Сибирский край всегда был многонациональным. А Омск – многоконфессиональным. Когда-то здесь были земли кочевых народов. Пришли русские, принесли на берега Иртыша имперский флаг и православный крест. Но не было на сибирской земле гонений иноверцев.
Фото автораЗдравствуйте!
Продолжаю рассказ об омских храмах – навсегда исчезнувших, восстановленных, устоявших под ветрами суровой эпохи. Каждый храм – это не только культовое здание, но и жемчужина архитектуры, и памятник истории. За каждым – чаяния, надежды и труд многих людей, имена которых затерялись в суматохе лет.
Российская империя в нашем сознании предстаёт как православная держава, в которой представителям иных конфессий подчас приходилось несладко. Но история омских зданий убедительно свидетельствует о том, что здесь с уважением относились к вере каждого.
Кирха
Среди птенцов гнезда Петрова немало было немцев. Один из них – Иван Дмитриевич Бухгольц – считается основателем Омска. Отряд под его командованием заложил на месте впадения Оми в Иртыш крепость, которая и дала начало городу.
Немцем был основатель первой Омской крепости, и инициатор строительства второй – каменной – тоже. Иван Иванович Шпрингер. При нём был утверждён проект новой крепости, включавший новые ворота, православный воинский собор и лютеранскую церковь имени Святой Екатерины – в честь императрицы.
В петровские времена поступившие на русскую службу немцы часто принимали православие. А при Екатерине немцев в Россию приехало много – значительная их часть заселила Поволжье. Представителей нового российского народа охотно брали на службу, а они служили доблестно и честно. Можно сделать вывод, что в те времена значительную часть гарнизона составляли немцы. По происхождению – немцы, а душой и сердцем россияне.
Иван Иванович Шпрингер не дожил до воплощения своего проекта. После него начальство над Омской крепостью принял генерал фон Штрандман.
Воскресенский военный собор выстроили в 1773 году, а строительство лютеранской кирхи завершили в 1791. Строили без пышности, но аккуратно. Небольшое каменное здание в стиле барокко, увенчанное восьмигранной башней с куполом. В начале ХХ века её заменили готической башенкой с высоким навершием. Среди прихожан кирхи был и знаменитый омский губернатор Густав Христианович Гасфорд, герой Отечественной войны. Как можно заметить, принадлежность к иной конфессии в те времена не мешала продвижению по службе.
Фото из альбома "Старый Омск"Это здание – одно из немногих, сохранившихся доныне. Немногочисленная лютеранская община собиралась здесь и после революции. Но в тридцатых годах кирху закрыли, здание передали на нужды города. Готическая башенка постепенно ветшала, и в семидесятых годах её разобрали. А в здании расположился музей УВД Омской области. Министерство внутренних дел добилось, чтобы здание было признано памятником архитектуры и взято под охрану.
Мечеть
Строили Омскую крепость как защиту от воинственных джунгар и кочевых киргиз-кайсацких родов. Но постепенно растущий город становился местом торговли. Здесь оседали мусульмане, обживались, строили собственные предместья. И в начале ХІХ века представители уважаемых семейств обратились к тогдашнему генерал-губернатору П.М.
Обратите внимание: 1110: Год, когда наша луна исчезла с неба.
Капцевичу с прошением о строительстве мечети. Губернатор ходатайствовал в Сибирский комитет Министерства внутренних дел. Оттуда ответили:Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведен не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года.
Основные финансовые тяготы взяла на себя казна, часть денег собрали мусульманские семьи, немалые по тем временам личные средства – 3384 рубля – добавил губернатор.
В 1829 году первая соборная мечеть была построена – монументальное здание в стиле классицизма с элементами традиционной мусульманской архитектуры.
Фото из альбома "Старый Омск"Купол высотой 14 метров и минареты (13 метров) были зелёными. Золочёные шпили венчали белые полумесяцы. Внутри выложили голландские печи
После строительства мечети зажиточные мусульманские семьи стали охотнее присылать детей в Омск на учёбу, не опасаясь, что они поменяют веру. Так в городе оказался сын султана Чокан Валиханов.
Для служения в мечети прибыл представитель высшего духовенства – ахун. Когда в степи в 1840-х годах усилились волнения, только ахун смог уговорить взбунтовавшиеся роды вернуться к местам прежних кочевок. Мечеть была залогом мира между русским городом и южной степью. При ней построили гостевые дома для кочевых вождей, приезжавших в Омск, школу.
Мечеть закрыли в тридцатые годы. А само величественно здание снесли в 1964 году, когда стали застраивать проспект Маркса. Крепкие стены разбирали с помощью тяжёлой военной техники. А фундамент засыпали землёй.
Во внутреннем дворе этого дома, по предположениям краеведов, сохранился фундамент мечетиКостёл
Прямо напротив мечети, как символ единства многочисленных конфессий под крылом Российской империи, в 1860-х годах возвели римско-католический храм. Инициатором выступил омич польского происхождения надворный советник Поклевский-Козелло. Советник мечтал о здании в готическом стиле со стрельчатыми окнами, порталом и окном в виде розы на главном фасаде. Архитектор Сибирского казачьего войска Вершинин воплотил мечту поляка – и среди сибирского города, рядом с казачьим собором, мечетью и зданием Общественного собрания появилось готическое здание. Иконостас расписали ссыльные поляки, по распоряжению властей привезли и собрали орган. С тех пор в Омске не переводятся любители органной музыки.
Фото из альбома "Старый Омск"В 1888 в России произошла крупная железнодорожная aвapия, в которой чудом спаслась царская семья. В честь этого события омские католики собрали деньги на строительство колокольни.
Колокольня костёла. Фото 1920-х годов из альбома "Старый Омск"После революции здание отобрали у католиков и разместили в нём подсобные помещения летнего театра. А в 1965 году уникальную жемчужину сибирской готической архитектуры снесли. На этом месте теперь находится здание ТЮЗа.
Синагога
Здание синагоги в Омске было построено в 1874 году по прошению купца Второй гильдии М.М. Хаймовича на приобретённой им земле. Проект выполнил областной архитектор В.К. Гейде. Здание на кирпичном цоколе, увенчанное восьмигранными башнями с куполами. Украшением здания были окна второго этажа – с подковообразным завершением. Газеты писали, что в декоре присутствуют мавританские мотивы, но местные жители находили, что здание украшено в соответствии с традициями иудаизма. Здание было уничтожено пожаром в 1895 году.
Фото из альбома "Старый Омск!Цените тех, кто рядом, во что бы они ни верили!
Историю омских храмов читайте под рубрикой #омск златоглавый
О Бухгольце, Чокане Валиханове и других людях в истории Омска:
Между храмом и казематом: Омск ДостоевскогоЯМадама11 ноябряОмский кадетский корпус: ложка дёгтя в славной бочке мёдаЯМадама16 сентябряСтаринная Омская крепость. Из четырёх её ворот только одни - подлинныеЯМадама28 августаЕще по теме здесь: История.
Источник: Когда-то храмы самых разных конфессий строили рядом друг с другом. Утраченное прошлое Омска.