Для малобюджетного кино использование цифровых камер было настоящим спасением – фильммейкеры получили возможность снимать дешевые полнометражные ленты

Кадр из фильма «Трон», 1982 год. Фото: Walt Disney Pictures

С появлением телевидения начался новый этап масштабного технического совершенствования кинематографии. К концу 1970-х годов этот процесс достиг точки, когда накопленные технические знания и возможности быстро начали воплощаться в практические технические изменения и различные устройства.
На самом деле техническое развитие никогда не останавливалось, пленочные фотоаппараты и кинопроекторы с момента своего появления постоянно подвергались изменениям и усовершенствованиям. Оборудование стало менее громоздким, более доступным и более совершенным.

В 1960-х телевидение затмило кино. Бурный рост повлек за собой существенные технические изменения - пленочные фотоаппараты претерпели существенные модификации, и, наконец, появился отдельный вид световых и мобильных фотоаппаратов - телекамера. Телевизионная камера вскоре стала популярным синонимом слова «видеокамера». Телевидение становилось все более и более мобильным и оперативным, что было возможно только при наличии соответствующего технического оборудования. Камеры быстро трансформировались из массивных и статичных устройств в легкие и портативные ручные устройства, сохранив и даже улучшив высокое качество отснятого материала.

Уже в 1960-х годах на рынке появились видеокамеры, предназначенные для домашнего использования. В экономически благополучной Америке любительские видеокамеры стали популярной игрушкой для многих подростков в 1970-х и 80-х годах. Особой популярностью пользуются пленочные камеры S8, отличающиеся очень хорошим качеством записи и простой системой взаимодействия с записывающей кассетой. Простым людям, не имеющим никакого отношения к кинематографу и телевидению, была предоставлена ​​возможность самостоятельно создавать видеопродукцию – снимать, монтировать, проецировать на экран, записывать на видеокассеты и показывать по домашнему ТВ.

Кадр из Super 8 о подростках, снимавших фильмы в конце 1970-х. Фото: Paramount Pictures, Amblin Entertainment, Bad Robot Productions

Любительский кинотеатр, благодаря такому относительно недорогому и удобному оборудованию, стал значительной частью кинематографа. Появились различные фестивали и конкурсы любительских фильмов и видеороликов. Для многих профессионалов детские эксперименты с видеокамерой стали своеобразной киношколой. Они на практике изучили возможности кинематографа, повысили свое мастерство и преодолели барьер между любительским и профессиональным кинематографом благодаря успеху домашнего видео.

Считается, что именно умение снимать любительское кино и смотреть много фильмов дома по телевизору и видеомагнитофону породило новое поколение кинематографистов, создавших современные кинотеатры, — Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Джеймса Кэмерона, Кетнита Тарантино и многих других другие.

Существенные изменения последовали затем и в профессиональном кинематографе. Ключевое слово "тогда". Цифровые технологии сначала прочно укоренились в любительском видео, телевидении, а затем пришли и в профессиональное кино.

С 1970-х годов большое влияние на дальнейшее развитие телевидения и кино стали оказывать информационные технологии. Компьютеры превратились из больших аналитических машин в портативные и многофункциональные устройства. Информационные технологии нашли применение в различных сферах жизни и, безусловно, стали основой для модернизации кинооборудования, процессов киносъемки и монтажа.

Несмотря на распространенное мнение, что компьютерные технологии распространились молниеносно и изменили образ жизни людей, в кинематографе цифровая революция носит скорее характер поступательного эволюционного прогресса.

Для малобюджетного кино использование цифровых камер стало настоящим спасением — кинематографисты получили возможность снимать дешевые полнометражные фильмы. Недостатки цифровой техники, такие как плохая светочувствительность и цветопередача, низкое разрешение и т.д., умело адаптируются кинематографистами к работе в качестве творческого решения. (Большой резонанс имело направление кино, получившее название «Догма 95» - провозглашаемое превосходство реалистического сюжета и персонажей над техническими аспектами кинематографа. Кино в этом направлении снимается любительской камерой, без специального освещения и других технологий которые «украшают» действительность).

Для крупнобюджетных фильмов цифровые технологии стали необходимы для реализации, в первую очередь, различных потрясающих фильмов, требующих применения спецэффектов.

Еще в 1973 году вышел научно-фантастический фильм «Мир Дикого Запада» Майкла Крайтона, в котором впервые использовалась компьютерная графика. Однако в течение следующих 20 лет компьютерная графика, которая включает в себя создание программного обеспечения, обработку изображений и компиляцию изображений с объектами реального мира, использовалась довольно ограниченно. Во-первых, это было связано с трудоемкостью использования компьютерной графики в тот период (и, соответственно, с большими временными и денежными затратами).

«Трон» (режиссер Стивен Лисбергер) вышел на экраны в 1982 году и стал первым в истории кинематографа фильмом, в котором была использована не эпизодическая, а широко использованная компьютерная графика. Фильм был техническим достижением того времени, многие возможности компьютерной графики были придуманы и реализованы в нем впервые. Однако недостаточный коммерческий успех в очередной раз затормозил широкое использование цифровых технологий в кинематографе.

