ЛОКОМОТИВЫ

ЛОКОМОТИВЫ

Локомотив — транспортное средство для перемещения вагонов или поездов по рельсовому пути, относится к подвижному составу.

Основные характеристики локомотива: мощность, сила тяги, скорость, КПД. Локомотив — это общее название железнодорожного тягового средства.

По виду источника энергии различают тепловые и электрические локомотивы. Тепловые локомотивы — это паровозы, турбовозы, тепловозы, газотурбовозы.

Эти локомотивы снабжены собственными силовыми установками для выработки энергии. У паровоза—это паровая машина. У турбовоза — паровая турбина. У тепловоза двигатель внутреннего сгорания. У газотурбовоза — газовая турбина.

Электрические локомотивы — это электровозы. В зависимости от источника энергии различаются на контактные и аккумуляторные. Контактные электровозы своего источника энергии не имеют и получают энергию от контактной сети. Аккумуляторные электровозы снабжены аккумуляторной батареей, заряжающейся от источника тока, локомотив не имеет пассажирских мест.

Первый локомотив-паровоз появился в Великобритании в 1803 г., в России в 1834 г. В течение XX в. локомотивами были только паровозы. Но в XX в. с увеличением скорости движения, грузоподъемности поездов появилась необходимость повысить мощность тяги локомотива. Первый тепловоз в России был построен в 1924 г., первый электровоз в США в 1895 г., в России в 1926, 1933 гг.

Современные локомотивы различаются по роду работы: магистральные и промышленные. Промышленные локомотивы передвигают составы с грузами полезных ископаемых. Магистральные локомотивы разделяются на пассажирские и грузовые, передвигающие поезда, и маневровые, работающие на железнодорожных станциях. Электровозы обладают высокой мощностью и скоростью движения. Еще более мощные газотурбовозы, но их производство сложно, и они имеют низкий КПД. Поэтому локомотивный парк состоит в основном из тепловозов и электровозов. Другие типы локомотивов с малой мощностью, низким КПД не имеют широкого распространения и применяются на небольших участках в определенных случаях.

Современный локомотив — это высокоэффективное тяговое средство. Дальнейшее развитие его использования направлено на увеличение мощности и скорости движения. Современный электровоз имеет мощность более 8000 кВт, турбовоз имеет скорость более 200 км/ч. Создание локомотива на магнитной или воздушной подушке увеличивает скорость до 500 км/ч. Перспективные локомотивы — с энергетической установкой ядерного реактора.