"Lost with all hands". Судьба экипажа крейсера HMAS "Сидней" (окончание)

Начало работы: Часть 1.

Когда HMAS Sydney не прибыл во Фримантл вовремя, Военно-морское управление Содружества не проявило особой обеспокоенности. Лишь 24 ноября, после того как первые немецкие моряки, спасенные британскими танкерами, сообщили о драке между двумя крейсерами, радиопередачи начали наполняться отчаянными призывами к «Сиднею» выйти на связь. На поиски пропавшего крейсера были отправлены четыре корабля береговой охраны Австралии, голландский легкий крейсер «Тромп», шесть находящихся поблизости торговых судов и самолеты 14-й и 25-й эскадрилий Королевских ВВС Австралии).

10 февраля 1941 года крейсер HMAS Sydney вернулся в Австралию со Средиземноморского театра военных действий, где его ждал радушный прием.

10 февраля 1941 года крейсер HMAS Sydney вернулся в Австралию со Средиземноморского театра военных действий, где его ждал радушный прием.
Масштабная поисково-спасательная операция продолжалась между северо-восточным побережьем Австралии и островом Ява до 29 ноября, и именно в ходе этой операции удалось спасти оставшийся экипаж судна Cormorant. Однако единственными следами легкого крейсера «Сидней» были спасательный круг со сломанными креплениями и спасательный круг типа 20, найденный в воде. Корпус плота был изготовлен из прессованных волокон тополя, а его деревянный пол был испещрен отверстиями (около 100), что изначально навело австралийских экспертов на мысль, что нацисты расстреляли из пулеметов моряков, пытавшихся сбежать с «Сиднея.
Капитан Детмерс и его люди категорически отрицали обвинение: за время своей пиратской карьеры они совершили многочисленные и серьезные нарушения законов и обычаев войны, но даже эти гитлеровские пираты все еще считали своим долгом как моряков оказать помощь тем, кто находился на тонущем судне (преступный приказ адмирала Дёница от 17 сентября 1942 года: «Людей не спасать, на борт не брать, помощь спасательным шлюпкам не оказывать» все еще действовал и касался только «его» экипажей подводных лодок). Поэтому Военно-морское управление пришло к выводу, что спасать больше некого... Плот был передан Австралийскому военному мемориалу в Канберре как реликвия затонувшего легкого крейсера.

Австралийские СМИ сообщили, что на крейсере «Сидней» обнаружен спасательный плот".

Австралийские СМИ сообщили, что на крейсере «Сидней» обнаружен спасательный плот".
В 1993 году эксперты окончательно определили степень его травмы. Позднее было установлено, что металлические частицы, обнаруженные в корпусе спасательного плота, — это осколки с «Корморана». По нему не стреляли из пулеметов.
30 ноября 1941 года премьер-министр Австралии Джон Кёртин официально объявил, что лёгкий крейсер «Сидней» был «потоплен в бою». Родственники и близкие экипажа крейсера получили следующую телеграмму: «Пропал без вести в результате действий противника». Однако с последующим вступлением Японии во Вторую мировую войну шокирующая реакция австралийской общественности на затопление их любимого военного корабля оказалась недолгой... Судьба 41 офицера, 594 рядовых, шести пилотов RAAF (экипаж корабля) и четырех гражданских бортпроводников, пропавших без вести во время последнего рейса «Сиднея», не была предметом военно-морского расследования до конца войны и стала личной трагедией для тех, кто тщетно ждал их возвращения из моря.

Групповое фото экипажа крейсера HMS Sydney в июле 1940 года. Некоторые моряки были переведены на другие должности, когда корабль затонул, но большинство из изображенных на фото приняли участие в финальном сражении 19 ноября 1941 года.