В начале 1990-х было снято много фильмов, в которых старые технологии, такие как сочетание рисованной анимации и живого действия или использование механических моделей, достигли больших высот. Например, визуальные эффекты в фильмах Роберта Земеки «Кто подставил кролика Роджера» (1988) и «Смерть ей к лицу» (1992) были потрясающего качества, но без использования компьютерных технологий.

Тем временем компьютерные технологии становились все более доступными, качество компьютерной графики росло в геометрической прогрессии. Киноиндустрия наполнилась новыми профессиями и новыми компаниями — компаниями, специализирующимися исключительно на создании компьютерных визуальных эффектов.

Многим кинематографистам старых технологий уже было недостаточно.

В 1991 году Джеймс Кэмерон выпустил фильм «Терминатор 2: Судный день», в котором использовался компьютерный синтез изображений (CGI — неподвижные и движущиеся изображения, созданные с помощью трехмерной компьютерной графики). Производство 4 минут экранного времени заняло 8 месяцев работы и потребовало создания уникального программного обеспечения.


В 1993 году Стивен Спилберг создал «Парк Юрского периода», научно-фантастический кинопроект, в котором чрезвычайно реалистичные изображения динозавров, созданные с использованием комбинации механических (аниматронных) моделей и компьютерной графики, подняли кинематографические развлечения на совершенно новый уровень.

Кадр из «Парка Юрского периода», 1993 год. Фото: Universal Studios, Amblin Entertainment

В 1995 году на экраны вышел фильм «Каспер» (режиссер Брэд Силберлинг), где впервые главный герой фильма — привидение — был создан исключительно с использованием компьютерной графики. В том же году Pixar создала первый полнометражный компьютерный анимационный фильм «История игрушек» (режиссер Джон Лассетер).

Кроме того, использование компьютерной графики стало применяться повсеместно и сегодня продолжает улучшать качество изображения. Продолжающееся снижение стоимости использования компьютерной техники позволило активно использовать достижения крупных студий в производстве телевизионного контента, значительно расширило возможности анимационных компаний, а также помогло добиться высокого качества изображения даже при невысоких затратах бюджетные фильмы.. Что касается самого кинооборудования, то отказ от пленочных камер и переход на цифровые камеры в больших кинотеатрах был очень болезненным. Профессиональное сообщество кинематографистов не использовало имеющиеся возможности цифровой техники для съемок вплоть до 2000-х годов. И это обстоятельство связано не только с ретроградностью создателей фильма. Очевидно чрезмерной долговечности пленочных фотоаппаратов способствовало множество объективных причин.

Во-первых, видеокассета — это уникально качественный материал. Довольно быстро, избавившись от чрезмерной горючести, она приобрела свойства, позволяющие добиться того, что принято называть «пленочным изображением». Именно изображение, полученное на пленке, имеет правильные характеристики цвета, света, глубины и многих других параметров, малопонятных посторонним. Кинематографисты утверждают, что цифровые изображения все же уступают пленочным. Для зрителей разница вряд ли является вопросом восприятия, но у нас нет оснований не верить профессионалам.

Во-вторых, когда стали появляться цифровые технологии, компании, строившие свой бизнес на производстве и аренде киноаппаратуры (наиболее известные — Panavision (США) и Arri (Германия)) достигли высочайшего технического качества и организационного совершенства. Эти компании сформировали очень удобную и доступную систему аренды кинооборудования. Неудивительно, что достижения всех предыдущих лет развития кинематографа, породившие стабильную, качественную и вездесущую систему, не были и не будут отброшены бесследно.

В-третьих, пленочные камеры сумели интегрировать достижения цифровых технологий.

Обратите внимание: Цифровая диктатура в Китае. У миллионов людей слишком мало шансов иметь возможность жить нормальной жизнью.

Появилась возможность редактировать кадры, снятые на пленку, в цифровом формате и даже собирать эпизоды, снятые на пленку и в цифровом виде, в один фильм. Это дает возможность, с одной стороны, снимать по старинке на пленку, и в то же время, с другой стороны, использовать все возможности информационных технологий, выпускать на экраны фильмы высочайшего кинокачества. Это может показаться парадоксальным, но одна из самых инновационных кинокомпаний на сегодняшний день IMAX (Канада, основана в 1970 году) продолжает разрабатывать уникальные пленочные камеры и сопутствующее оборудование, являющиеся прорывом в современных технологиях.Однако наступила эра цифрового кино в любом случае.

Так что одним из первых фильмов, полностью снятых на цифровую камеру, были «Звездные войны». Эпизод II: Атака клонов, снятый Джорджем Лукасом в 2002 году. Компания Lucasfilm Джорджа Лукаса совместно с Sony и Panavision (американский лидер в производстве и распространении кинокамер) разработала цифровую кинокамеру CineAlta (первая Этой камерой стала полностью цифровая кинозапись «Видок» (реж. Жан-Кристоф «Питоф» Комар, 2001, Франция). Ее передовые качества позволили не только получить хорошую картинку, но и значительно удешевили кинопроизводство.

