«Главная идея, которую стремлюсь донести до учеников – как это здорово заниматься наукой, каких высот можно тем самым достичь. Благодаря разработкам ученых, наша жизнь становится лучше, комфортнее, совершается новый виток эволюции человечества. А чтобы лучше объяснить подобный вывод, использую на уроках различные наглядные примеры», - говорит о секретах своего мастерства преподаватель химии из Саратова Вероника Романова.
Обладатель приза «Хрустальный пеликан» на всероссийском конкурсе рассказывает о важности естественно-научных знаний в современном мире, о преимуществах отечественной системы образования и о том, как лучше мотивировать школьников к изучению предмета.
Чай в пробирке
- Как правило, опыты по химии вызывают любопытство в школьном классе, но когда доходит до теории, этот интерес может исчезнуть…
- Такая реакция не говорит об отсутствии способностей к тому или иному предмету. Иное дело – выявить и пробудить их. В этом первая задача педагога. Поступив на работу в школу, я начала урок с дежурной фразы об удивительной науке химии, и вдруг раздалась реплика из класса, - «А у меня нет учебника!». То есть, дали понять – объясняю скучно. Потребовались нестандартный подход к теме урока, другая методика преподавания. Так и занимаюсь поисками, сфера которых безгранична: штудируя множество книг и периодических изданий, беру на заметку необходимые рекомендации. Учитель химии с одной стороны пользуется тем преимуществом, что его ученики вполне подготовлены к логическим операциям, которые предполагает изучение предмета – сравнению и анализу, абстрактному восприятию. Но с другой стороны в распоряжении педагога относительно мало времени, чтобы по-настоящему приобщить к этой дисциплине, ведь курс химии в общеобразовательной школе начинается с 8 класса. За четыре года обучения настолько увлечь предметом, чтобы в нем увидели будущую профессию – задача трудоемкая. Если преподаватель излагает языком сплошных формул, вряд ли он донесет до понимания даже элементарные вещи - допустим, как поваренная соль в воде распадается на ионы. Каждый раздел знаний закрепляется тут экспериментальным путем. Отдельные опыты ставим на дому - такие школьные практикумы существуют с 60-х годов.
- В чем особенность этих экспериментов?
- Они простые и совершенно безопасные – с использованием, например, чая-каркаде, содержащего вещества, изменяющие окраску в определенной среде. Был настой малинового оттенка, в растворе соды он стал зеленым. Эти превращения завораживают детей вместе с родителями, чье присутствие обязательное условие при опытах. Когда-то школьникам разрешалось самостоятельно экспериментировать с магниевой лентой, карбидом кальция, таблетками пургена, где основной компонент – фенолфталеин, хорошо растворимый в спирте. Мой практикум, одобренный Саратовским институтом развития образования, ограничивается пищевыми продуктами и бытовыми средствами, наподобие борной кислоты. Тем нагляднее свидетельство – все окружающее состоит из элементов, изучаемых химией.
Трудолюбивые ученики
- Окончив университет с красным дипломом, вы могли строить научную карьеру, но ушли в педагогику. Чем вызван такой выбор?
- Думаю, стечением обстоятельств. Поступив в аспирантуру, я занималась диссертацией. Параллельно работала при группе иностранных студентов: аспирантской стипендии не хватало, чтобы обеспечить себя. Неожиданно выяснилось - декан нашего отделения близкий родственник моего школьного преподавателя химии, заслуженного учителя Российской Федерации Людмилы Терентьевой. Понятно, она увидела во мне преемника. Вернувшись специалистом в родную школу № 96, ныне лицей № 2, я успевала вести занятия и в школьном классе и в аудитории вуза, а после рождения детей полностью перешла в систему среднего образования. О чем нисколько не жалею.
- Даже, несмотря на то, что учить студентов заметно проще, чем подростков?
- В одном примере учитель имеет дело с уже взрослыми и вполне самостоятельными людьми, которые нормально воспринимают официальный тон. Общение же со школьниками требует от педагога семейной доверительности. К ним надо относиться подчеркнуто уважительно. Тогда они будут лучше тянуться к знаниям. Хотя наше учебное заведение называется лицей, здесь отбор не по уровню дошкольной подготовки, а больше по месту жительства. Соседний микрорайон не самый благополучный в Саратове, к нам приходят учиться дети чаще всего из семей со скромным достатком. Но какие же они бывают трудолюбивые! Передавая им знания, видя плоды своей работы, педагог чувствует эйфорию. Тем более приятно, когда ученики для внеклассных занятий выбирают химический кружок и говорят о намерении серьезно изучать эту науку.