Групповое фото экипажа крейсера HMS Sydney в июле 1940 года. Некоторые моряки были переведены на другие должности, когда корабль затонул, но большинство из изображенных на фото приняли участие в финальном сражении 19 ноября 1941 года.
18 марта 1942 года начальник Главного морского штаба дал предварительное заключение о причинах гибели крейсера. В отчете довольно лаконично вина возлагается на капитана, который «подошел к нападающему на опасно близкое расстояние в 1500 ярдов, вопреки приказу», и артиллерийского офицера, который «был неподготовлен и отразил нападение двумя залпами, хотя у него была возможность выстрелить первым». В то же время командование еще не решилось сделать зловещий вывод о том, что «Сидней» «уничтожен», а его моряки не числились пропавшими без вести до конца войны. Ситуация еще больше усугублялась слухами, циркулировавшими в австралийских военно-морских кругах. Например, одна из теорий заключается в том, что выжившие с крейсера были подобраны японской подводной лодкой и с официальным началом войны объявлены военнопленными.
Более мрачная версия истории заключается в том, что подлодка торпедировала «Сидней» и расстреляла выживших из пулеметов, но все же сумела поднять на борт несколько человек. Ходят также слухи, что чудом выживший моряк был спасен в море нейтральным судном (вероятно, латиноамериканским), и после всего, что ему пришлось пережить, он решил «присоединиться» к войне, о чем он якобы сообщил репортеру американского таблоида «Choice» в укрытии в Сантьяго в 1943 году».

История моряка капюшон. Джоанна Джерард.

Вероятно, наиболее активно пытавшимся выяснить правду был бывший командир крейсера Джон Коллинз (ныне коммодор), имевший военные братские связи со многими из жертв. В конце войны он был представителем Королевского австралийского флота в Японии по вопросам капитуляции остатков Императорского японского флота.

Джон Коллинз, бывший командир «Сиднея», принял активное участие в выяснении судьбы своего экипажа.

17 сентября 1945 года адмирал сэр Луис Гамильтон, первый член Военно-морского флота, приказал Коллинзу расследовать ситуацию, поскольку «вновь появились слухи о том, что моряки Сиднея могли быть захвачены японцами». Однако ни японское Адмиралтейство, ни бывший германский военно-морской атташе, ни немногие японские подводники, пережившие войну, не смогли предоставить Коллинзу обнадеживающую информацию. 28 сентября бывший командир «Сиднея» доложил в штаб: «Я глубоко сожалею, что не найдено никакой информации, указывающей на то, что у экипажа «Сиднея» еще есть надежда на выживание». Еще в наше время австралийский писатель Д. Дженкинс, исследовавший историю подводной войны Императорского флота Японии во Второй мировой войне (Д. Дженкинс, «Морской бой! Подводная война Японии против Австралии, 1942-44»), в очередной раз опроверг утверждение о наличии «японских следов» в гибели австралийского крейсера. Архивные материалы свидетельствуют, что на конец ноября 1941 года ни одна из 47 боеспособных японских подводных лодок не находилась в районе затопления «Сиднея», никого не спасли из воды и не отправили в Японию.
Что касается «Истории Латинской Америки», то, несмотря на отсутствие исследований в этой области, она больше всего похожа на вымысел скандального журналиста. У выживших моряков «Сиднея», вероятно, были родственники и, конечно же, друзья в Австралии, поэтому он не мог не связаться со спасательной командой.
В любом случае, в конце 1945 года Австралийское военно-морское управление вынесло трагический вердикт Королевскому австралийскому военно-морскому флоту Сиднея: «полное уничтожение». Экипаж получил трагическую метку «KIA» — «Погиб в бою». Потери крейсера составили не менее 35% всех потерь Королевских ВМС Австралии во Второй мировой войне, и он стал кораблем союзников с наибольшими потерями. В 1948 году легкий авианосец Королевского австралийского флота унаследовал название HMAS Sydney и добавил к своей эмблеме почетную ленту «Kormoran 1941», которая была добавлена ​​в ознаменование морского сражения 19 ноября 1941 года. В 1983 году это название также унаследовал фрегат с управляемыми ракетами, который до сих пор находится в строю.
После войны обстоятельства гибели легкого крейсера «Сидней» и последние часы жизни его экипажа продолжали оставаться в центре внимания ученых и общественности, причем интерес то угасал, то возрождался. Исследователи в целом сходятся во мнении, что корабль затонул через несколько часов после окончания сражения в ночь с 19 на 20 ноября 1941 года либо из-за неконтролируемого затопления через пробоины в корпусе, в результате чего отсеки оказались затоплены и опрокинуты, либо из-за взрыва боеприпасов и возгорания. Все авторы признают, что экипаж крейсера понес большие потери в бою. Однако о масштабах этих потерь и шансах выживших моряков бороться за спасение своих кораблей можно только догадываться, основываясь на единственном доступном источнике — свидетельствах немецких военнопленных. Почему никто из людей на «Сиднее» не был спасен, остается загадкой.

