Многие философы, преподаватели философии и философиоведы до сих пор считают философию мировоззрением. Но, кроме этого, почти в каждом учебнике по философии пишется о существовании философского мировоззрения.
О том, что философия никак не может быть мировоззрением, что это всего лишь устоявшийся миф, мы писали в предыдущей статье. А здесь поговорим о том, что и самого такого явления как «философское мировоззрение» не может быть в принципе. Это тоже очередной миф академической философии. Об этом и многих других современных философских мифах пишет в своей книге «Мифы современной философии» философ-филоист Аркадий Арк.
Но, прежде, чем говорить о философском мировоззрении, нужно сказать пару слов о том, что такое мировоззрение как таковое, и в чём разница между мировоззрением и философией.
Мировоззрение – это устоявшаяся система социальных ценностей и знаний о мире в целом. Мировоззрение не обязательно должно стремиться к истине, оно не обязательно должно быть объективным, оно не обязательно должно быть научным, и не обязательно должно служить всему человечеству. Также мировоззрение вовсе не обязательно должно основываться на логике. Так, религиозное мировоззрение часто противоречит логике. Как и обыденное мировоззрение.
Мировоззрение вообще не обязано стремиться к истине. И в этом его главное отличие от философии вообще, а тем более – от научной философии. Потому что научная философия – это всегда поиск истины, её осмысление и обоснование. Поэтому ясно, что философия обязана быть направлена на познание истины в любых вопросах, так как в этом заключается сама её суть.
Арк пишет: «Первейший и основной инструмент философии в познании истины – это логика. Собственно, логика и определяет: философия перед нами, или нет. И с этим, кажется, не спорит ни один философ. Также все философы согласны с тем, что любая философия основывается прежде всего на знаниях науки. Целью философии является создание объективной картины мира. Именно объективной, а следовательно – научной. Отсюда понятно, что основная задача философии – формирование научного мировоззрения. Именно научного, а не религиозного или какого-то иного».
В отличие от философии, мировоззрение не обязано быть научным, если это не научное мировоззрение.
«Например, до сих пор в некоторых примитивных африканских племенах считается добром и высшей справедливостью, когда ты украл скот у кого-то из соседнего племени, но в то же время считается злом и ужасной несправедливостью, когда кто-то из соседнего племени украл скот у тебя. Логично? Нет. Примитивно и глупо? Да. Но таково их мировоззрение. Вы думаете, что такое примитивное мировоззрение есть только у африканских племён? Нет, оно встречается и у вполне «цивилизованных» людей. Любой вор, когда берёт чужое, знает, что он ворует, но злом он воровство считает только тогда, когда воруют у него. Чем же его мировоззрение отличается от примитивного мировоззрения папуаса?»
Важно понять, – пишет Арк, – что философия и мировоззрение – это разные явления. Многих современных философов сбивает с толку то, что философия имеет определённую мировоззренческую задачу. Поэтому её путают с мировоззрением. Тем не менее, мировоззрением философия быть никак не может.
«Философия – это наука, а мировоззрение – не наука, оно может быть, как научным, так и не научным. Философия же ненаучной быть не может, потому что тогда она – не философия, она тут же превращается в теософию, в идеологию, в метафизику, в психологию, во что угодно, но перестаёт быть философией.
Но если философия – это наука, пусть даже отдельная наука, или «особая» наука (как любят утверждать некоторые философы), но всё же наука, то и формировать она должна научное мировоззрение. И если философия формирует научное мировоззрение, то что формирует философское мировоззрение? Если философия всего лишь часть науки (научного мышления), то получается, что нет и не может быть никакого философского мировоззрения, так же, как не может быть математического, физического, химического или биологического мировоззрения. У науки может быть только научное мировоззрение».
Конечно, многим недоучёным философам очень хочется иметь философское мировоззрение. Часто они его называют «высшим теоретическим типом мировоззрения», или чем-то подобным! Но в действительности такого мировоззрения просто не существует! Это такая же ошибка, как существование мифологического мировоззрения, о котором речь пойдёт в следующей статье. Существование философского мировоззрения –всего лишь философский миф, созданный не очень образованными философиоведами. Арк приводит ряд доводов и примеров, где рассматривает ошибки философов в понимании этого явления. Приводить здесь все примеры и доводы не имеет смысла. Слишком долго. У кого появится желание, тот и так сможет прочитать его книгу.
Для примера можно рассмотреть одно из определений, указанное в «Википедии»:
«Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего на логику и доказательность».
Арк показывает ложность такого определения:
«Во-первых, что значит: «системно-теоретическое»? Разве религиозное или научное мировоззрение не являются «системно-теоретическими»? Само понятие «мировоззрение» – это уже «системно-теоретическая» единица, сама же «Википедия» утверждает:
«Мировоззрение – система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека…»
То есть, любое мировоззрение – это уже система. Если бы в этом понятии не было системы и теории, это не было бы и мировоззрением. Поэтому нет и не может быть НЕ системно-теоретических мировоззрений. Мы и различаем разные мировоззрения именно потому, что каждое из них имеет свою систему и определённую теорию. Иначе бы мы и не могли их отличать…
Во-вторых, разве философия – это только теория, не имеющая никакого отношения к практике? Философия тоже имеет практическое воплощение. Даже то, что из философии выходят науки, уже является постоянное и неотъемлемой практикой философии.
В-третьих, почему в этом определении философское мировоззрение сравнивается с мифологией, а не с наукой или религией? Ведь «чувства и эмоции» также могут относятся и к религии, и к науке (например, психология, педагогика, этика, эстетика); также «логика и доказательства» относятся как к науке, так и к религии, например, теософия при помощи логики пытается доказать существование бога, хоть и тщетно».
В общем, понятно, что это не определение «философского мировоззрения», а слабая попытка дать определение тому, чего в природе не существует. Поэтому там, где философы говорят о «философском мировоззрении», опираясь на науку, нужно вести речь о научном мировоззрении, которое невозможно без философии как таковой, то есть без научной философии (филоистики).
«Как строитель дома не может сам быть домом, он всего лишь строит дом на основе тех знаний и умений, которые приобрёл, точно так же и философия создаёт научное мировоззрение на основе тех истин и знаний, которые открыла при помощи логики и науки, но сама никак не может быть мировоззрением, иначе она перестанет быть философией. Поэтому нет и не может быть никакого «философского мировоззрения». Вот такая горькая правда для многих современных философов».