Мусульмане в Сибири. Когда это началось?

В современной Сибири различные религии составляют важную часть исторического наследия и каждому человеку государство гарантирует свободу вероисповедания. Ислам (от араб. — «предание себя Богу». «покорность») относится к числу традиционных религий в России. В 1937 г. мусульмане составляли 5,93 % населения Советского государства, 1989 г. —7,9°%. Оценка численности мусульман современной России заметно колеблется от 12 до 26 миллионов, включая мигрантов. Опираясь на данные Всероссийской переписи 2002 г. эксперты называют цифру 14,5 млн.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?
Соборная мечеть, г. Сургут

В Сибири и на Дальнем Востоке насчитывается около 0,5 млн мусульман. На начало 2000-х гг. в России существовало около трех тысяч официально признанных мусульманских религиозных организаций, в том числе (на 2002 г.) Сибирском округе 89, в Уральском - 254, в Дальневосточном -11.

Традиционно мусульмане компактно проживают в Западной Сибири — это барабинские, томские (чатские), тобольские, тюменские, ялуторовские татары. На юге Тюменской и Курганской обл., в Омской обл. и на Алтае костяк мусульманских общин составляют казахи.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?
Рукописный свиток сацарэ (Карагайская рукопись), фрагмент текста и деревянный стержень. Вагайский район Тюменской области, 2004

В мусульманское сообщество входят переселившиеся в Сибирь казанские татары, бухарцы, башкиры, чуваши, выходцы из Средней Азии и Закавказья и т. д. На востоке мусульманские общины представлены читинскими татарами, на нефтяном севере Сибири и на Дальнем Востоке поздними мигрантами.

Начало распространения Ислама в Сибири

История ислама в Сибири насчитывает более 600 лет. В д.Карагай Вагайского р-на Тюменской обл. был найден старинный манускрипт, содержавший описание генеалогического древа одного из шейхов суфийского ордена накшбандийа, пришедшего из Средней Азии в Сибирь проповедовать ислам среди предков сибирских татар. В 1394-1395 г. 366 шейхов начали проповедь ислама в Прииртышье.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?

Ислам стал официальной религией Сибирского ханства. Его утверждение было связано с борьбой ближневосточных правителей за право контроля над внешнеторговыми путями природными богатствами Западной Сибири. течение многих веков сибирские татары исповедовали ислам суннитского толка. В Сибирской летописи 1636 г. Саввы Есипова, дьяка Тобольского архиерейского дома, сообщалось том, что «тотаровя (население рек Туры, Тобола и Иртыша. Ред.) закон Моаметов держат». Ислам окончательно укрепил свои позиции в Сибири в XVIII-XIX вв, хотя в культуре сибирских татар его догмы долго соседствовали с древними воззрениями.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?
Шамаиль

Ислам окончательно укрепил свои позиции в Сибири в XVIII-XIX вв, хотя в культуре сибирских татар его догмы долго соседствовали с древними воззрениями.

Мусульманские общины Сибири

Mусульманские общины в сибирских городах появились очень давно. Старейшие мечети существуют Томске, Иркутске, Тобольске, Чите, Омске и других городах края. В Иркутске в 1998 г. отметили 100-летие Соборной мечети, построенной на средства купцов Шафигулиных. В Енисейской губернии в XIX в. имелось восемь мусульманских приходов, в том числе в гт. Красноярске и Енисейске, при которых существовали три соборные мечети. Традиционно сильными были В историческом описании Томска 1734 г. академиком Миллером упоминаются три деревянные мечети, принадлежавшие бухарским и чатским общинам Томска.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?
Минарет татарской мечети в Тобольске. Памятник архитектуры XX в.

В 1904 г. возникла каменная соборная Казанская мечеть; тогда же в начале XX в. бухарская община Томска Построила собственную каменную мечетъ в традициях средневековой бухарской архитектуры XIV—XV вв. В 1917 в Томске состоялся 1 съезд мусульман Сибири и Дальнего Востока, обозначивший перспективы существования ислама в регионе.