В 1941 году моряки крейсера «Сидней» все еще надеялись на лучшее..

Единственной зацепкой было тело неопознанного моряка, которого выбросило на берег острова Рождества на спасательном плоту. В конце 1940-х гг. Военно-морские эксперты пришли к выводу: «Тип спасательного плота на HMS Kerry соответствовал типу спасательного плота на RAN и RN, но не на торговых судах союзников... Поскольку у австралийских властей не было информации об исчезновении другого судна RAN, спасательный плот которого дрейфовал к острову Рождества в указанное время, единственным возможным вариантом был HMS Sydney». В это время года меняющиеся ветры и течения у западного побережья Австралии способны отнести плот в сторону островов. Однако и здесь есть немало трудностей.

Остров Рождества — последнее пристанище моряка, погибшего на крейсере HMS Sydney во время Второй мировой войны. На фотографиях видно, что вся береговая оборона состояла из одной 150-мм пушки, но она так и не сделала ни одного выстрела по японцам.

В марте 1942 года после неоднократных бомбардировок и обстрелов острова японцами сикхский гарнизон взбунтовался, застрелил пятерых британских солдат, арестовал два десятка европейцев, оставшихся на острове после эвакуации женщин и детей, и передал остров японским десантникам. Во время инцидента были утеряны все официальные документы местных органов власти, включая те, которые касались обнаружения спасательного плота «Сидней» и его погибших пассажиров. Устные показания очевидцев, переживших японские лагеря для военнопленных или сумевших бежать с острова, не считались «достоверными доказательствами», и в течение многих лет австралийские военно-морские власти не спешили признавать, что погибший моряк с острова Рождества был «одним из них». Ситуация кардинально изменилась в 1997–1998 годах, когда австралийский парламент провел крупнейшее в истории расследование гибели легкого крейсера HMAS Sydney, в котором приняли участие все члены экипажа. Конечно, после того, как «джентльмены Законодательного собрания» порылись в архивах, уведомили командование Королевского австралийского флота, проиграли голоса в дебатах и ​​выкурили бесчисленное количество сигар в коридорах, им не удалось найти ничего неизвестного. Но им удалось продвинуть практические исследования в этой области. Для координации поисков затонувшего судна и проведения научных исследований был создан трастовый фонд HMAS Sydney Foundation Trust, в состав которого входят многие известные общественные деятели, а также для работы требуется сотрудничество правительства страны, военных и научных учреждений. Особо подчеркивалась необходимость выяснить происхождение «Неизвестного моряка с острова Рождества», и когда морские экспедиции и частные энтузиасты без особого успеха исследовали морское дно, где произошло памятное сражение 19 ноября 1941 года, на остров отправилась группа военных археологов и представителей Королевского австралийского флота.
Во время японской оккупации следы захоронений последних членов экипажа «Сиднея» исчезли, и могилы были обнаружены только со второй попытки в октябре 2006 года. Найденные останки и артефакты были возвращены в Австралию и исследованы с использованием самых современных методов и лучшими специалистами в области криминалистики. Не вызывает сомнений то, что погибший получил тяжелую травму головы, «которая без хирургического вмешательства привела бы к смерти... Травма не обязательно приводит к немедленной потере подвижности, и боль может продолжаться в течение нескольких часов или даже дольше». Состав металла фрагментов, обнаруженных на передней левой стороне черепа, соответствует материалам, которые использовались при строительстве британских военных кораблей. По сути, голову бедняги пробил кусок брони, отколовшийся во время взрыва. У него также были сломаны несколько ребер.
На пуговицах рабочей одежды, найденных в могилах, красовался логотип австралийского производителя, который не был поставщиком для армии, что навело военных историков на мысль о том, что одежда покойного, хотя и являлась стандартной униформой, была сшита по его личному заказу. Согласно категориям военнослужащих Содружества, имеющих право экипироваться за «собственный счет», «неизвестный моряк с острова Рождества» может быть «офицером Королевского австралийского военно-морского флота, уорент-офицером или уорент-офицером достаточного ранга, чтобы иметь вахтенный сертификат». Судя по его рабочей одежде, он технический специалист и находился на дежурстве во время боя.
Наконец, исследование скелета позволяет нам сделать некоторые выводы о личности умершего. Его приблизительный возраст составил от 22 до 31 года (сопоставимо со средним возрастом младшего офицера или уорент-офицера). В довоенный период он имел доступ к квалифицированному лечению зубов (золотые пломбы), вел активный образ жизни и регулярно занимался интенсивной физической активностью (он также мог быть джентльменом, занимающимся силовыми видами спорта, или просто обычным рабочим или фермером). Благодаря ДНК-тестированию и медицинским данным погибших ученые сузили список «кандидатов» на место экипажа «Сиднея» до 87 человек, однако личность «неизвестного моряка с острова Рождества» пока не установлена…

