Назад в будущее: интернет-веломобиль Стивена Робертса, или жизнь цифрового кочевника с 1983 по 1993 год

В наши дни, когда у каждого в кармане есть компьютер в сочетании с телефоном и превосходящими вычислительными мощностями суперкомпьютеров тридцатилетней давности, постоянно подключены к Интернету и особенно к тому, что можно назвать «Всемирным информационным центром» - Википедией, которая дает обладателю круглосуточного доступа к мобильным, городским, спутниковым и бизнес-услугам, богатство которых превосходит все воображение, трудно представить, что еще недавно это казалось абсолютной фантазией. Хотя термин «совсем недавно» на самом деле был бы не самым точным. В частности, такая известная функция смартфона, как видеосвязь, давно привлекает умы инженеров.

Например, стационарный телефон с цветным видео можно увидеть в рекламе Bell 1961 года...

А в Германии первый экспериментальный черно-белый видеофон вступил в строй в 1935 году.

Но сегодня мы будем говорить не об этих отдельных технических новинках, опередивших свое время, а о том, что уже в конце 1980-х годов жил человек, который, если бы его перенесли на машине времени на 35 лет в будущее, прекрасно органично впишется в сегодняшнюю культуру «удаленных работников» и «цифровых кочевников». Ведь его веломобиль конца 1980-х годов содержал практически весь набор функций, которые современный человек без него представить себе не может.

Впервые в нашей стране читатели могли ознакомиться с ним из заметки в журнале «Наука и жизнь» за июль 1989 года. Кто этот человек и какой у него был веломобиль? Ниже приводится полный текст памятки.

Американский журналист Стив Робертс построил веломобиль, начиненный электроникой. Установлено здесь:

  • Персональный компьютер, который также можно использовать как электронную пишущую машинку;

  • Любительская радиостанция, работающая на волнах от 2 до 80 метров;

  • Радиотелефон, обеспечивающий связь со всеми абонентами в США и за рубежом;

  • Система передачи данных, позволяющая запрашивать данные из любого банка информации мира через спутники связи;

  • Электронная навигационная система, с помощью которой в любой момент можно узнать, где находится веломобиль и как добраться до нужного места.

Питание осуществляется от солнечных батарей или аккумуляторов. Стив часто работает над своими статьями, путешествуя на природе. Если есть потребность в данных, он подключается к библиотекам, информационным банкам и звонит. Оформив статью и зарегистрировав ее в памяти компьютера, он может передать ее с лесной лужайки прямо в редакцию.

Общий обзор экипажа.

Дистанционное управление.

Эти две фотографии из журнала представлены здесь больше для того, чтобы погрузить вас в атмосферу прошлого. В русскоязычном Интернете, к сожалению, нет ничего о Стиве Робертсе и его чудо-веломобиле (кроме пары упоминаний его имени на форумах); здесь он совершенно неизвестен. Однако он достаточно известен в англоязычном Интернете, и, готовя этот материал, я практически сразу наткнулся на прекрасную статью Лукаса Винценбурга, опубликованную в 2023 году (ссылка на которую будет дана в конце), в которой рассматривается в некоторых деталях история Стива Робертса и его технических чудес на колесах. Вот цветные фотографии модели веломобиля Winnebiko II (1986-1988 гг.), той самой, что показана на черно-белых фотографиях выше:

Кто-то спросит: «Если и была модель Winnebiko II, то это были предшественники»? Да, и не только предшественники, но и более продвинутые модели! В 1989 году, когда вышеупомянутая статья была опубликована в журнале «Наука и жизнь», Стив Робертс уже приступил к разработке новой модели веломобиля под названием «БЕГЕМОТ». Не менее интересен рассказ о них в приведенной выше статье.

Все началось в 1983 году, когда у Стива Робертса, 30-летнего журналиста и компьютерного консультанта, появилось желание «совмещать приятное с полезным» — писать статьи и подавать их для публикации, путешествуя и ведя активный образ жизни. Совершенно тривиальная вещь для 2020-х годов; технологии, граничащие с научной фантастикой для первой половины 1980-х годов. Да, это уже не фантастика, ведь все необходимые технические устройства были разработаны именно тогда. А вот объединить все эти устройства в одно было другой задачей. На сборку первой модели веломобиля Winnebiko, оснащенной портативным компьютером TRS-80 Model 100 весом около 2 килограммов, Робертсу потребовалось шесть месяцев, а в сентябре 1983 года он впервые отправился в путь. Значит, благодаря этому компьютеру он уже имел возможность редактировать и отправлять статьи «на лету» через Интернет?
На самом деле, конечно, это выглядело не совсем так. Робертс не писал статьи на ходу - в то время он не обладал такими техническими способностями - а останавливался там, где это было необходимо - все необходимое походное снаряжение было прикреплено к багажнику Виннебико, а энергия для работы компьютера подавалась от Солнечная батарея мощностью 5 Вт.

