Сначала мы смотрели...
Передовой опыт Англии в строительстве железных дорог обратил внимание на себя не только европейцев, но и американцев. "Чугунка" (позже железная дорога) была прочнее, надёжнее и быстрее конного транспорта, а для пассажира - комфортнее.
А вот в России вопрос о необходимости железных дорог в качестве общественного и грузового транспорта хоть и обсуждался горячо,
но принятие решения двигалось с черепашьей скоростью.
Хотя ещё в 1788 году в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе был сконструирован, опробован и достойно показал себя в работе прообраз промышленной железной дороги - Чугунный колесопровод. Данная конструкция довольно быстро нашла применение и в строительстве, и на крупных предприятиях в промышленной части России.
На Урале Демидовы на собственном металлургическом заводе в Нижнем Тагиле успешно использовали паровозы, изобретённые отцом и сыном Черепановыми.
Потом мы думали...
Но со временем встал вопрос именно о перевозке пассажиров
и о транспортировании грузов на огромных территориях России - насколько это целесообразно и как быстро окупится.
В первой половине XIX века не было ни одного просвещённого человека, который не высказал бы своего мнения о том, нужны ли России железные дороги или нет? И кого пригласить для проектирования и строительства? Выбор пал на опытного австрийского инженера и чеха по происхождению Франца Герстнера.
Затем мы спорили...
- Господа! Как иностранец может знать тонкости российского климата? - недоумевал Пушкин. - По зиме дорога будет наверняка заметена снегами и так простоит до весны. Месье думает возложить расчистку дороги на крестьян губерний, по которым сей тракт будет проходить? Или сам в руки лопату возьмёт? - поэт, как всегда, был остёр на язык.
- Если господа позволят, я бы тоже желал высказаться! - министр финансов Егор Францевич Канкрин был немногословен, но всегда говорил дельно. - И тут я выступаю не как финансист. Взгляд со стороны,
так сказать... Я против железного транспорта. Поясню. Если бы в 1812 году Россия имела бы железные дороги, враг легче завоевал бы нас. Быстрее бы преодолел наши просторы. А позже имел бы возможность пополнять свои резервы в боезапасах, провианте и обмундировании.
- Я тоже не вижу необходимости тратить средства на строительство железных дорог, - граф Пётр Андреевич Клейнмихель поддержал министра. - Торговые суда и гужевой транспорт вполне справляются
с грузоперевозками. Да и не каждому понравится делить место с попутчиками в вагоне. Ведь неизвестно, кого Б-г пошлёт! А скорость что?
По скорости что паровоз, что тройка лошадей - одинаково. Да и последние порезвее будут! - граф достал носовой платок из тончайшего батиста
и вытер густые усы.
- Совершенно верно, господа! Железные дороги России не нужны, -
шеф жандармерии граф Бенкендорф был категоричен, - поскольку дадут иллюзию свободы и позволят крамольным мыслям поселиться в головах неблагонадёжных граждан. Люди начнут перемещаться по стране. А это нарушит стабильность в стране и спокойствие императора!
Примерно такие мнения царили в первой половине XIX века в обеих столицах.
Николай I был в курсе всех кулуарных разговоров относительно строительства железной дороги - о спорах, об интригах, о согласных и несогласных. Но император - на то и император, чтобы увидеть будущее за техническим прогрессом и взять на себя ответственность.
Правда, какой ценой...
Именно бескрайние российские просторы и сыграли весомую роль
в решении Николая I. Он видел за железнодорожным транспортом перспективы - длительность эксплуатации, равнинность значительной части России и неограниченные людские ресурсы вкупе с абсолютной монархией.
Как вам такой "коктейль"?
А на улицах горячились владельцы лошадиных сил.
- Неее! Железяки енти и пяти годков не протянут! - извозчик с чувством почесал пятернёй под окладистой бородой и потянул поводья. - Тпрруу! Стоять, Зорька! Знаем мы енти чугунки! Морозы не простоят. Трескаться оне будут. Да и от людёв груз какой на рельсу. Неее! Не потянут!
- Верно говоришь, браток! - владелец дилижанса протянул извозчику цигарку и дал прикурить. - Где ж это видано, шоб по сотне народу зараз
в один вагон сажать! А если... не дай бог... паровозину энту разорвёт?