В 2021 году Австралия объявила, что личность «моряка с острова Рождества» принадлежит 21-летнему моряку первого класса из Брисбена Томасу Уэлсби Кларку. С августа 1941 года он служил на корабле HMS Sydney.

Однако последние часы его жизни можно реконструировать с большой точностью. На ране не было повязки, а значит, вряд ли он находился на крейсере после боя, иначе товарищи успели бы оказать ему помощь (каждая боевая единица на корабле была оснащена аптечкой). Вероятнее всего, моряк получил ранения и упал за борт, когда «Корморан» внезапно открыл огонь. По-видимому, некоторые из несчастных прохожих, сброшенных с палубы немецким огнем, были все еще живы и смогли удержаться на плаву. Спасательный плот либо был забран на борт самим раненым (он, надо помнить, был сильным человеком), либо его вытащил на поверхность менее раненый товарищ, либо его выбросило за борт корабля взрывом, либо его сбросил на дно какой-нибудь бескорыстный моряк, чтобы спасти своего друга. Однако у упавших в воду австралийцев было мало шансов быть обнаруженными. Во время боя «Сидней» и «Корморан» отступили на несколько миль, и в сумерках было почти невозможно заметить небольшой плот издалека от спасательных шлюпок, спущенных немцами. Невозможно не содрогнуться, представляя себе ту боль, которую пришлось пережить этому «неизвестному моряку с острова Рождества» перед смертью. Если бы он не был один на плоту, судьба его товарища или товарищей осталась бы неизвестной, что было не менее трагично. Скорее всего, жажда, жара и отчаяние вскоре сыграли свою роль…
Последний моряк крейсера «Сидней» наконец вернулся домой. 19 ноября 2008 года после похорон на военном мемориальном кладбище Джералдтон в Западной Австралии его останки были захоронены с воинскими почестями.

На обломках HMAS Sydney имеются следы попадания снарядов с HMAS Cormoran".

17 марта 2008 года морская экспедиция, организованная фондом Finding Sydney Foundation, обнаружила обломки этого легендарного легкого крейсера на глубине 2468 метров в точке с координатами 26°14;31 южной широты и 111°12;48 восточной долготы. Несколько дней назад экспедиция обнаружила «Корморан». Расстояние между местами затопления двух кораблей составило всего 11,4 морских миль (около 21 километра). В течение нескольких месяцев исследователи использовали дистанционно управляемые подводные аппараты для проведения детального обследования обломков судна «Сидней», отсняв более 50 часов видеоматериалов и сделав 1400 фотографий. На основании полученных материалов 31 марта начала работу следственная комиссия во главе с известным австралийским адвокатом Теренсом Р. Х. Коулом. В ее состав вошло большое количество экспертов из стран Содружества, США, Германии и других стран. Результатом его работы стал трехтомный основополагающий труд «Затопление HMAS Sydney II», опубликованный в июле 2009 года (HMAS Sydney I — крейсер, служивший в Королевском австралийском флоте с 1913 по 1928 год). Авианосец HMAS Sidney II тонет. Доказательства и выводы представляют собой наиболее полное исследование по этой теме. Результаты расследования комиссии Теренса Коула наконец пролили свет на судьбу отважной команды «Сиднея» и позволили реконструировать последние минуты их жизни.
Эксперты, изучавшие повреждения «Сиднея» и проводившие компьютерное моделирование ситуации на борту во время и после боя, пришли к следующим выводам: «Предполагается, что потери составили около 450 человек, или 70% от общей численности экипажа, которые были искалечены в бою. Многие из выживших, вероятно, оказались в ловушке в замкнутом пространстве, образовавшемся в результате пожара.

Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.

Они погибли в огне или от удушья из-за дыма, блокировавшего пути эвакуации из-за повреждений. Предполагается, что выжившие находились во внутренних отсеках нижней палубы в кормовой части, работая над спасением корабля и оказывая помощь раненым». По данным комиссии, выжить на верхних палубах удалось лишь экипажу героической башни «Y» (20 человек) и части личного состава других боевых частей. Матросам из кормового погреба главного калибра и хранилища глубинных бомб на квартердеке была предоставлена ​​возможность эвакуироваться через башенный лифт — еще около пятидесяти человек. Вероятнее всего, выжил личный состав кормового машинного отделения, котельного отделения и некоторых других технических боевых постов в корме, всего менее сотни моряков. Выжившие, вероятно, все еще находились в носовом машинном отделении и котельном отделении, но они были отрезаны пожаром и не могли ничего сделать.
По-видимому, большая часть экипажа «Сиднея», пережившая бой, собралась на корме и смогла установить связь друг с другом. Можно с уверенностью сказать, что большинство офицеров, включая всех старших, погибли в первые минуты боя, когда они находились в местах, где орудия «Корморанта» подвергались наиболее сильному обстрелу, например, на мостике, в пункте управления огнем и т д. Но в силу неизменных традиций флота выживший лейтенант (примерно того же возраста) принял командование крейсером. Дисциплина, профессионализм, личное мужество и товарищество военнослужащих ВМФ, столько раз продемонстрированные в боях и походах, вряд ли позволили бы остаткам отважного экипажа впасть в панику или депрессию (хотя отдельные проявления депрессии имели место). Последние часы «Сиднея» были наполнены отчаянной борьбой за выживание, хотя жизнь была безнадежна из-за серьезных повреждений корабля и отказа большинства его технических систем. Расположение обломков австралийского крейсера относительно обломков «Корморана» и места сражения указывало на то, что смертельно поврежденный корабль прошел последнюю милю не в направлении австралийского побережья, а параллельно ему. Поэтому контроль так и не был восстановлен. Нормальная радиосвязь также не была налажена — сигналы бедствия не передавались или были слишком слабыми, чтобы их кто-либо принял. Только чудо могло спасти последних моряков «Сиднея»; Как сказал Редьярд Киплинг: «Чудеса на войне случаются редко и всегда с другими»…
«Сидней» затонул между 22:00 и 19:00 и 23:00. 19 ноября. Эксперты полагают, что крейсер потерял плавучесть из-за многочисленных пробоин и попадания воды во внутренние отсеки и затонул в море в течение нескольких минут или даже быстрее. Положение обломков, лежащих почти горизонтально на дне моря, а также тот факт, что тяжелые орудийные башни и большая часть другого палубного оборудования все еще были на месте, исключали возможность того, что корабль перевернулся, — в противном случае все обломки были бы разбросаны повсюду. Взрывов боеприпасов также не было. «Сидней» тонул, его нос накренился; После погружения носовая часть судна сломалась по линии пробоины, образовавшейся в результате попадания торпеды «Корморант» в наиболее уязвимую часть корпуса, и теперь находилась примерно в 500 метрах от торпеды. Из-за внезапности кораблекрушения у моряков, находившихся во внутренней каюте, не было возможности покинуть судно. Шансы на выживание для тех, кто находился на палубе, также казались крайне ограниченными. Экипаж не смог спустить спасательные шлюпки: во-первых, не хватило времени, а во-вторых, кран, использовавшийся для подъема спасательных шлюпок из ангара, был уничтожен вместе с катапультой пушечным ядром. Подводная фотосъемка показывает, что обломки пяти подводных лодок в ангаре (все подводные лодки в верхнем ангаре были уничтожены в бою) прочно стоят на слайде…

Вполне возможно, что после того, как «Сидней» затонул, на воде осталось лишь несколько человек, которые полагаясь на «импровизированные» спасательные средства, такие как пробковые пояса. Выводы экспертов не оставляли сомнений в том, что эти несчастные были обречены на гибель: «Не стоит забывать, что почти все они получили травмы, ожоги, сотрясения мозга и отравления продуктами горения/парами. В этих условиях выживание с помощью спасательного круга составило бы не более нескольких часов... Круг не смог бы удержать голову пловца, и когда он терял сознание или засыпал, он неизбежно задохнулся бы». Еще одним фатальным фактором стало большое количество акул в этих районах. Когда затонул австралийский крейсер, температура воды составляла около 23–24 °C, а запах крови быстро распространялся, привлекая к месту катастрофы морских хищников. Примечательно, что даже матросы и офицеры «Корморана», находившиеся на надежном судне, постоянно боролись веслами и баграми с этими опасными зверями, в то время как измученная и раненая команда «Сиднея» была совершенно беззащитна перед ними…

