В этом выпуске попытаемся разобраться как спасались от жгучих морозов танкисты обеих сторон на восточном фронте.
Сразу отметим что на начало войны систем отопления в немецких и советских танках не было немцы вообще не рассчитывали что война затянется до первой зимы.
План Блицкрига подразумевал победу за несколько месяцев а в европе погодные условия гораздо более благоприятные, однако как мы знаем планом молниеносной войны не суждено было сбыться цитата немецкого танкиста которая очень хорошо рассказывает о температуре в танке "влага от нашего дыхания вскоре замёрзла и превращалась в толстый белый ледяной нарост если кто-нибудь из экипажа засыпал и прислонился головой к стенке танка то волосы фактически примерзали к ней когда он просыпался, до определённой степени мы могли согреться съежившись и дрожа всем телом" и естественно немцы как и наши прибегали к различным кустарным способам.
Так например сверлилось отверстие в перегородке моторного отсека и в кабину выводилось труба, однако такой способ мог привести к попаданию угарных газов помещения экипажа.
Знаменитый немецкий танковый Ас Отто Кариус воевавший на многих немецких танках в том числе на тиграх, пишет в своих заметках <<для того чтобы иногда хоть немного согреться мы придумали зажигать большую керосиновую лампу, когда проходили подготовку нам строго запрещалось даже курить в танке и вот теперь мы докатились до того чтобы на полную мощь жечь керосиновую лампу когдаперед нами противник, слава богу что ни в одном из танков нашей роты ни разу не произошло несчастного случая из-за такой беспечности, но были другие побочные эффекты к примеру когда все мы впадали в дрему, тяга в лампе ослабевала и она начинала чудить как ненормальная, мы все были похожи на трубочистов из-за копоти внутреннюю поверхность наших танков теперь уже едва ли можно было назвать белый>> воздух тоже оставлял желать лучшего.
Сегодня я просто поражаюсь что никто из нас не отравился ядовитыми парами но тогда у всех на слуху было избитая фраза "никто еще не умирал от вони но многие замерзали помимо керосинок в танки могли ставить ведро стоящим над углями этим способом пользовались и наши и немцы.
Тоже ведро с углями можно было зимой увидите в кабинах наших полутора, где отопителя также не было слову первый автомобильный отопитель появились на фордах уже в 1929 году.
Обратите внимание: Почему нацисты уважали нейтралитет Швейцарии во время Второй мировой войны?.
У наших войск существовали варианты обогрева от внешней печки что касается конкретно советских танкистов то тут существовало два основных способа.Первый если стоянка короткое а то и вовсе на марше в танке было как в холодильнике, шло тепло от двигателя но тут у ветеранов разница мнений а кому-то этого было достаточно а кто-то утверждал что двигатель почти не грел боевое отделение в любом случае был незамысловатый способ дополнительного тепла, внутри танка зажигалась большая керосиновая лампа или в случае ее отсутствия было ведро полная тлеющего угля, последний способ кстати часто использовали еще водители грузовиков в случае с танком конечно и лампа и уголь были чреваты отравлением угарным газом но голод не тётка предпочитали рисковать.
Второй способ если предстояло продолжительная стоянка в полевых условиях был основной широко известный способ у каждого экипажа был большой отрезок брезента а также печкакоторая крепились на броне на некоторых танках уже прямо с завода были крепления для этой самой печки, вырывалась траншеи на нее за гонялся танк который накрывался брезентом а углы пробивались к земле и засыпали снегом, получалось нечто вроде землянки и палатки одновременно под танк ставились печка и жарко топилась в результате обогревались и сама траншея с экипажем и не замерзали механизмы танка.
Вот так как это обычно и бывает солдатская смекалка помогла вынести все трудности военного быта
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как согревались в танках советские и немецкие танкисты во время зимних кампаний.