днище, что видно на нижнем левом рисунке. "Ливадия" строилась в Британии по русским чертежам и с участием русских инженеров. Судно на стапеле:

На воде:

Трубы у неё не вдоль, как обычно, а поперёк корпуса. Внутреннее убранство было достойно статуса императорской яхты

И казалось бы, расчёты были вполне корректными. На переходе в Россию после постройки судно попало в шторм в Бискайском заливе. По сведениям очевидцев, высота волн достигала 6—7 м, при этом бортовая качка не превышала 3,5° на борт, а килевая — 9° в размахе 5,5° в нос и 3,5° в корму. Винты ни разу не оголялись. «На яхте ничего не падало» — рапортовал командир: сервировка стола и высокие канделябры оставались недвижимы как в штиль, ни суп в тарелках, ни вода в стаканах ни разу не пролились.

Однако дало себя знать явление, позднее названное слемминг. Волны начали бить в носовую часть понтона яхты — сначала редкие, эти удары с усилением ветра и высоты волн участились. Ход пришлось уменьшить до 4-5 уз., но удары не прекращались. Весьма сдержанный в своих оценках Рид писал: «удары волн в плоское днище яхты были ужасны по временам...» О том же сообщал в рапорте и командир яхты капитан 1 ранга И. К. Вогак: «... один из них был особенно сильный, произведший на всех впечатление как от удара о твердый предмет...» В 10 часов утра обнаружили, что первое междудонное отделение заполнилось водой; срочно пришлось менять курс и направиться в испанский порт Ферроль.

Каким же образом "Ливадия", ведомая опытными моряками, попала в самый центр шторма, да еще шла против волны? Это тем более непонятно, так как на ее борту находились судостроители, намекавшие, еще на испытаниях, что яхта хороша «при волнах не слишком большой величины». Но это непонятно только на первый взгляд.

Дотошные англичане раскусили идею: «Таймс» в 1879 г. писала:

«... остойчивость и комфорт суть главные качества, которые преследовались при проектировании яхты, и если максимум остойчивости обеспечен в яхте известной формой, то прибавление брони и возможные изменения могут сделать ее, на основании того же принципа, не менее устойчивой артиллерийскою платформою. Не секрет, что новая яхта есть опыт...».

Т.е. ставился опыт, можно ли применить такую конструкцию для создания боевых кораблей, мало подверженных качке, что делало бы их уникальными по точности артогня.

Так что поведение корабля в шторм надо было обязательно исследовать, никто в мире подобными знаниями не обладал. К сожалению, испытания дали отрицательный результат. "Ливадия" после ремонта в Испании добралась до Чёрного моря. Несмотря на высокую скорость - от 14 до 15 узлов, корабль так и не смог избавиться от проблем со штормовыми волнами, повреждения корпуса он получил и в ходе черноморского шторма.

Царской яхтой он так и не стал. Вскоре были демонтированы и отправлены на Балтику для вновь строящихся кораблей его машины, вывезено роскошное убранство салонов и кают.

Пароход превратился в блокшив «Опыт», используемый и как казарма и как склад...

В начале XX века его сдали в Севастопольский порт, но в 1913 г. вновь включили в списки флота как «Блокшив № 7». Он простоял в Севастополе до 1926 г., когда был списан окончательно.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ещё об истории яхт русских императоров:

Русским императорам было далеко до Абрамовича, но кое-какие яхты они всё же имели.

Близко к теме:

Как царь награждал морских офицеров, наказывал их и прощал

Которые тоже не были паиньками:

Дебоши царских морских офицеров

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Из ряда вон выходящие яхты августейших особ -то буксир, то авианосец.