Каким стал Египет после его завоевания Римской империей

В Египте было три главных греческих города: Навкратис, Александрия и Птолемаида. Первый был основан греками еще до персидского завоевания Египта как торговая колония. Фараоны поощряли товарообмен с Грецией, а в дальнейшем, когда население Навкратиса разрослось, нанимали греков в свою армию. Город сохранял свое значение и при персидском владычестве.

С прибытием же македонцев и основанием Александрии центр эллинистической культуры Египта переместился в новую столицу. Собственно, из десятков основанных Александром городов, именно Александрия Египетская стала самым важным и крупным, оставаясь главным портом Египта до сих пор.

Птолемеи активно застраивали и расширяли город. Кроме того, они стремились сделать его главным центром эллинистической культуры вообще, то есть превзойти в этом плане сами Афины.

И надо сказать, им это удалось. Афины находились в упадке после македонского завоевания и последовавших войн диадохов, и уже не были центром притяжения для греческих ученых и деятелей искусства. Этим и пользовались Птолемеи, привлекая их в Александрию хорошими деньгами и комфортными условиями.

При Птолемее Втором была основана знаменитая Александрийская библиотека, ставшая одним из самых большиx и значимых собраний текстов античности. Библиотека, в свою очередь, была лишь частью так называемого храма муз - огромного научного и культурного центра, просуществовавшего до времен поздней Римской империи. Среди ученых, работавших в Александрии, были Эратосфен, Евклид и Архимед. А вблизи столичной гавани, на острове Фарос, было построено одно из семи античных чудес света - Александрийский маяк.

Александрийский маяк

Если Александрия прославляла имя и культ Александра Великого, то саму правящую династию должна была увековечить Птолемаида. Она был расположена в Верхнем Египте и по размерам не уступала Мемфису. Как и Александрия, Птолемаида была построена по греческому образцу, с агорой, театром, и прямыми мощеными улицами. В городе был утвержден особый культ Птолемеев. Это было частью дальновидной политики, начатой Птолемеем Сотером.

С самого начала правления его целью было поставить себя не как чужака-завоевателя, но как легитимного египетского царя. Поэтому для него, например, было очень важно, чтобы гробница Александра Великого находилась именно в его сатрапии. Во время своего пребывания в Египте Александр посетил оракула Амона в Сиве, где был обьявлен сыном бога.

Он даже завещал похоронить себя в Сиве, но вопреки последней воле диадохи направили его тело для погребения в Македонию. И тогда Птолемей перехватил саркофаг в Сирии и доставил в свою сатрапию, где устроил пышные похороны. А чтобы подчеркнуть божественное происхождение династии Птолемеев, ее основатель был объявлен братом обожествленного Александра, и таким образом стал его легитимным преемником.

Желание выглядеть продолжателями древних правящих династий Египта отразилось и на облике Птолемеев.

Обратите внимание: Если бы египетскую пирамиду строили советские инженеры.

Они переняли церемониал и традиции египетских фараонов. Другой своей опорой они видели религию, и поэтому занялись поисками решения в этой сфере, которое помогло бы обьединить местное и греческое население. Надо сказать, что греки в своей религии были достаточно гибкими.

Храм Исиды с греческой колоннадой

Они не отказывались от своих богов, но достаточно легко дополняли из образы и могли отождествлять их с богами других культов. Так, в Бактрии даже возник Греко-буддизм. Птолемеи тоже пошли путем слияния религий и создали культ Сераписа - божества, сочетавшего в себе черты греческих и египетских богов. При этом правители поддерживали и традиционную египетскую религию, покровительствовали жрецам и строили храмы. Так что Эллинистический Египет сумел избежать серьезных конфликтов на религиозной почве.

Удавалось ему обходиться без особых проблем и в национальных вопросах. Египет Птолемеев был, как бы сейчас сказали, мультикультурным государством, где греки и македонцы имели привилегированное положение. Они охотно нанимались на военную службу к египетским царям и переселялись в славившуюся своим богатством страну.

Эллины занимали все главные бюрократические и военные посты, оставив египтянам только религиозные. Хотя, со временем ситуация менялась, и египтяне, освоившие греческий язык, могли продвигаться по служебной лестнице. Осевшие в Египте греки относились к коренному населению без пренебрежения, а к их культуре с интересом.

Не были редкостью и смешанные браки. Волнения среди египтян иногда случались в Верхнем Египте, где греческое присутствие было не таким сильным, как на севере страны, но до крупных вооруженных столкновений все же не доходило. В общем и целом сосуществование эллинов и египтян было мирным.

Египет продолжал оставаться эллинистическим и после римского завоевания. В отличие от греков, римляне не переселялись в Египте в большом количестве. Они использовали эту провинцию главным образом как источник ресурсов, прежде всего зерна. Впрочем, римские императоры периодически посещали гробницу Александра. A александрийский маяк простоял неповрежденным до 796 года и был постепенно разрушен землетрясениями в течение еще нескольких столетий.

Как вам статья? Если понравилась, поставьте лайк! На этом сайте я публикую авторские материалы на тему #история , #история древнего мира , #интересные факты , #интересные места и #путешествия!

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал!

Еще по теме здесь: История.

Источник: Каким стал Египет после его завоевания Римской империей.