(Продолжение. Начало в № 9-2017). Если заморские владения теперь оказались более или менее обеспеченными, то подводный флот метрополии остро нуждался в обновлении: в его составе имелись только «О-6», «О-7» и трофейная «англичанка» «О-8», все весьма и весьма устаревших проектов. Экономные голландцы решили использовать уже готовый колониальный вариант «К-ХI», несколько снизив часть характеристик, чтобы сэкономить еще раз. Первой жертвой стала скорость - не вполне добровольно. Когда в 1917 году утверждалась постройка «О-9» - «О-11», Германия еще продолжала сражаться, и поставки традиционных дизелей «MAN» оставались более чем сомнительными, и вместо них решили использовать уже известную продукцию фирмы «Зульцер». Тоже достаточно надежную, но меньшей мощности. В остальном же «все было, как всегда». Аналогичное вооружение из смеси 533-мм и 450-мм аппаратов, та же артиллерия. И столь же долгое время постройки: эта тройка вошла в строй даже после колониальных прототипов, в 1926 - 1927 годах.
Перед поставкой следующей серии последовал почти десятилетний «антракт», время, за которое вокруг тихой Голландии произошло немало событий. Пожалуй, главным для страны стало возвращение на мировую сцену ближайшего соседа, Германии. Для которой Нидерланды оказались весьма удобной площадкой для разработки тех видов вооружений, которые были строго запрещены немцам Версальским миром.
Ранее мы уже не раз упоминали о псевдоголландской фирме «IvS» («Проектное бюро по судостроению»), на самом деле принадлежавшей германскому флоту, занимавшейся проектированием подводных лодок и консультированием при их постройке. Стоит заметить, что выгоду получили не только немцы, но и приютившие их голландцы, получившие некоторый доступ к разработкам «мэтров».
Что отчасти и поспособствовало тому заметному скачку, который удалось сделать конструкторам «Низинных земель». Но только отчасти, поскольку в ряде моментов голландцам удалось даже обскакать своих столь квалифицированных сотрудников из числа «соседей». В следующей серии, на сей раз из четырех единиц, «О-12» - «О-15», конструкторы впервые оставили в качестве артиллерийского вооружения исключительно зенитные автоматические пушки. Причем весьма удачные 40-миллиметровки от «Бофорса», на производство которых страна получила лицензию. К тому же, оба автомата, спереди и позади от рубки, размещались в специальных механизированных убирающихся установках, позволявших не тратить дополнительную мощность на движение под водой. Что и позволило увеличить дальность подводного хода: лодки могли пройти 26 миль максимальным восьмиузловым ходом. Для движения на поверхности использовались те же дизели, что и на предшественницах, причем на головной «О-12» - МАНовские, а на остальных - зульцеровские (фирма к тому времени подтянулась по мощности к признанному «мэтру»). Глубина погружения также увеличилась до 85 м, а дальность равнялась таковой у «заморских» единиц. А вот торпедное вооружение соответствовало знаменитым германским «семеркам» - пять 533-мм аппаратов - четыре в носу и один в корме. И все это уложилось в водоизмещение менее 600 тонн.
Несомненный успех в проектировании побудил создать и следующую колониальную серию. На этот раз из пяти единиц (по числу старых лодок, подлежавших выводу из состава флота), получивших в последний раз обозначения «К», от «К-XIV» до «К-XVIII». Теперь уже «заморские» лодки стали развитием «отечественных». Развитием по прежнему шаблону: увеличенные размеры, скорость надводного хода, более мощное артиллерийское вооружение, (две убирающиеся 40-мм зенитные установки дополнялись открыто установленной 88-миллиметровкой). Надводное водоизмещение в 770 т вместило все это, плюс усиленное торпедное оружие, включавшее восемь 533-мм аппаратов. (Здесь стоит отметить возвращение поворотного двухтрубного аппарата, правда, устроенного на этот раз с умом, прикрытого обтекателями и включенного в обшивку легкого корпуса. Естественно, не перезаряжаемого, в отличие от размещенных в прочном корпусе).
