Данные со спутников выявили под Антарктидой останки древних континентов

Из всех континентов нашей планеты об Антарктиде мы знаем меньше всего. Чтобы это исправить, ученые решили с помощью данных со спутников “заглянуть” в глубину ледяного материка и изучить тектонику его плит.

(ESA)

Из-за удаленности Антарктиды и обилия льда очень и очень не просто изучать ее геологические особенности. К счастью, спутник GOCE(англ. Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer — «исследователь гравитационного поля и установившихся океанских течений», произносится как «Гоче») может разглядеть то, что не видят другие спутники. Делает он это, максимально точно измеряя притяжение Земли, и по этим данным создает карту скрытого рельефа.

В 2013 году спутник разбился после того, как у него закончилось топливо, но ученые до сих пор разбирают собранные им данные. По словам исследователей, они узнают много нового о том, как сформировалась Антарктида и как, порой, ведут себя тектонические плиты.

Антарктида когда-то была частью протоконтинента Гондвана, который начал распадаться примерно 130 миллионов лет назад. Впрочем, связь между Антакртидой и Австралией продержалась до примерно 55 млн. лет назад.

В Восточной Антарктиде поэтому находится любопытная мозаика геологических особенностей, выявляющая фундаментальные сходства и различия коры под Антарктидой от коры под другими континентами, с которой она была связана до 160 млн. лет назад,

— объясняет Фаусто Феррачьоли, один из участников команды изBritish Antarctic Survey.

Совмещая данные GOCE с сейсмологическими данными, исследователи смогли создать 3D карты литосферы Земли. В литосферу входят кора и мантия, а также горные гряды, океанское дно и кратоны (платформы с фундаментом докембрийского возраста).

GOCE кружил над нашей планетой более четырех лет (с марта 2009 по ноябрь 2013). За этот период он нестандартно близко подлетел к Земле, чтобы получить максимально точные измерения,— на расстояние всего 225 километров. Для сравнения, МКС летит в два раза выше.

(Kiel University/BAS)

В рамках нового исследования ученые выяснили, что под западной Антарктидой кора и литосфера тоньше, чем под восточной. Последняя же состоит из мозаики более древних кратонов, перемежаемых более тонкими слоями камня. Примерно так же выглядят Индия и Австралия, с которыми эта территория раньше была соединена.

Подобная информация важна не только для понимания геологической истории нашей планеты, но и для того, чтобы помочь экологам в расчете скорости развития глобального потепления.

 —

Исследование было опубликовано в Scientific Reports.

Следующее: Странные металлы помогут ученым разгадать, как формируется магнитное поле Земли