- Довольно редкий случай, когда со школы мечтают стать именно химиком, а не биологом или врачом, поскольку профессия связана с вредными и опасными условиями труда.
- Однако сама по себе распространенная в обществе хемофобия происходит скорее от дефицита информации. Притом, что заболевание, которым пугают химиков, можно получить, пройдя по улице и подышав выхлопными газами автомобилей. Нормы техники безопасности в химической промышленности «прописаны кровью». Если их строго соблюдать на рабочем месте, не будет отрицательных последствий для здоровья. Каждое практическое занятие в классе начинаем с повторения этих правил.
Всероссийское признание
- Извечен спор «физиков» и «лириков». Численное преимущество на стороне последних, судя по конкурсу в вузы. И как тут быть?
- Выбор профессии во многом зависит от примера окружающих и, в первую очередь, родителей. В любом случае он должен быть личностно-значимым. Все же, оценивая собственные перспективы, молодым людям надо бы понимать: поиск работы для выпускника по гуманитарному профилю часто связан с большими проблемами. На рынке труда слишком много юристов и экономистов, но вот представителей естественнонаучных специальностей и квалифицированных инженерных кадров не хватает. Гуманитарии в итоге часто вынуждены осваивать другую сферу деятельности, а химик всегда востребован. В Саратове и области достаточно предприятий, готовых платить такому работнику достойное жалование. Отрасль стремительно развивается, так как в нашем регионе добывают нефть и газ. Или можно поехать с вахтой на Север. Вообще, замечено: технарь и естественник могут преуспеть в художественном творчестве. Так, выдающийся русский композитор Александр Бородин по образованию был химиком. А возможна в зрелом возрасте трансформация гуманитария в технаря? Едва ли. Надеюсь, популярность предмета, который преподаю, возрастет. Пока что на всю область имеется в общеобразовательных школах два класса этого профиля. Уроки химии обычно проводятся дважды в неделю. Тем выше моя заинтересованность в учениках, посещающих тематический кружок, где знакомлю, в том числе, с биохимией – разделом, который необходим при поступлении в медицинский университет.
- Много говорят об альтернативных вариантах обучения детей, пропагандируются Вальдорфские школы, где нет домашних заданий и оценок. Приемлема ли для вас подобная методика?
- Однозначно нет. Оценки нужны для градации учеников, это и способ побуждать к приобретению знаний. На основании их динамики родители узнают о поведении, способностях и, быть может, о состоянии здоровья детей.
И как обойтись без домашних заданий? Конечно, есть ученики, на лету схватывающие материал, но если его не повторить спустя некоторое время после урока, то в долговременной памяти мало что останется из пройденного в школе. Точные науки не одолеть без систематического труда, притом, что в старших классах учебный материал очень сложный. Ученики должны уметь самостоятельно формулировать тему каждого предстоящего урока. Этого не сделать без обстоятельного владения предметом. Словом, мощь нашей школы, системы образования – в традиционности.
- Своим успехом на «Учителе года» вы подтвердили престиж саратовской школьной педагогики. Выйти в финал этого профессионального смотра – особое достижение.
- Годом ранее в конкурсе «Педагогический дебют» я заняла третье место по региону. Методист из областного института развития образования рекомендовал меня выступить на отборочном этапе следующего мероприятия, и – пошло поехало! Конечно, потребовалось много сил, чтобы пройти все его стадии – от районной до федеральной. Финал с участием 85 конкурсантов принимали в Грозном и Москве. Демонстрировался мастер-класс перед жюри, председателем которого был ректор МГУ Виктор Садовничий, на заочном этапе готовили тематическое эссе. Проведенный в грозненской школе показательный урок по программе конкурса я посвятила изменению свойств химических элементов в периодической системе Менделеева - в этом году отмечается ее 150-летие. Испытала непередаваемые эмоции, когда мое имя объявили в первой «пятерке».
Досье: Вероника Романова, преподаватель химии МОУ Лицей № 2 Октябрьского района города Саратова, родилась 9 июля 1984 года.
Выпускник СГУ имени Н.Г. Чернышевского, кандидат химических наук. Финалист конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2019». Отмечена благодарственным письмом за высокий уровень подготовки участников Всероссийской научно-исследовательской конференции «В науку первые шаги» при СГТУ имени Гагарина Ю.А. Награждена почетной грамотой за творческое выполнение профессиональных обязанностей и плодотворное сотрудничество с областным отделением Педагогического общества (2011 г.).
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Как подружиться с химией. Педагог чувствует эйфорию, делясь знаниями. .