В общем, получился очень неплохой подводный корабль. За одним исключением: дальность по-прежнему оставалась на том же уровне, около 3500 миль. По сути, обе линии голландских подлодок, колониальная и для отечественных вод, отличались уже настолько незначительно, что дальнейшее разделение их не имело особого смысла. Что и выразилось в сохранении единственного буквенного индекса, «О», о чем мы уже упоминали. Что и было зафиксировано в следующей единице, «О-16», которую можно рассматривать в качестве шестой в дополнение к предыдущей пятерке для службы в Ост-Индии. Водоизмещение подросло до почти 900 тонн с сохранением практически всех характеристик предшественниц, включая двигатели, но более «благородные» формы корпуса позволили добавить еще один узел хода, несмотря на рост веса. О назначении «О-16» говорилось расплывчато: для отечественного флота, но в любой момент может быть направлена в Тихий океан. Чему способствовал, в частности, увеличенный запас топлива и «тропическое» оборудование.
А вот следующая пара, «О-17» и «О-18», изначально предназначалась для Ост-Индии. Лодки даже успели получить «колониальные» обозначения «К-XIX» и «К-ХХ», но их переименовали еще до ввода в строй. Важнейшим новшеством стало добавление минных шахт для 20 пар мин, устройство, «подсмотренное» у польских «Ожела» и «Села». Так в голландском флоте появились собственные минзаги. Другим, пожалуй, не менее важным - в перспективе -«секретным приспособлением» стало устройство для работы дизелей под водой (РДП), пресловутый «шноркель». Пока еще не слишком совершенное, но работоспособное. В итоге послужившее врагу: немцы создали на основе захваченных «шноркелей» собственное РДП, доставившее немало неприятностей союзническим судам и кораблям. В число которых к тому времени входили и голландские. Коме того, новые лодки имели увеличенную до 19 с лишним узлов скорость, причем несколько неожиданно. Мощность дизелей увеличили по расчетам ровно настолько, чтобы компенсировать рост водоизмещения (оно вплотную приблизилось к тысяче тонн), но удалось не только сохранить 18-узловой ход предшественницы («О-16»), но и «прихватить» дополнительный узел «с хвостом».
Тысячетонные субмарины получились вполне на уровне лучших довоенных образцов ведущих морских держав. Неудивительно, что их вознамерились строить в качестве основных, в большой серии - впервые в истории голландского подводного флота. Единственное, что подвергалось сомнениям, наличие минных шахт. К тому времени уже активно говорили об использовании для постановки мин торпедных аппаратов, так что здесь имелась возможность сэкономить. Что в условиях крупной серии становилось немаловажным. А серия, по меркам небольшой страны, предполагалась действительно значительной: в 1939 - 1940 годах было заложено 7 единиц, от «О-21» до «О-27». По большинству характеристик они повторяли предшественниц, за исключением удаления оборудования для постановки мин. Водоизмещение при этом уменьшилось на 60 с лишним тонн, а скорость еще немного подросла. При этом дальность, наконец, превысила вполне приличные 7000 миль. В общем, Голландия могла бы в течение следующих нескольких лет стать обладательницей однородного подводного флота, состоящего из отличных по своим качествам субмарин. Если бы не соседи и «друзья» по «Проектному судостроительному бюро» - немцы.
Начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война первоначально повернулась к Голландии благоприятной стороной. Страна оставалась нейтральной, извлекая торговые выгоды от контактов с Францией и Британией с одной стороны, и фашистской Германией - с другой. Но лишь до того момента, как последняя не решила вести войну всерьез. И в мае 1940 года нейтральные Бельгия и Голландия стали жертвами вторжения немцев, наносивших фланговый удар по союзникам через их территории. Достойного сопротивления небольшим странам оказать не удалось, как это не удалось многократно более сильным англо-французским войскам. Но флот Нидерландов, в том числе и его субмарины, вступил в борьбу, растянувшуюся на долгих пять лет.