Практика создания советского атеистического государства привела к вытеснению религиозных организаций из всех сфер общества. К 1937 г. количество зарегистрированных мечетей в стране стало меньше сотни. В начале 1986 г. в Российской Федерации было 189 зарегистрированных и 311 незарегистрированных мечетей; началу 1990-х г. их число значительно увеличилось, а в 2000 г. превысило / тыс.

К началу XXI В. мусульманские общины и мечети возникли во многих городах Сибири. В 2006 г. соборная мечеть открылась в г. Якутске столице Республики Якутия, где проживает более 120 тыс. мусульман, представляющих около 30 народов России.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?
Мечеть в Новосибирске

Мусульманские общины Сибири

Mусульманские общины в сибирских городах появились очень давно. Старейшие мечети существуют Томске, Иркутске, Тобольске, Чите, Омске и других городах края. В Иркутске в 1998 г. отметили 100-летие Соборной мечети, построенной на средства купцов Шафигулиных.

В Енисейской губернии в XIX в. имелось восемь мусульманских приходов, в том числе в гг. Красноярске и Енисейске, при которых существовали три соборные мечети. Традиционно сильными были. В историческом описании Томска 1734 г. академиком Миллером упоминаются три деревянные мечети, принадлежавшие бухарским и чатским общинам Томска. В 1904 г. возникла каменная соборная Казанская мечеть; тогда же в начале XX в. бухарская община Томска построила собственную каменную мечеть в традициях средневековой бухарской архитектуры XIV—XV вв.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?

В 1917 в Томске состоялся 1 съезд мусульман Сибири и Дальнего Востока, обозначивший перспективы существования ислама в регионе. Практика создания советского атеистического государства привела к вытеснению религиозных организаций из всех сфер общества. К 1937 г. количество зарегистрированных мечетей в стране стало меньше сотни. В начале 1986 г. в Российской Федерации было 189 зарегистрированных и 311 незарегистрированных мечетей.

Мусульмане в Сибири. Когда это началось?

К началу 1990-х г. их число значительно увеличилось, а в 2000 г. превысило / тыс. К началу XXI В. мусульманские общины и мечети возникли во многих городах Сибири. В 2006 г. соборная мечеть открылась в г. Якутске столице Республики Якутия, где проживает более 120 тыс. мусульман, представляющих около 30 народов России.

Ислам: история и современность

По мере освоения Сибири ислам продвигался все дальше север края. Отношение к этой религии в России неоднократно менялось. После падения Казанского (1552), Астраханского (1556) и Сибирского (1582) ханств царь Федор Иванович издал указ, который предписывал «все мечети пометать и ВКонец их извести». Петр I занимал очень лояльную позицию по отношению к исламу. Просьба одного из сибирских миссионеров, адресованная государю, не была поддержана:

«...чтоб в Тобольску мечетем татарским между церквами Божиими и житию их татарскому с христианы не быть, потому, что от мечетев церквам Божиим бывает перешкода »

Население Тобольска продолжало жить в условиях пестрой этнорелигиозной ситуации, вырабатывая опыт взаимодействия.

Во времена Екатерины I ислам пользовался государственным покровительством. B именно в этот период в стране началось строительство мечетей и школ-медресе. В 1789 г. было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, что позволило оформиться центру управления мусульманами Азиатской России.

В XIX в. неоднозначное отношение к исламу определяло сложное переплетение внутренних и внешнеполитических факторов. После революции 1917 г. Центральное управление мусульман России именовалось «Духовное ведомство национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири»; в 1923г, а затем в 1948 г. оно было преобразовано «Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири».

С распадом СССР в 1992 г. духовное ведомство мусульман получило название «Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран CНГ», наряду с ним современной действует Совет муфтиев России. Сегодня российские мусульмане не имеют единого духовного центра. В стране насчитывается управлений мусульман, в том числе и в сибирских субъектах РФ; хотя существуют тенденции консолидации всей мусульманской общины.