Виннебико, первый веломобиль Стива Роберта.

Портативный компьютер TRS-80 Model 100.

Но чтобы отправить статью через Интернет, нужно было подключить компьютер через модем к телефону-автомату, сеть которого в свое время плотно охватывала США. Статья была отправлена ​​секретарю Робертса, которая работала в офисе Колумбуса и взяла на себя все дальнейшие шаги, необходимые для публикации. При этом даже тогда для редактирования статьи на лету было вполне доступно в то время поиск по интернет-ресурсам: по словам Робертса, «за считанные секунды я могу найти больше информации, чем в любой библиотеке мира".

Если присмотреться, то можно увидеть черные «бочки», расположенные на телефонной трубке. Это не что иное, как портативный модем.

Робертс проехал на этой первой модели веломобиля с 1983 по 1985 год более 15 тысяч километров по американским дорогам.

Обратите внимание: Один кухонный гаджет, который изменил мою жизнь к лучшему.

О нем много писали в провинциальных газетах, местные жители любили с ним фотографироваться, многие из них не сразу поняли, что перед ними велосипед, а не мотоцикл.

Кадр из видео CBS.

В 1984 году Робертс заменил компьютер TRS-80 100 на более современный HP-110.

Среди других технических устройств, которыми была оснащена первая модель веломобиля, стоит отметить радиоприемник с общим диапазоном и кассетную консоль с дистанционным управлением, для которой Робертс «на ходу» диктовал главы своей будущей книги.

Но техническое развитие в те годы двигалось семимильными шагами, и к концу 1985 года Робертс понял, что его чудо-веломобиль за пару лет сильно устарел. В 1986 году он начал работу над новой, более совершенной моделью, основанной на идее возможности печати прямо во время движения. Вот так выглядела реальная модель Winnebiko II, фотографии которой вы могли видеть в начале статьи. В этой модели уже было целых пять компьютеров различного назначения, объединенных в единый пульт управления...

...а также специальную двоичную клавиатуру (где каждый символ вводился как последовательность битов), которая позволяла - конечно, после соответствующего обучения - печатать со скоростью до 35 слов в минуту.

Бинарная клавиатура располагалась на обеих ручках веломобиля.

Одним из важнейших нововведений новой модели стал мобильный телефон (в заметке в журнале «Наука и жизнь» обозначен как «радиотелефон»). Теперь, чтобы подключиться к Интернету, Робертсу не нужно было искать телефон, чтобы соединить его с модемом, и таким образом, в пределах зоны действия сети стало абсолютно возможным редактировать и отправлять статью на ходу, не вставая с места его велосипед.

Мобильный телефон Оки 491.

Среди забавных наворотов модели была особенно система сигнализации, которая могла предупреждать незнакомцев жутким синтезированным машинным голосом: «Не трогайте наш космический корабль, иначе вы испаритесь лазерным лучом!» Если кто-то не испугался страшных предупреждений и действительно прикоснулся к Winnebiko II, система предупредила Робертса через пейджер.

Во время поездки в США Робертс познакомился со своей будущей женой Мэгги, которая, как и он, была готова бросить все это (сам Робертс перед отъездом в 1983 году продал дом и машину) и отправилась в велопутешествие.

Вместе с ней он отправился в Ванкувер, где в 1986 году проходила Всемирная выставка Expo 86, чтобы продемонстрировать модель Winnebiko II, находившуюся тогда в стадии усовершенствования.

Как позже утверждал Робертс, именно в Winnebiko II он достиг идеальной гармонии практичности, удобства и технических достижений. Он скажет это после того, как разработает и опробует модель BEHEMOTH - последнюю из трех моделей своих веломобилей, которые он взялся проектировать в начале 1989 года в связи с тем, что вторая, как и первая, "удручающе быстро устарела"." По словам Робертса, «велосипедист, неторопливо крутящий педали, больше не может идти в ногу с темпами технического прогресса. Когда-то люди слышали от меня новости с передового края индустрии технологических инноваций, но теперь они покинули меня, и я буквально не могу больше поворачивай мою голову» охватить все чудеса техники, мелькающие, как ракеты, - у меня нет времени на них смотреть".

