Устройству яхт посвящены многие тома. Мы же с вами попытаемся обойтись одним (ладно, двумя) постами. Поэтому сосредоточимся на главном.
Принципиальные основные различия существуют между парусными и моторными яхтами. На самом деле это вообще несопоставимые вещи. Сравнение их между собой так же некорректно, как, например, скрипки и рояля. Поэтому опишем их устройство отдельно, в порядке появления на свет. Предлагаю вначале рассмотреть в качестве примера классическую парусную яхту средних размеров (45–50 футов). Все остальные парусные яхты, по сути, более или менее удачные "вариации на тему".
Оставим тонкости проектирования на долю конструкторов и попытаемся обойтись без таких понятий (на самом деле очень важных), как "поперечный момент инерции ватерлинии" или "коэффициент Делленбуша".
Основу любой яхты составляет ее корпус. Он воспринимает все нагрузки и при этом не должен опрокидываться. Парусные килевые яхты, а это практически все однокорпусные яхты, имеют под днищем надежно прикрепленный плавник, именуемый килем. Киль выполнен из какого-нибудь тяжелого металла (чугун, свинец, иногда даже уран) и выполняет две функции. Основная – предотвратить опрокидывание яхты (вспомните детскую игрушку "Ванька-встанька"). Вес киля обычно составляет около трети всего веса яхты. Не пытайтесь перевернуть килевую яхту – ничего у вас не выйдет. Другая задача киля – служить плавником, препятствующим боковому сносу (свести к минимуму дрейф). Когда парусно-моторная яхта движется только под мотором, бокового сноса не возникает. Паруса же тянут яхту не только вперед, но и в подветренную сторону. Киль этому препятствует, и в результате возникает крен яхты. Чтобы киль хорошо работал, его делают достаточно большим и глубоким. Из-за киля парусные яхты имеют значительную осадку и под парусами всегда ходят с креном (кроме попутных курсов). Нормальный крен под парусами считается до 30 градусов.
Пропорции корпуса определяют максимально возможную скорость яхты. Правило простое: "длина бежит". Значение имеет не только абсолютная длина корпуса, но и отношение длины к ширине. У классической яхты отношение ширины к длине 1:8 (иногда даже 1:10). При одинаковой длине чем уже яхта, тем она быстроходней. Приобретая яхту, вы вправе поинтересоваться, на какую максимальную скорость она способна. Эта величина заранее известна и называется "Hull speed". Такой подход избавляет нас от рассмотрения влияния на скорость формы (обводов) корпуса. Яхта в движении создает волны. На создание этих волн уходит много энергии. Поэтому обводы яхты позволяют судить, много ли энергии уйдет впустую, на создание никому не нужных волн.
Корпус делится ватерлинией на подводную и надводную части. Кроме киля под водой находится перо руля – плавник, способный поворачиваться влево и вправо. Управляется он рулевым механизмом, спрятанном в малодоступном месте корпуса. Все рулевое устройство подчиняется вращению штурвала. Штурвал видели все. Это главное украшение любого бара или ресторана, оформленного в морском стиле. Кроме штурвала для управления рулевым устройством парусных яхт может использоваться румпель, но в нем нет никакой красоты (обыкновенная палка, похожая на хоккейную клюшку) и его в баре не увидишь.
Между килем и пером руля находится гребной винт. При движении под парусами он является лишь тормозом. Поэтому на парусных яхтах его делают двухлопастным, что+ бы иметь возможность развернуть вертикально и спрятать за килем. Иногда винт делают складным в виде "утиного клюва". С началом вращения гребного вала такой винт автоматически раскрывается, а после остановки двигателя закрывается. "Утиный клюв" малоэффективен в режиме заднего хода. Но на парусных яхтах с этим мирятся. Скорость требует жертв.
