В интернете можно встретить фотографии и коллажи, наподобие тех, что приведены ниже в галерее.
Наличие огромного количества подобных изображений в русскоязычном секторе интернета говорит о том, что отношение к высшему образованию и, соответственно, специалистам в нашей стране крайне низкое. Косвенно об этом можно судить по широкой рекламе от сетей быстрого питания или продовольственных магазинов, которые предлагают студентам подработки по гибкому графику и (!) карьерный рост. Ещё раз для тех кто не понял: насыщенность информационного пространства подобными объявлениями говорит о том, что учиться нет смысла и следует приходить в магазины, чтобы сделать карьеру очередного манагера по продажам. Также можно понять, что множество студентов ищет себе подработку и, тем самым, порождает спрос на их низкооплачиваемые услуги. Поэтому возникают большие вопросы: а что не так с нашим высшим образованием, почему отношение к нему со стороны большинства населения пренебрежительное? Попробуем ответить.
Чтобы понять, откуда идёт часть проблем высшего образования, попробуем их сначала сформулировать:
1) Крайне низкая квалификация выпускаемых бакалавров и магистров. Не раз и не два мы слышали, как выпускники инженеры не могут адекватно воспользоваться программой для построения чертежей или моделей типа Autocad, SketchUp, 3dsMax. Ещё чаще приходилось слышать, что будущие "инженера" не в состоянии решить квадратное уравнение - даже запрограммировать не могут в среде типа Maple, Matlab и прочих систем компьютерной математики.
2) Высокая загруженность преподавателей институтов и университетов аудиторной работой. Чтобы не быть голословными, приведём пример. Средняя нагрузка преподавателя за год такова, что каждую неделю ему приходится вести 12-15 пар, т.е. около 3 пар в день. Тут стоит учесть, что в расписании имеются "окна", из-за которых дни с 2 парами превращаются в дни с 3-4 парами. Тот, кто ведёт занятия по 3 занятия с длительностью по 1.5 часа прекрасно знает, сколько психической энергии отнимает полноценная умственная работа на паре.
3) Низкий авторитет людей с высшим образованием. Тут почти не стоит комментировать ничего, достаточно вспомнить пожелание одной известной полуфигуры преподавателям идти "в бизнес".
4) Низкая материальная обеспеченность в виде лабораторий и производственных мощностей.
Как можно решить эти проблемы и немного улучшить систему нашего высшего образования? Для этого необходимо не так уж и много сделать, приведём по пунктам.
Во-первых, нужно, чтобы люди осознали, что бесплатное высшее образование - это привилегия, которую необходимо завоевать. Осознание придёт очень просто - разрешить университетам отчислять нерадивых, ленивых и слабых студентов. Вы спросите, как так, ведь университет и так имеет право отчислить студента за несданный предмет. Тогда обратим ваше внимание к тому факту, что количество преподавателей должно отвечать количеству студентов. Меньше студентов, меньше штат. Если отчислить после сессии половину студентов, точно так же нужно уволить половину преподавателей. По закону так. Так как же разрешить университетам отчислять? Очень просто: закрепить штат преподавателей на текущем уровне. Т.е. запретить увольнять преподавателей, которые уже работают, и продлевать им контракты до тех пор, пока они желают этого. Если штат перенасыщен - не нанимать новых. Рано или поздно вместо вышедших на пенсию преподавателей придут те, кто является лучшим среди своих.
Во-вторых. Снизить минимальный порог нагрузки для преподавателей с 10-15 пар в неделю до 4-5. Кажется, что тогда возникнет сложная ситуация - мастистые профессора вообще перестанут вести занятия, а ассистентам придётся за них тянуть лямку. Этого не будет, если оставшуюся нагрузку профессура будет добирать публикациями в рейтинговых сайтах. Например, статья в сайте 1-го квартиля будет "стоить" 500 часов. Тогда для тех коллективов, в которых в среднем на одного человека будет приходиться 1 публикация, достаточно легко будет набираться остальная нагрузка.
В-третьих. Естественное уменьшение штата студентов позволит поднять стипендию. На наш взгляд, можно безболезненно отчислять 4/5 студентов с 1-го курса. Следовательно, даже нынешнее подаяние студентам в размере 1500 рублей можно легко увеличить до 7500 тысяч. Если при этом они имеют высокие оценки - поднять ещё на четверть, т.е. сделать это подаяние зарплатой в 9375 р. А если студент курса с третьего участвует ещё и в научной деятельности (пройдя достаточно строгий отбор, кстати), то можно ещё накинуть 2000-3000 тысячи и округлить до 12000 тысяч. Тогда представим, что получается. Хороший студент будет на руки получать 12к рублей, которые при, например, бесплатном, общежитии позволят худо-бедно питаться и не умирать при этом с голоду или холоду. Т.е. быть хорошим студентом станет не так уж и плохо. Заметим, что одновременно за счёт большого процента отчисления не будет недостатка в контингенте поступающих на первый курс и требующих репетиторов (читай - хороших студентов). Т.е. студенты смогут позволить себе при современных технологиях заниматься со школьниками и зарабатывать своим трудом себе на одежду и уже хорошую еду. Преподаватели также смогут получать больше. В целом получаем естественное повышение значимости преподавателя и студента в обществе, а также их авторитета.
В-четвёртых. Обеспечить меньшее количество студентов лабораторными комплексами легче и дешевле. Т.е. правильный подход, направленный на уменьшение контингента нерадивых студентов, позволит обеспечить трудолюбивых и хороших студентов компьютерами с программным обеспечением, лабораторными комплексами и, возможно, даже экспериментальными производственными мощностями. Более того, та часть преподавательского состава, которая освобождена от излишней аудиторной работы будет в состоянии заниматься научными исследованиями и побеждать в конкурсах на финансирование научных проектов. А это, в свою очередь, позволит создать научные лаборатории высокого уровня. Приведём пример. Размер мегагранта для университета - порядка 100 млн рублей. За эти деньги уже можно сделать хоть и скромную, но вполне современную научную лабораторию по естественной науке типа биологии, химии или физике.