Пришло время отказаться от логики «снижения налогов» и сконцентрироваться на масштабировании успешных локальных проектов
Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда», где принял участие в церемонии присвоения имени двум судам усиленного ледового класса. Челночный танкер усиленного ледового класса ARC6 получил название «Валентин Пикуль», а танкер-газовоз ледового класса ARC7 — «Алексей Косыгин». Суда уникальные ("Валентин Пикуль" - неаналоговые, уникальные по характеристикам), событие важное, но сам проект меня шокирует.
Я слежу за «Звездой» с момента запуска проекта. Ее внутренняя механика и эффекты, которые вокруг нее возникают, поразительны: промышленные, финансовые, социальные, политические. Что удивляет, так это комплексный подход, возможность рассмотреть весь контур проблемы, перевести проблемы в формат задачи (параметры и путь решения).
В случае с «Роснефтью» это неудивительно. Дизайнерское мышление – это скорее отличительная черта компании (бренда), чем эксклюзивный (единичный) пример. Тем не менее, «Звезда» является примером (Восток Ойл пока находится на стадии акселерации) индустриального подхода к развитию страны в целом. Позвольте мне привести вам некоторые факты.
Проект стартовал семь (всего 7) лет назад. Уже спущено на воду 12 судов: нефтяные танкеры «Афрамакс», газовозы, челночный танкер, танкер MR и многофункциональные суда снабжения. Всего в портфеле заказов «Звезды» около 60 судов (общий дедвейт превышает 3 млн тонн). Еще 23 судна находятся в стадии активного строительства.
По завершении строительства всех мощностей "Звезда" сможет перерабатывать 330 тысяч тонн металла в год, собирая корабли из мегаблоков массой до 3,5 тысяч тонн без ограничения стартового веса. Помимо танкеров и атомных ледоколов, будут построены морские буровые, разведочные и добывающие платформы.
Это все производственные показатели (верхушка айсберга). Для обеспечения завода высококвалифицированными кадрами был построен Дальневосточный судостроительный колледж. На его базе осуществляется обучение важнейших судостроителей производства, а также организуется производственная практика студентов на территории завода.
Для решения задач импортозамещения в отечественном судостроении и судоремонте будет создан инжиниринговый центр по разработке инновационных технологий. Центр также будет выполнять функции учебно-тренировочного комплекса по подготовке и переподготовке кадров. Проект реализуется в рамках создания многофункционального технопарка на острове Русский.
Уже сегодня «Звезда» использует высокоточные методы маркировки, сварки и резки металла, бесконтактные измерения для контрольных работ, 3D-моделирование, эксплуатирует первую в стране автоматизированную линию по производству бухт труб.
Обратите внимание: В Москве увеличивается количество проектов городской поддержки малого и среднего бизнеса с партнерами.
Внедряются решения последнего поколения: автоматизация, цифровизация, роботы.Завод активно сотрудничает с вузами по всему Дальнему Востоку, действуют программы социальной поддержки, открыты (и открываются) профильные классы в школах. Сейчас в стадии открытия находится центр профессионального обучения в Большом Камне, где будет проводиться обучение более чем по 30 актуальным для «Звезды» профессиям.
Создание центров профессионального обучения в регионе способствует развитию рынка труда на всем Дальнем Востоке. Сегодня только на верфи работает более 11 тысяч человек. При этом не учитывается совокупный рост в смежных отраслях (образование, строительство, здравоохранение, судоходство и т д).
В городе Большой Камень строятся новые (с нуля) жилые массивы с комфортабельными квартирами. В четырех микрорайонах города уже сдано в эксплуатацию 36 жилых домов на 2506 квартир. Строятся еще 47 домов на 3489 квартир. Всего до конца 2024 года планируется построить 80 домов (5795 квартир). Общая площадь жилищной застройки по программе составит 300 000 м2 за 8 лет.
В общем, это не просто проект, это зона будущей безопасности (точка роста). Люди и компании понимают, что перспективы, гарантии и возможности дальнейшего роста и трудоустройства очевидны. А если принять во внимание тот факт (об этом говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин во время визита Владимира Путина на судостроительный завод), что проект «Звезды» интегрирован (согласован, конгруэнтен) с проектом «Восток Ойл», и то и другое рассчитано на возрождение Северного морского пути (кстати, это национальный приоритет), тогда становится понятен масштаб планирования и расчетов.
Сегодня в стране нет другой структуры, способной мыслить на таком дизайнерском уровне. Специально для Минфина (жаль, что Силуанова не было в числе сопровождающей партии президента), который тормозит все масштабные промышленные проекты в стране универсальной формулировкой о "потерянных потенциальных налоговых поступлениях", я приведите один факт:
Объем налоговых отчислений «Звезды» в бюджеты разных уровней за последние 6 лет увеличился в 14 раз. Я лишь хочу повторить, что это не учитывает жилищное строительство, здравоохранение, образование и рост численности личного состава ВМФ.
У меня только один вопрос: почему успешные практики не распространяются в нашей стране? Почему они остаются местными? Почему модель (форматы и подходы), доказавшая свою эффективность, не переносится на всю национальную экономику? Почему мы продолжаем жить исключительно в логике экспортно-импортных операций и «падающих налогов»?
Ух ты. Но, казалось, был только один вопрос…
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Пришло время отказаться от логики «выпадающих налогов» и сконцентрироваться на масштабировании успешных локальных проектов.