Еще в подводной части корпуса может находиться подруливающее устройство. Оно способно создавать струю воды, направленную поперек корпуса влево или вправо, отклоняя нос яхты в нужную сторону. Пользуются им при швартовках к причалу, когда яхта не имеет скорости, и поэтому перо руля не действует. На больших яхтах часто устанавливается и кормовое подруливающее устройство. Конструктора яхт стараются избегать всяких дополнительных отверстий в подводной части корпуса (для слива и забора воды, установки датчиков приборов и т.п.)
Надводная часть корпуса состоит из носа, кормы, правого и левого бортов и палубы. Носом (как и у людей) называется то, что находится впереди, а кормой – то, что сзади. О бортах следует знать, что они совершенно симметричны друг другу, но неравноправны по значению. Правый борт (Starboard) традиционно считается более почетным, чем левый (Port). Впрочем, на скорость это не влияет.
В любом месте надводной части корпуса могут быть устроены окна (открывающиеся либо "глухие"). Вертикально расположенные окна называют иллюминаторами, а горизонтально расположенные – люками. Как и обычные окна, они выполняют функции естественного освещения и вентиляции помещений. На ходу их приходится закрывать, чтобы обеспечить герметичность корпуса. Непрозрачные двери, которые вы можете обнаружить в бортах больших яхт, называются лацпортами и служат для сообщения внутреннего пространства яхты с наружным. Используют их в основном на стоянках.
Палубой (Deck) называют верхнюю поверхность корпуса со всем, что на ней находится. А находятся там надстройки, рубки, кокпит, лебедки, дельные вещи, воздухозаборники и прочее. Над стройки или рубки – своего рода кабины на палубе, увеличивающие объем внутренних помещений яхты. На "спортивной" яхте их может не быть вообще, зато на круизной их может быть несколько.
Кокпит является противоположностью надстройки. Это углубление в палубе, которое обеспечивает безопасное размещение людей при движении яхты. В кокпит сведены всевозможные элементы управления яхтой. По крайней мере, те, для которых там хватает места. Кокпит располагается либо в корме, либо по центру. На некоторых яхтах бывает и тот, и другой. Тогда один служит для экипажа, а другой используется гостями. В пассажирском кокпите есть раскладной столик, бар и что-то вроде холодильника. Все кокпиты находятся выше уровня воды и поэтому являются самоотливными, то есть в них имеются сливные отверстия, обеспечивающие сток воды самотеком.
Вход внутрь яхты оборудуется в рубке (надстройке). Обязательно имеется дверь какой-либо конструкции, обеспечивающая кроме запирания на замок внутренних помещений их герметичность. Таким образом обеспечивается не только комфорт, но и безопасность яхты.
От падения людей за борт предохраняет леерное ограждение. По краям палубы установлены вертикальные стойки (релинги), сквозь которые пропущены тросики ограждения (леера). Когда среди пассажиров находятся маленькие дети, то на леерах дополнительно натягивают сетки. Во время шторма экипаж пользуется леерами, пристегивая к ним страховочные пояса.
Носовая часть используется для размещения якоря и устройств по его использованию (шпиль или брашпиль). На некоторых яхтах в носовой части прикреплен бушприт. К нему крепятся снасти передних парусов. Бушприт очень украшает силуэт яхты и придает ему очарование прошедшей эпохи парусов. На самом деле это не украшение, а способ увеличения переднего треугольника яхты или, другими словами, ее парусности.
Современная яхтенная мода предлагает устройство над кокпитом складного тента для защиты людей от солнца и дождя (Bimini top). Это весьма полезное новшество. И как до этого раньше не додумались?
Вокруг кокпита установлены лебедки, без которых даже на небольшой яхте невозможно управлять шкотами и фалами парусов. К лебедкам необходимо применять грубую физическую силу. Если такового желания нет, то их устанавливают электрические или гидравлические. На мегаяхтах модно устанавливать подпалубные лебедки. Естественно, они приводятся в действие с помощью кнопки.
Внутри корпус яхты состоит из нескольких частей. Все, что спереди в носу, смело называйте словом форпик. Все, что в кормовой части, – ахтерпик. Между ними расположены каюткомпания (салон), каюты, гальюны, камбуз, штурманский стол, а также технические помещения (машинное отделение, цепной ящик, рундуки).