К этому времени «гаражная самодеятельность» осталась в прошлом. Для работы над новым проектом Робертс, завоевавший к тому времени прочную репутацию одного из самых «отмороженных» технарей, привлек более 160 корпоративных спонсоров и 45 помощников-добровольцев. Разработка модели BEHEMOTH (Большая электронная машина с энергией человека... Только слишком тяжелая) заняла три с половиной года и более миллиона долларов (почти три миллиона долларов по текущему обменному курсу).

Правильный перевод с английского слова «Бегемот» на самом деле вовсе не «бегемот», как может показаться, а «пугал», «халк», «монстр», «нечто большое и неуклюжее». И все это в какой-то степени было применимо и к модели веломобиля BEHEMOTH – по количеству встроенных в него технических наворотов. От простой конструкции первой модели не осталось и следа.

BEHEMOTH был напичкан техническими новинками, за которыми уже не стояла цель создать максимально практичный для владельца веломобиль - только цель разместить в ограниченном пространстве как можно больше "наворотов" - в дополнение к уже известным многочисленные компьютеры (в том числе основной — «Макинтош» с сенсорным экраном), мобильный телефон и радиостанция, новый веломобиль имел, например, сверхсложный шлем, проигрыватель компакт-дисков, систему спутниковой связи, дозиметр, контроллер кредитных карт...

Шлем, оснащенный мини-прожектором, зеркалом заднего вида, внутренней системой отображения на внешнем мини-дисплее, микрофоном, наушниками, рацией и тремя датчиками для позиционирования указателя мыши на экране компьютера Macintosh путем поворота голова.

Как говорится: «Теперь пристегнитесь, и со всей этой ерундой мы попробуем взлететь и начать работу». Но я не перечислил небольшую часть «наворотов», перечисленных в длинном списке оригинальной статьи. Даже в чисто «компьютерном» разделе более 100 позиций! В модель удалось впихнуть все доступные на тот момент гаджеты, которые можно было разместить только на шасси велосипеда. Это был уже не компьютеризированный веломобиль, а настоящая выставка электроники на колесах. Для перевозки всех этих вещей и системы электропитания требовался большой носовой обтекатель, набитый электроникой, как у истребителя, вместительные багажники и существенно выросший в объёме прицеп, приблизившийся к размерам автомобиля, а всё это вместе весило больше более 260 килограммов – легко понять, откуда в названии модели добавлено «...Only Too Heavy». Чтобы этот монстр мог как-то передвигаться без электродвигателя (по словам Робертса, он рассматривал эту идею, но решил отказаться от педального привода, так как очень любил крутить педали), не только на спуске, веломобиль оснастили коробкой передач на 105 передач.

монстр весом 260 кг в сборе.

BEHEMOTH был наконец построен в 1991 году, но, к сожалению, можно сказать, что проект рухнул под собственным весом. Проблемы начались уже во время первой поездки, и хотя впоследствии они были устранены, полноценным средством транспорта, позволяющим ощутить ту «свободу передвижения со всеми удобствами», какой были первые две модели, третьей моделью для себя так и не стал. Робертс, а гастролировала она в основном для разных видов съемок.

Робертс не отказался от своей мечты и продолжал жить жизнью «цифрового кочевника». Правда, в последующие годы он перешёл от веломобилей к средствам транспорта на воде — гибридам лодок, яхт и катамаранов, начинённых электроникой. Однако это совершенно другая история.

А веломобиль BEHEMOTH занял свое место в экспозиции Музея компьютерной истории в калифорнийском городке Маунтин-Вью.

Стив Робертс в 2022 году.

Спасибо всем, кто дочитал этот длинный пост до конца!

По материалам:
1. «Наука и жизнь», №7, 1989, стр. 86

2. Статья, из которой была взята основная часть информации (там же есть ссылки на видеоролики, посвящённые моделям Winnebiko, Winnebiko II и BEHEMOTH)

3. Некоторая дополнительная информация

А для интересующихся вот интервью со Стивом Робертсом (24 минуты), выпущенное в 2022 году к его 70-летию:

Длинный постВеломобильИнтернет БудущееПереводТехнологииПрогрессСотовая связьИзобретенияВидеоYouTube 3

Больше интересных статей здесь: О гаджетах.

Источник статьи: Назад в будущее: интернет-веломобиль Стивена Робертса, или жизнь цифрового кочевника с 1983 по 1993 год.