Это ж скока народа поубивается!
- И дома сгорять, - почти мечтательно произнёс извозчик, - шо рядом
с чугункой, - тут же пояснил он. - И коровы пастись не будут - стращаться дыму да шуму будут. И куры нестись не будуть. Точно! Не будуть! Конец света придёт, не иначе!
Однако что императору до волнений извозчиков, до коров и кур!
Он смотрит вдаль. Он глядит вглубь. Он видит суть.
Из воспоминаний атташе французского посольства в Санкт-Петербурге Д'Аршиака, записанных им в дневнике 24 января 1837 года:
"Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые тяжкими вздохами локомотива и грохотом бесчисленных колёс, железное чудовище, выпускающее из чугунной трубы густые клубы чёрного дыма, медленно тронулось в свой прямолинейный путь. С каждой секундой оно ускоряло свой стальной пробег, повышая ритм своих стуков и унося нас с невообразимой быстротой мимо мелькающих деревьев и построек. Нами овладело чувство трепета и воздушной устремлённости в какие-то неведомые миры..."
Д'Аршиак - "славный малый", как о нём отзывались при дворе, - по иронии судьбы, являлся кузеном Дантесу и, по обстоятельствам, его секундантом. Он до последнего пытался предотвратить трагическое событие, но увы...
На следующий день Дантес отпразднует свой день рождения...
А ещё через два на Чёрной речке прогремят исторические выстрелы...
Но сегодня - 24 января 1837 года - месье Д'Аршиак ещё находился
в прекрасном настроении, так как был приглашён на церемонию "опробования поезда с паровой машиной, отходящим от станции
Царское Село в сторону станции Павловск".
Это был первый отрезок общественной железной дороги в России. Финансировал строительство внук Екатерины II и Григория Орлова
граф А.А. Бобринский.
За два года до этого...
- А что Вы думаете, Ваше Императорское Величество, если соединить
два сердца, две столицы великой России? - инженер по профессии, предприниматель с деловой хваткой и, одновременно, романтик в душе Франц Герстнер прекрасно зарекомендовал себя при строительстве первых железных дорог в Чехии и Австрии. Он был настроен на сотрудничество. Россия огромна, а российский император щедр, жалуя высококвалифицированных специалистов. Работы здесь - непочатый край.
Сравнение "соединить сердца двух столиц России" весьма понравилось Николаю I,
но пока не была построена первая железная дорога, пока она не оправдала затраты и пока приглашённый инженер Франц Герстнер
не показал свои профессиональные навыки, разговора о строительстве железной дороги такой протяжённости не могло быть и речи.
Но Николай I запомнил слова австрийца. И пару лет спустя попросил принести расчёты. Император был рачительным хозяином и желал знать, во что будет вложена каждая казённая копейка.
Когда по истечении нескольких месяцев Николаю I на стол положили карту с извилистой линией, император недовольно поморщился. Затем взял линейку, соединил Санкт-Петербург с Москвой и тонко отточенным карандашом провёл прямую линию.
Но вот незадача!
Карандаш ненароком обвёл монарший палец, придерживающий линейку. Искажение было незначительным. Это - на карте. А в жизни получился крюк в районе станции Мстинский мост - небольшой деревушки Новгородской губернии на реке Мста.
Кто знает, может, это - очередная легенда. Но достоверно одно -
13 февраля 1842 года
- ровно 180 лет назад высочайшим Указом Николай I соединил две столицы железной дорогой, которой мы пользуемся и по сей день.
Статьи о двух столицах и не только👇
Парадная или подъезд - вот в чём вопросБелая Орхидея9 февраля 2021О пупырчатых финиках и швейцарской дулеБелая Орхидея11 февраля 2021Две столицы - и всегда два мненияБелая Орхидея12 февраля 2021Впереди России всейБелая Орхидея13 февраля 2021Широко закрытые глаза Правосудия и широко открытые - ТорговлиБелая Орхидея16 декабря 2021#история российского государства #российская империя #железнодорожный транспорт #железные дороги #романовы
Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!
Еще по теме здесь: История.
Источник: Как Николай i линейкой соединил две столицы.