На территории Египта люди живут с незапамятных времен. Очень продолжительное время (сотни тысяч лет) существование их заключалось в вечных скитаниях, а постоянным спутником древних людей был голод. Пищу добывали в основном охотой, и истребив всю крупную фауну в одном месте, люди каменного века вынуждены были перебираться в другие, богатые дичью края. Буквально каждый день первобытного человека был занят борьбой за выживание - он либо ходил за добычей, либо занимался неотложными хозяйственными вопросами: обустраивал жилище, готовил пищу или запасы на будущее, изготавливал и ремонтировал орудия из камня и кости. Халтурить было нельзя - любое серьезное упущение могло аукнуться гибелью всего рода.
Помимо вечной бескормицы древних людей поджидали такие напасти:
- Болезни или ранения на охоте (при уровне тогдашней медицины рассчитывать на качественное лечение было совершенно бессмысленно, но первобытных людей часто выручал их природный иммунитет);
- Нападения диких зверей (стая львов вполне могла перегрызть оставшихся на хозяйстве женщин и детей, пока мужички ушли охотиться);
- Природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, пожары в саваннах и лесах, продолжительные засухи или морозы);
- Аномалии всепланетного масштаба (наступление ледников, изменение уровня моря, опустынивание или заболачивание огромных территорий, вымирание видов, на которые охотился первобытный человек).
Вынужденный постоянно бороться за жизнь (свою и родичей) древний человек хотя и испытывал иногда культурные побуждения (чему свидетельства - всевозможные наскальные рисунки), но суровая житуха не оставляла ему много времени на рефлексию. В стране пирамид археологи раскопали не только прекрасные памятники Древнего Египта классической эпохи, но также стоянки и селища далеких предков будущих строителей. Данные раскопок однозначно утверждают - мир и гармония не были свойственны людям каменного века, особенно выделяются памятники Каданской археологической культуры (о ней речь пойдёт ниже) - 40% захоронений в этой культуре несут отпечаток жестокой насильственной смерти. Первобытный охотник был необычайно агрессивен - любое зверьё забивалось ради мяса, жира, костей и шкур, а конкуренты из других родов истреблялись, потому что опасны возможностью напасть на наш род, имеют ценные вещи вроде оружия или запасов пищи, сами годятся в пищу (каннибализм), но главное - чужаки охотятся на нашу добычу. Иными словами:
"На всех не хватит доброй еды" (с) Хайнлайн.
Полагая за благо всё, что хорошо лично для себя и своего рода, всё внешнее древние люди воспринимали как враждебное - то, чего стоит опасаться и избегать, либо откуда можно черпать ресурсы. Медленно эволюционируя, люди каменного века примерно в 10 тысячелетии до нашей эры ощутили, что мать-природа несколько ослабила хватку, климат на планете стал более теплым, закончился последний ледниковый период. Мигрируя вслед за отступающими на север ледниками, охотники и собиратели стали занимать новые, ранее недоступные из-за жестоких морозов и отсутствия дичи территории. Принято считать, что эта миграция вкупе с улучшением климата стала условной точкой перехода древнего каменного века (палеолит) в мезолит (средний каменный век). Новая историческая эпоха побудила прежних вечных скитальцев к постепенному оседанию в селищах вместо пещер и стоянок под открытым небом. В этих местах совместного проживания родичи слаженно трудятся - заготавливают припасы, проводят ритуалы, обучают молодежь, заботятся о больных и раненых. Таким образом род постепенно сплачивается, складываются языки с развитыми фонетикой и лексемами, прежде примитивное изобразительное искусство усложняется.
Хотя основными занятиями людей остаются охота, рыболовство и собирательство, смягчение климата несколько "гуманизирует" людей мезолита. Добычи становится больше, скученность групп охотников намного уменьшилась за счет освоения новых пространств, как следствие снизился градус враждебности и готовности убивать всё живое. Именно на эпоху мезолита приходится широкое распространение религиозных ритуалов, всплеск активности первобытных художников, а также первые попытки приручения отдельных видов животных. Появление религии - это попытка осмыслить закономерности внешнего мира, понять причины тех или иных природных явлений, подчинить эти неведомые силы природы с помощью магических ритуалов. Петроглифы (рисунки на камне) с изображениями сцен охоты и бытовых занятий создавались людьми еще в самом раннем палеолите как отражение внутреннего мира первобытных людей.