Впрочем, подводным лодкам едва не довелось поучаствовать в реальных действиях много раньше. В крайне экзотических условиях: в тропиках, на удалении тысяч миль от родины, к тому же атакуя… свой же корабль. Дело в том, что в феврале 1933 года в голландской Ост-Индии взбунтовался экипаж броненосца «Де Зевен Провинсиен». Корабль, конечно, к тому времени очень старый, но бронированный и вооруженный крупнокалиберной артиллерией. Соответственно, противопоставить ему в традиционном морском бою попавшим впросак колонизаторам было нечего. Пришлось срочно собирать эскадру под командованием командира крейсера «Ява» капитана 1 ранга Ван Дюльма (ниже мы еще встретимся с этим именем), в состав которой в том числе экстренно включили две подводные лодки, «К-VII» и «К-XI». Большие расстояния между портами «Страны тысячи островов» сильно затрудняли сборы: лодки поспешили на соединение с крейсером, но никак не могли установить устойчивую радиосвязь. Что, скорее всего, и спасло «индонезийский «Потемкин» от большой крови. Командование решило предварительно провести воздушную атаку, и единственная удачно положенная легкая бомба подавила волю мятежников, которые тут же сдались.
К моменту вступления в войну голландский военно-морской флот насчитывал в своем строю 24 единицы, поровну разделенных между метрополией и Ост-Индией. К сожалению, ни одна из лодок последней серии («О-21») окончательно вступить в строй к тому времени не успела. Но первые четыре, «О-21» - «О-24», уже спустили на воду, и их удалось увести в Англию, где в конце концов их довели до боеспособного состояния. А вот оставшиеся три попали в руки немцев. Которые не только ознакомились с конструкцией шноркеля, но и достроили субмарины, введя их в состав своего флота под обозначениями «UD-3» - «UD-5». Место отсутствовавших «бофорсов» заняли 20-мм автоматы, а рубку перестроили по германскому образцу. Итоговая судьба их была незавидной: в мае 1945-го их затопили новые владельцы - заодно с сотнями собственных «У-ботов». Из трех лодок в состав голландского флота удалось вернуть только наименее поврежденную «О-27», прослужившую затем еще полтора десятка лет.
Из прочих субмарин немцам удалось захватить только уже несколько устаревшие «О-11» и «О-12», особой ценности не представлявшие и «дважды трофейную» «О-8». Остальным удалось ускользнуть в Британию, где их немедленно пустили в дело. Голландские подводники оказались на удивление хорошо подготовленными и активно включились в боевые действия, которые развернулись на всех театрах, от Северного моря до Тихого океана.
Именно там они добились своей первой победы. Новейшая «О-20» захватила большой транспорт «Луи Л.Д.», принадлежавший вишистской Франции, попавшей теперь в число противников. Но наибольших успехов в начальном периоде войны голландцы добились в Средиземном море, где англичане выделили им «делянку» у берегов Лигурии. Там «О-23» и «О-24» в июле 1941 года потопили по крупному итальянскому танкеру, записав на свой счет очень важные победы. (Снабжение топливом стало основной проблемой для итальянских войск и корпуса Роммеля в Ливии). В сентябре к танкерам на дне присоединились два больших итальянских парохода, один из которых оказался на счету все той же «О-24». И это не считая небольших каботажных судов и шхун. Кстати, второй большой пароход («Изарко») стал жертвой «О-21», которая в ноябре того же года пустила на дно зазевавшийся германский «У-бот» («U-95»). А командовал этой субмариной… Ван Дюльм, сын того самого командующего эскадрой, собранной для атаки мятежного броненосца восемью годами ранее. И эти победы не стали последними: всего этот достойный моряк прошел всю войну на той же лодке, одержав восемь побед и утопив более 20 000 тонн неприятельских судов и заняв по числу побед второе место в своем флоте. Вообще же, как можно видеть, наибольшие успехи на европейском театре действий пришлось на долю наиболее современных единиц, что в принципе неудивительно.