Джордж Лукас. Источник изображения: s1d3.turboimg.net

Камеры, существовавшие до начала 2000-х годов, на самом деле имели довольно скромные качества по сравнению с традиционной пленкой. По большому счету, профессиональных цифровых фотоаппаратов в то время не существовало. Были телекамеры и любительские камеры неплохого качества, которые уже начали активно использовать кинематографисты.

В 1999 году Джеймс Джаннард основал компанию RED (США), которая стала специализироваться на выпуске профессиональных цифровых кинокамер высокого разрешения. Компании, специализирующиеся на производстве пленочных фотоаппаратов, также начинают производство цифрового кинооборудования. Компании, специализирующиеся на производстве фототехники, такие как Sony, активно разрабатывают новые стандарты цифрового видео и выпускают на рынок пленочные камеры.

Камера RED сегодня широко используется в кинопроизводстве. Источник: http://toonfcpug.ning.com/photo/red-camera-arduino-makeshift

Началась новая волна технического соревнования в области создания пленочного фотоаппарата высочайшего качества. Как и 100 лет назад, достижения в фотоиндустрии стали движущей силой развития «движущегося изображения». В 2000-х пленочные камеры уже повсеместно вытеснялись цифровыми камерами, как в любительской, так и в профессиональной среде. Качество фотографий, полученных цифровыми фотоаппаратами, не заставило усомниться в правильности такого перехода. Настало время модернизации и видеоизображений. Но, в отличие от эпохи создания пленочных фотоаппаратов, этот процесс происходит без участия энтузиастов-изобретателей и сосредоточен в руках уже существующих или недавно созданных, но очень крупных и влиятельных компаний.

Преимущества цифровых кинокамер неоспоримы и очевидны. Съемка и постпродакшн намного дешевле. Работать с цифровой камерой намного проще, а работа с записями требует меньше усилий. Нет необходимости хранить в специальных условиях, проявлять и транспортировать пленку. Можно перечислять дальше, но большую роль в развитии кино играет не только и не столько только факт перехода от пленки к цифре.

Важно отметить, что технические изменения всегда влекут за собой творческие изменения в процессе кинопроизводства. В свое время разработка бесшумных и легких пленочных фотоаппаратов развязала руки кинематографистам и позволила снимать фильмы на пленэре и в движении, обогатив кинематограф новыми ракурсами и приемами. Развитие цифровых технологий также открыло новые творческие возможности в кинематографе. Кино обогатилось не только описанными выше возможностями создания новых сюжетов и новых персонажей с помощью компьютерной графики. Само существование компактных цифровых кинокамер, способных, например, записывать видео высокого разрешения, позволяет совершенно по-новому снимать различные боевые сцены (охота, боевые действия и т д.). Пожалуй, главной особенностью цифровых кинокамер является их мобильность — в кинотеатрах стали использовать даже камеры Go Pro, изначально предназначенные для съемки активных видов спорта.

Кинематограф даже обогатился как бы новыми жанрами и формами. Молодые кинематографисты, располагающие лишь дешевыми цифровыми камерами, практически породили новый жанр в кинематографе - жанр "найденного фильма" (псевдодокументальные фильмы, полностью или частично представляемые зрителю в виде материала из найденной видеокамеры - напр например "Ведьма из Блэр" 1999, "Паранормальное явление" 2007). Значительно расширились возможности так называемой «субъективной камеры», когда изображение на экране представляется, так сказать, глазами персонажа. С начала 2000-х особую популярность стали приобретать «настольные фильмы», большая часть или все повествование которых ведется с экрана компьютера «Влюбленный Том» (2000, реж. Пьер-Поль Рендер), «Убрать из друзей » (2015, реж. Лео Габриадзе). Цифровой фотоаппарат предлагает несколько возможностей для создания фильмов, снятых одним кадром (например, «Код времени» (2000, реж. Майк Фиггис), «Русский ковчег» (2002, реж. Александр Сокуров)), имитирующих отсутствующие кадры («Бёрдмен», 2014, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту) или несколько длинных кадров, снятых без редактирования («Человек-дети», 2006, режиссёр Альфонсо Куарон).

Цифровые технологии стали глотком свежего воздуха для кинематографа. Крупные студии смогли реализовать большие и смелые проекты с помощью компьютерной графики. Цифровые камеры снизили затраты на съемку и монтаж фильмов. Их использование позволило вывести приключенческие и фэнтезийные образы на качественно новый уровень. Независимые кинокомпании смогли использовать возможности современных цифровых технологий для разработки новых и интересных для зрителей подходов к съемкам. А начинающим кинематографистам были предоставлены беспрецедентные возможности поучаствовать в мировом кинопроцессе. Теперь вы можете снять фильм практически любой камерой, смонтировать его на персональном компьютере и отправить в конкурсную программу практически любого кинофестиваля или даже выложить в Интернет.

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Для малобюджетного кино использование цифровых камер было настоящим спасением – фильммейкеры получили возможность снимать дешевые полнометражные ленты.