Где-то в труднодоступном и малозаметном для вас месте находятся танки (цистерны) для топлива и воды. Вы обнаружите на палубе несколько отверстий для их бункеровки (дозаправки). И конечно же мачта (или мачты). Их количество зависит от типа парусного вооружения. Так воинственно называют разновидности мачт и парусов.
Кроме мачт на яхтах есть еще и другой рангоут. Это гики и гафеля (последние только при гафельном вооружении – большая редкость в наше время). В противоположность мачтам, которые стоят вертикально (пока не упадут), гики и гафеля в рабочем состоянии расположены горизонтально и крепятся одним концом к мачте. С понятием гик вы столкнетесь довольно быстро. В прямом смысле. При первой же постановке парусов гик постарается сбросить вас за борт. Берегитесь этой злой палки – от ее коварства пострадали многие яхтсмены.
Картина устройства яхты будет неполной, если не перечислить основные инженерные системы. Кое-какие вы уже знаете. Это винто-рулевое устройство, фановая система (канализация), такелаж, подруливающее устройство. Вспомним о двигателе и обслуживающих его системах.
На каждой яхте есть якорное устройство. Современные яхтсмены не считают романтичным поднимать якорь вручную, предпочитая нажимать две кнопки – для подъема (выбирания) и отдачи – якорь вначале отдают, а потом выбирают. Имеются также вентиляционная система, системы водоснабжения, электропитания, осушения и пожаротушения. Особо выделю навигационную систему – так называют совокупность приборов, обеспечивающих безопасность судовождения. Современные яхты также обязательно оборудованы системой связи.
Самая большая "каюта владельца" будет обеспечена индивидуальным санузлом (гальюном) и расположена в носовой (или кормовой) части яхты. Еще один гальюн общего пользования обслуживает все остальные помещения. Небольшой камбуз с электроплитой и холодильником обеспечит питание в течение суток. Основное место внутри яхты отдано салону, где есть мягкие диваны и стол на 6–8 мест, бар, музыкальный центр и телевизор. Переднюю часть салона занимает рабочее место рулевого со всеми необходимыми для управления яхтой приборами. На корме находится открытая площадка с сиденьями (банками), а за кормой – платформа для купания с трапиком (лесенкой) для подъема из воды. Носовая часть палубы называется бак. На ходу там находиться не получается, а на стоянке можно лечь и позагорать.
Но это еще не все. Присмотревшись внимательно, где-нибудь в кормовой части мы обнаружим не слишком заметный люк. Это вход в машинное помещение. Мощные двигатели тоже требуют определенного комфорта. Кроме главных двигателей здесь сконцентрированы все основные инженерные системы яхты (больше негде). Это электрогенератор, всевозможные помпы (насосы), установка для опреснения морской воды и другие, уже известные вам системы: электропитания, осушения и пожаротушения. На многих яхтах устанавливается система кондиционирования воздуха, работающая в режиме "зима–лето".
Короче говоря, лишнего места в машинном помещении нет. К тому же здесь размещены танки (не пугайтесь, так называют на яхтах цистерны) для воды и топлива, а это около пяти тонн в общей сложности. Тут же хранятся инструменты, запчасти и т.п. запасы. Оборудование яхты обслуживается на стоянках в ходе регламентных работ, по графику. В море внутри машинного помещения делать нечего даже экипажу. Управление машинами и механизмами яхты полностью автоматизировано и осуществляется из салона. В довершение всего работающие дизеля создают невыносимый гул и выделяют много тепла, лишь часть которого удаляется системой водяного охлаждения. Поэтому машинное помещение окружено солидной звуко и теплоизоляцией. Также, на случай возгорания, устроены пожарная изоляция и автоматическая система пожаротушения.
Читайте далее: Как устроены яхты. Техническая сторона: дизайн и материалы
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Как устроены яхты? Оснащение и вооружение.