Как популярная у русских икона оказалась в американском фильме, награждённом семью "Оскарами"

Помните название фильма? А имя святого?

Этот фильм вышел в 2013-м году и тогда проходил по ведомству научной фантастики: в нём героиня Сандры Буллок, единственная выжившая из всей космической миссии, пыталась вернуться в родной Иллинойс.

Теперь, из 2021-го, это кино выглядит фантастикой политической: всё в нём пропитано симпатией американцев к России - мы уж и позабыли, что такое возможно. Тут героиня Буллок носит скафандр с российским флагом на рукаве и именем Л. Демидов на груди и легко читает инструкции на русском. А её напарник (герой Джорджа Клуни), пока был жив, мечтал побить рекорд российского космонавта по длительности пребывания в открытом космосе и хвастал, что знает, где у русских на МКС припрятано сорокаградусное горючее. А когда орбитальная станция была разнесена обломками российского спутника, который сами же русские и взорвали, невозмутимо прокомментировал: "Имеют право".

Кадр из фильма "Гравитация" (Gravity, 2013, реж. Альфонсо Куарон).

Это фильм "Гравитация", и свои 7 "Оскаров" он получил за режиссуру, работу оператора, монтаж, визуальные эффекты, саундтрек, лучший звук и лучший монтаж звука.

Теперь об иконке, которая была закреплена на приборной панели космического корабля "Союз". Через кабину "Союза" лежит путь главной героини к спасению. И когда астронавт Стоун пытается разобраться с управлением, перед её глазами оказывается изображение святого Христофора - этого раннехристианского мученика почитают и православные, и католики, а его имя переводится с греческого как "несущий Христа".

Вот такая широко тиражируемая икона показана в фильме "Гравитация".

По легенде, этот мученик-великан однажды переносил через реку младенца - и вдруг почувствовал, что с каждым шагом ребёнок становится всё тяжелее: оказалось, он нёс маленького Иисуса, а вместе с ним - и все печали мира. Святого Христофора почитают как покровителя мореплавателей и путешественников: этот мотив совпадает с сюжетом фильма - героине Сандры Баллок как раз предстоит путешествие из космоса на Землю. Правда, через космическую бездну перенести себя ей придётся самой.

Ещё пара нюансов, которые вряд ли были известны создателям фильма, но всё равно срезонировали с содержанием их истории.

У восточных христиан (и особенно на Руси) были популярны другие изображения святого Христофора - с пёсьей головой на плечах: по одной версии, с такой головой он уже родился, а по другой - она появилась после того, как Христофор, которому женщины проходу не давали, попросил Бога сделать его менее красивым, во избежание соблазнов.

Святой мученик Христофор (Псеглав, Псеглавец, Песьеглавец), предстоящий Спасу Вседержителю. Первая половина XIX века. Новосибирский государственный краеведческий музей

В некоторых регионах образ Христофора с пёсьей головой, видимо, наложился на образ Анубиса, древнеегипесткого пёсьеглавого бога, ответственного за погребальные ритуалы. И в этих регионах святой Христофор почитался как покровитель людей, которые рискуют (и боятся) умереть в одиночестве.

Так вот, в один из самых пронзительных моментов фильма, астронавтка Стоун, оставшаяся одна в космосе, без горючего на корабле, устанавливает одностороннюю связь с Землёй - и слышит собачий лай. И хотя на другом конце её не слышат, он рассказывает, что боится умирать и просит помолиться за неё. Всё это происходит, когда она сидит перед панелью управления с этой самой иконкой.

Конечно, икона на приборной панели немедленно вызывает ассоциации с "интерьерами" отечественных такси. И если вы погуглите "иконы для авто", то легко найдёте именно такую, как в фильме. Китайского производства, разумеется. И знаете что? На киноэкран этот образ пришёл именно из такси!

Режиссёр и сценарист фильма "Гравитация" Альфонсо Куарон рассказывал в интервью газете "Ведомости":

- Знаете, я ездил в Москве на такси: у каждого водителя непременно висит как минимум одна икона! Нам хотелось культурной точности. В нашем "Союзе" икона святого, покровительствующего путешественникам. Это, мне кажется, изящно и осмысленно. На международной космической станции тоже есть иконы, я уверен.


Кадр с иконой на космическом корабле вызывает ассоциации ещё и с "Солярисом" Андрея Тарковского, но в том же интервью Куарон говорит, что этого фильма среди источников вдохновения во время работы над "Гравитацией" как раз и не было. А было вот что: "Дуэль" Спилберга, "Приговоренный к смерти бежал" Брессона и... "Поезд-беглец" Кончаловского, который до сих пор ведёт односторонний спор с Тарковским - в молодости они дружили, ссорились и вместе писали сценарий "Андрея Рублёва". Но это уже совсем другая история и другие иконы.

Еще по теме здесь: Космос.

Источник: Как популярная у русских икона оказалась в американском фильме, награждённом семью "Оскарами".