А вот на Востоке пришлось сражаться оказавшимся там более старым лодкам. И сражаться с очень сильным противником, Японией. «Страна Восходящего солнца» повторила коварный прием своего союзника по «Оси», одновременно с атакой Пирл-Харбора напав на голландскую Ост-Индию в надежде получить источник нефти для своего флота и промышленности. И субмарины бросились в бой, добившись при этом поистине выдающихся результатов на фоне сплошных поражений союзников в начале войны на Тихом океане.
Несомненными лидерами в деле борьбы с захватчиками стали «О-16» и «К-XIV». Причем своих главных успехов они достигли в сходных ситуациях. Каждая из этих лодок потопила сразу по четыре (!) крупных транспорта, с которых японцы выгружали снабжение для своих войск, первая - в районе Кучинга в британском Борнео (там же еще одна «голландка», «К-XVI», пустила на дно эсминец «Сагири»), вторая - у побережья Сиама в Сунгей-Паттани. К сожалению для союзников, обе безусловно выдающиеся победы оказались «дефектными»: суда затонули на мелководье и впоследствии японцы подняли все восемь.
Всего же подводные лодки Нидерландов в морях Тихого океана отправили на дно почти 110 000 тонн японских судов и несколько кораблей, в том числе минзаги «Ицукусима» и «Вакатакэ». Вроде бы немного на фоне «передовых» германских «У-ботов», но стоит учесть, что любой успех в начальной фазе войны был на вес золота. А большинство побед были одержаны «голландками» как раз в первые два месяца. Потом для них настали черные времена: японцы атаковали главный остров Ост-Индии - Яву, а потом и высадились там. От воздушных налетов и в результате затопления своими командами в конце февраля - начале марта 1942 года пали жертвами четыре субмарины, в придачу к такому же числу погибших в ходе боевых столкновений чуть ранее.
Любопытно, что в ходе одного и того же налета на базу в Сурабайе 13 февраля 1942 года были затоплены как «старушка» «К-VII» (со всей своей командой, насчитывавшей 13 человек), так и ее некогда несостоявшаяся жертва, броненосец «Де Зевен Провинсиен», переименованный после позора мятежа в… «Сурабайю».
Остальные «голландки» сумели уйти в Австралию, проделав значительный путь до баз в Сиднее, Мельбурне или Фримантле. Австралийцы, сами ожидавшие в это время вторжения японцев, экстренно включили всех «старушек» в состав своего флота. Но по мере того, как опасность становилась все более призрачной, потихоньку стали либо возвращать их владельцам, либо просто сдавать на слом. (Особенно «повезло» «К-IX», которую ухитрились передавать туда-сюда дважды!)
Большие потери голландского подводного флота в кораблях побудили «старшего брата» - англичан - к тому, чтобы передать квалифицированным и зарекомендовавшим себя морякам свои субмарины. Причем не какое-то старье, а вполне современные и качественные три единицы типа «Т» и «Р-47». Последняя, получившая имя «Дольфейн», и стала рекордсменом по числу побед в составе флота Нидерландов (11 потопленных целей), хотя и уступила «О-21» по их общему тоннажу. А наиболее результативными по последнему показателю стали, естественно, «О-16» и «К-XIV». Всего же на всех театрах морской войны, атлантическом, средиземноморском и тихоокеанском, лодки под трехцветным сине-красно-белым флагом пустили на дно свыше 120 противников, в том числе 12 кораблей (включая три подводных лодки) и четыре десятка вспомогательных судов из состава боевых флотов общим тоннажем за 150 000 тонн. Еще более 55 000 тонн было повреждено или захвачено. И это только документально подтвержденные потери. Совсем неплохой результат, стоивший голландцам 13 подводных лодок, из которых только 6 погибло непосредственно в боях. Экипажи некогда поистине великой морской державы поддержали честь своих предков.
В. КОФМАН