Короче говоря, ни один из австралийских моряков, находившихся на борту затонувшего крейсера, не смог увидеть восход солнца 20 ноября 1941 года. Их могила — темные воды Индийского океана и обломки их любимого корабля. Место, где затонул корабль HMAS Sydney, заслуживает статуса мемориального военного кладбища…
Этот памятник стоит на побережье недалеко от военного кладбища Джералдтона (Западная Австралия) и увековечивает память моряков, офицеров и морских летчиков, не вернувшихся из последнего рейса этого легендарного крейсера. Во время церемонии закладки фундамента в ноябре 1998 года произошло драматическое событие, давшее архитекторам представление о будущем облике мемориала. Когда Королевский австралийский военно-морской оркестр начал играть «Last Watch», большая стая чаек внезапно пролетела над головами людей, образовала четкий строй и скрылась вдалеке над морем. Центральным элементом мемориала, открытого в 60-ю годовщину гибели легкого крейсера HMS Sydney, является величественный купол, состоящий из 645 стальных чаек, символизирующих души каждого из погибших моряков.

Михаил Кожемякин.

литература:

1. Член: Достопочтенный Теренс Р. Х. Колле, AO RFD QC. Авианосец HMAS Sidney II тонет. Доказательства и выводы. Канберра, 2009, т. 1-3 http://www.defence.gov.au/sydneyii/finalreport/index.html
2. М. Маккарти. Взаимодействие между HMAS Sydney и Cormorant Корейского морского музея: анализ событий накануне празднования 60-летия в ноябре 2001 года. Западно-Австралийский морской музей, 2002 http://www.museum.wa.gov.au/collections/maritime/march/shipwrecks/sydney/Sydney.html
3. П. Хор. HMAS Sydney во время Второй мировой войны / Королевский австралийский флот во время Второй мировой войны. Под редакцией Дэвида Стивенса. Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс, 1996 год.
4. Гроув, Эрик. «Королевский австралийский флот в Средиземном море. / Там же.
5. Б. Зима. HMAS Sydney: факты, фантазии и мошенничество. Спринг-Хилл, Квинсленд, 1984 год.
6. Т. Фреймворк. HMAS Sydney: потери и противоречия. Райдалмер, Новый Южный Уэльс, 1993 год.
7. М. Монтгомери. Кто потопил «Сидней»? Норт-Райд, Новый Южный Уэльс, 1981 год.
8. Ф. Ругер. Морские бои 1939-1945 гг. Санкт-Петербург, 2002.
9. Д. Макинтайр, Б. Шофилд, С. Парк и др. средиземноморская кампания: взгляд победителя. М., 2001.
10. М.А. Брэггин. Битва за Средиземное море: взгляд побежденных. М., 2001.
11. В.А. Галинья. Гитлеровцы. Вспомогательный крейсер ВМС Германии. М., 2009.
12. П. Карел, Г. Беддекер. Немецкие военнопленные во время Второй мировой войны. 1939-1945. М., 2004.

Интернет – Ресурсы:

http://www.findingsydney.com/
http://www.sydneymemorial.com/
http://www.hmassydney.com/
http://www.ronscobie-marineartist.com/
http://www.maritimequest.com
http://en.wikipedia.org/wiki/HMAS_Sydney_(D48);
http://www.maritimequest.com/warship_directory/australia/hmas_sydney.htm;
http://www.flickr.com/photos/australian-war-memorial/3527157542/in/photostream/

[Моя] Военная история Вторая мировая война Австралийский крейсер Сидней Матросы Команда Погибший флот Военно-морской флот Военные корабли Морское сражение Остров Рождества Мемориал японских кораблекрушений Секретная история Фотографии Пираты 20 века Длинная колонка 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "Lost with all hands". Судьба экипажа крейсера HMAS "Сидней" (окончание).