Душа сказала "Я старше, я из огня и не буду поклоняться (подчиняться) телу, сотворенному из праха" (земли, глины, песка).
Душа не хочет подчиняться разуму. Это извечная проблема продемонстрирована в башкирском эпосе Урал батыр. Ключом к разгадке являются однокоренные слова йән "душа" и ян "гори". В русском языке воспроизводится как "свет мой", то же "душа моя". Источник душ, согласно эпосу, находится у Азраки (хозяин подземного мира и подземных вод). Душа находится в руках демона. И это любопытный момент, на который не обращают внимания. На стороне Азраки оказывается старший брат Урала по имени Шульген. Здесь тоже символично, что Шульга значит левая рука. В башкирском языке вариант һул с чередованием һ > ш (сравн. англ. soul "душа). Но һулға "налево", что говорит о том, что Шульген отклонился влево. В эпосе это подано напрямую - Шульген ушел по левой дороге, Урал свернул вправо. Левая рука священна для шаманов, камов и прикрывает сердце. Левой рукой запрещено пользоваться в мирских целях, например, насыщать утробу. Однако, рисовать, писать следует как раз левой рукой, что довольно странно в день сегодняшний, когда левшей переучивают писать правой рукой. В целом, левая сторона относится к миру творчества, любви, эмоций, чувственный мир. Тот самый духовный мир, где находится Йәншишмә - источник одухотворенности. И этот мир эмоций, психики, воображаемый мир, художество, творчество. Но этот же мир потусторонний, покрытый мраком, темная сторона, ночная. Мир джиннов, дивов, всяческих сил непонятных, мир страхов, башкирское ен. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть общую фонетику ен и йән, а также ян. Но аң "разум, сознание, понимание", что также имеет отношение к свету, просветлению (см. просвещение).
В то же время правая рука в русском языке ранее называлась десница, что является однокоренным со словом ясно. Восходит к башкирскому яҡты "светло". Имеются поздние значения брать, держать, dek. В этом ряду и десна - то, что держит, удерживает. Таким образом, правый путь это ясный путь, прямой, без изгибов, башкирское туры или тәңгәл. Можно рассматривать как путь по суше. Тогда можно добавить ещё и термин ҡоро "сухой", шведское torka "сушь", в русском языке кора, корка. И сюда же отнесем немецкое decke "крышка, покров, покрытие". Твердо стоять на ногах, иметь твердые убеждения, твердый характер - всё это правый путь и далее правильный.
В целом наблюдаем противостояние, даже не так, а скорее неприятие конснрватизмом модернизма. Причем консерватизмом оказываются со временем те самые реформы в недалеком прошлом. Любая вещь, любое явление устаревает, теряет актуальность и формы.
Янды "загорелся, включился, светится" и якты "светло" или глагол со значением "растопил, разжёг печь и просто огонь" (ут яҡтыһы - свет огня). Замечательно - оба несут свет, и правая рука и левая. Свет звёзд и Луны и палящие лучи солнца, огонь. Любовь или разум? Вспомнил фразу, которую вложил Булгаков в уста Воланда и которую он произносит, обращаясь к Левию Матвею: "Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей". И, если помните, там же: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Зло просто необходимо, это опора, дно, от которого мы обязаны оттолкнуться в сторону добра. Без зла у нас не будет ориентиров, огня, запала, азарта, стремления. Стремления к росту. Именно зло вынуждает расти, заставляет эволюционировать. И каждый раз достигнутое стареет, теряются краски, тухнет свет и появляется зловоние. И тогда новая цель, новый рост. Простым примером является навоз, перегной, прошлогодние листья. И душа, отказывающаяся подчиниться телу и плоть, не слушающая голос разума. Но душа, объединившись с плотью, пытаются побороть разум. Любовь ведь в башкирском языке мөхәббәт. И пьянеют люди от любви, теряют разум.
Стоит еще зайти сюда: Новости науки и техники.
Источник статьи: Контролируй душу.