— Мама, а почему Земля плоская, а жизнь на ней такая ровная?
— А почему Айболит добирался в Африку таким странным способом,
самолетов еще не было?
— А можно приручить радугу, чтобы она появлялась дома?
В каждой семье любознательный «почемучка» своими неожиданными вопросами готов поставить в тупик не всегда подкованных в теме родителей.
Тем не менее, вопрос задан — значит нужно объяснять! Мы бежим в гугл, на лету что-то сами схватываем по давно забытому материалу и дальше пытаемся объяснить, что такое горизонт, радуга, когда были изобретены автомобили, пароходы и самолеты и как все это работает. Продвинутые родители не ограничатся рассказом или демонстрацией видео, а вместе нарисуют, слепят, поэкспериментируют, вернутся к теме в удобный момент с другого ракурса.
«Чуланчик» выбрал именно такой путь преподавания науки детям — эмпирический, с яркими примерами, с возможностью наблюдать, быть непосредственным участником опытов и экспериментов, осязать, обонять, изобретать и самостоятельно находить ошеломительные решения. У нас никогда не было сомнений в том, что преподавать биологию, геологию, географию, физику, химию можно и нужно даже дошкольникам, не говоря уже об учениках младших классов. Главное на этом пути — выбрать правильные тропинки и инструменты.
Развитие ребенка и изучение науки неразделимы, потому что наука — это факты, практика, теории, идеи, вырастающие из познания человеком окружающего мира. А первые десять лет человеческой жизни — есть не что иное как активнейшее познание, наполненное жаждой новых открытий. Год от года мы словно поднимаемся по ступенькам научной лестницы — от восторженного разглядывания снежинки на варежке растем до типов осадков и состояний воды, ее физических и химических свойств, соединений и так далее.
Научные знания в самом младшем возрасте похожи на стекла калейдоскопа — разрозненные яркие вспышки: увидели слонов в зоопарке и что-то о них узнали, рассмотрели камни на морском пляже, разглядели в микроскоп крыло мухи, смастерили мини-робота, сходили в планетарий… Ребенок выхватывает ощущения, запоминает то, что ему созвучно, продолжает исследовать там, где ему интереснее.
По мере роста ребенка эти стеклышки-опыты начинают складываться в целое, систематизируются. Можно сравнить с экстренным изучением иностранного языка с нуля в чужой стране: вам не нужен учебник грамматики, вам нужно знать «сколько стоит» и «как доехать», которые потом сопоставятся с массой других услышанных фраз и грамматический пазл сложится сам собой. Но должно пройти время.
Так работают педагоги в нашем образовательном центре — напитывают детей знаниями, следуя за их природной тягой к освоению окружающей действительности, по мере взросления приближаясь к структурированности. В учебных классах мы ходим в парки: изучаем необычные природные явления, говорим о богатейшем мире растений, учимся разбираться в разных геологических породах, присматриваемся к птицам. Во время таких прогулок, под увлекательные рассказы наших преподавателей, дети сами хотят узнавать все больше и больше. Часто их неординарные вопросы становятся темами для следующих занятий.
Мы организуем тематические экскурсии в самые интересные научные музеи Москвы: знакомимся на месте с палеонтологическими экспонатами, изучаем костюмы разных этносов, погружаемся в подводный мир, смотрим в телескоп — всего не перечислить. Если это дополнительные занятия вечером в центре или в онлайн-пространстве, то здесь всегда есть место физическим экспериментам и химическим опытам из самых обычных и доступных материалов, мы мастерим игрушки и роботов, слушаем лекции по зоологии и анатомии. С «Чуланчиком» сотрудничают невероятно харизматичные преподаватели биологии, истории и географии — с ними жанр урока превращается в приключенческий квест! По секрету: нам доводилось и цыплят в инкубаторе выращивать прямо в нашем центре! Вы еще раздумываете?!
P.S. Не забывайте записывать вопросы ваших деток — они, как маячки, поведут вас в нужном направлении, подскажут круг интересов. А потом, когда дети подрастут, вы уютно устроитесь вместе, будете перечитывать детские «перлы» и радостно смеяться — ради таких моментов стоит жить.
Кстати, записывать вопросы имеет смысл не в телефон или компьютер: они готовы в любой момент предательски выйти из строя и оставить вас без кучи важной и дорогой сердцу информации. Пишем ручкой или карандашом, в красивый блокнотик — и надежно, и чрезвычайно полезно.
Почему? Ответ вы найдете вот здесь.