Обратите внимание: Если бы египетскую пирамиду строили советские инженеры.
Они во многом перекликались с магией, но эпоха мезолита фиксирует кратный рост активности древних художников, причем разнообразие изображаемых сцен также серьезно расширилось. Зачатки животноводства археологи также относят к мезолиту - люди стали испытывать временную удовлетворенность потребности в пище (заранее оговоримся - это ненадолго, подробности см. ниже), начали охотиться лишь на определенные виды животных, тогда как в эпоху палеолита всё живое рассматривалось как еще не обжаренный кусок мяса. Такое продолжительное пищевое изобилие сподвигло первобытных людей к приручению собаки (помощник на охоте), кошки (борец с грызунами), вола, осла, лошади (вьючное животное).Необходимо сказать пару слов - что представлял из себя Египет в плане ландшафта и биологического наполнения, когда его населяли племена кровожадных первобытных охотников. После окончания ледникового периода долина Нила и её окрестности разительно отличались от её нынешнего состояния. Берега реки почти на всём протяжении были сильно заболочены, дельта Нила затапливалась Средиземным морем, а пустыня Сахара представляла из себя саванну с обилием разнообразной живности.
В Верхнем Египте ученые-археологи обнаружили стоянки древних людей, датированные XIII-X тысячелетиями до н.э. Эту археологическую культуру называют Себильской, её характерный признак - охота представителей культуры на животных в саванне (антилопы, буйволы, зебры).
Чуть выше по течению Нила были обнаружены следы более поздней, уже упоминавшейся Каданской археологической культуры. Её представители как и себильцы жили охотой, но также занимались рыболовством и сбором диких злаков. В захоронениях данной культуры ученые нашли множество свидетельств яростных межплеменных войн, в некоторых могильниках до 40% покойных имеют следы смертельных ран, нанесенных колющим оружием (копья, стрелы, дротики).
Как же объяснить эту перемену, когда в начале мезолита люди испытали некоторую гуманизацию сознания, и прежняя агрессивность людей палеолита несколько снизилась, а спустя несколько десятков поколений разразились жестокие межплеменные войны? Ответ следует искать в изменении внешних условий существования первобытных племен. В эпоху мезолита в Северо-Восточной Африке постепенно век за веком, тысячелетие за тысячелетием шёл процесс аридизации почв. Иными словами в верхнем слое всё меньше сохранялась влага - почвы иссушались, и для обитающих в Сахаре племен этот процесс имел самые пагубные последствия. Живность мигрировала в более влажные регионы; реки постепенно пересыхали; дикие травы, злаки и кустарники с плодами пригодными в пищу, исчезали в процессе опустынивания Сахары. В то же время болотистая пойма Нила (где раньше вольготно обитали только крокодилы-бегемоты) постепенно иссушалась и становилась гораздо более пригодной для жизни людей и животных из саванны.
Чуть юго-западнее низовий реки, а именно в Файюмском оазисе археологи раскопали стоянки Карунийской культуры (её еще именуют Файюмская культура В). Судя по найденным артефактам, здесь первобытные люди гораздо больше занимались рыболовством, нежели охотой, но как и представители более ранней Каданской культуры вовсе не брезговали сбором питательных растений. Керамика у карунийцев как и у других племен мезолита еще не была распространена, также они не знали ни металлов ни земледелия. Тем не менее качество производства каменных орудий труда (ножи, скребки, наконечники копий и стрел), а также костяных предметов бытового назначения (иглы, шильца, гребешки) сред умельцев оазиса достигло очень высокого уровня выделки.
Подводя итог, можно отметить, что очередная смена "милостей природы" на ухудшение климатических условий спровоцировала древних обитателей долины Нила на вполне ожидаемый всплеск насилия. Борьба за место под солнцем никуда не уходила, а люди были дикие и свирепые - поэтому "резьба по кости" к окончанию мезолита в долине реки разразилась знатная. В то же время нельзя не признать, что такая сверх экстремальная обстановка побудила некоторые племена к выработке новых механизмов адаптации к ухудшающимся условиям жизни. Одним из таких ответов человечества своевольной матушке-природе стало земледелие, спровоцировавшее в древнем мире целую т.н. "неолитическую революцию", но это тема для другой статьи.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Кровожадные охотники в долине Нила: суровые пращуры строителей пирамид.