В начале декабря ожидается появление реестра хостинг-провайдеров. В список включат только те компании, которые будут соблюдать новые требования кибербезопасности, иначе им придется прекратить оказывать хостинговые услуги. В преддверии этих изменений вспоминаем, каким был рынок хостинга на заре становления Рунета, и что с ним стало сейчас.
«Свою карьеру в хостинге я начинал в 2005 году. Тогда устроился работать в ночную техподдержку небольшого хостинг-провайдера «Арбатек», – рассказывает Сергей Рыжков, коммерческий директор хостинг-провайдера SpaceWeb. – «Отрасль была новая и бурно развивалась, работать в ней было интересно. Все понимали, что сайты – это будущее. Соцсетей тогда ещё не было – ВКонтакте появился в 2006 году, а популярной площадкой был ЖЖ».
От 400 тысяч до 5 миллионов доменов
Первые хостинг-провайдеры в России появились в 2000 году. Поэтому к 2005 году рынок уже сформировался.
Топ-22 хостинг-провайдеров на октябрь 2005 года. Источник: 1stat.ru
Известных сегодня крупных хостинг-провайдеров, таких как «Рег.ру», Beget и TimeWeb, тогда ещё не существовало. А вот SpaceWeb уже вовсю работал! Самым крупным хостером в то время был «Мастерхост» – на начало сентября 2005 года он обслуживал 26 435 доменов в зоне .RU. По современным меркам это совсем скромно. Но нужно понимать, что зона .RU тогда насчитывала всего 400 тысяч доменов, сегодня же в ней около 5 млн доменов.
Из топовых провайдеров того времени немногие дожили до сегодняшнего дня. Часть из них были куплены более успешными конкурентами, другие – находятся в технологическом застое. Лишь единицы смогли пройти этот путь и остаться востребованными на рынке.
Топ-20 хостинг-провайдеров на октябрь 2023 года. Источник: StatOnline.ru
От 1000 мегабайт до 30 гигабайт
В стандартный набор услуг хостинг-провайдеров в 2005 году входил виртуальный хостинг, регистрация доменов, аренда выделенного сервера (dedicated) и размещение сервера (colocation). Флагманской услугой, конечно, был виртуальный хостинг (shared hosting). В то время он рос со скоростью 150% в год.
Пример тарифной линейки виртуального хостинга в 2005 году. Источник: Web.archive.org
Дисковое пространство исчислялось в мегабайтах. Самый крупный тариф доходил до 1000 Мб. Да и куда больше – сайты «весили» мало. Значительная часть веб-ресурсов была на голом HTML. Именно поэтому в линейке почти каждого хостинг-провайдера присутствовал тариф для статики, в котором были недоступны обработчики PHP и отсутствовали базы данных.
Цены не сильно отличались от текущих, а в пересчёте на диск – были значительно выше. Тариф на 1000 Мб стоил в вилке от 350 до 550 рублей по курсу того времени. Сейчас за эти деньги можно получить 30 Гб на том же виртуальном хостинге. Услуга аренды выделенных серверов предоставлялась на оборудовании того времени.
Пример тарифной линейки услуги dedicated в 2005 году. Источник: Web.archive.org
В остальном услуга dedicated не сильно изменилась за 18 лет. Основной вектор развития лежал в области администрирования.
Стоит сказать, что виртуальные серверы (VPS/VDS), которые сейчас двигают рынок хостинга вперёд, в 2005 году находились в зачаточном состоянии. Например, «Мастерхост» запустил первые VPS в конце 2005 года, SpaceWeb – в 2009 году. Дальше услуга претерпела массу трансформаций, прежде чем дойти до текущего уровня популярности на рынке.
От «самописных» сайтов до CMS
О версиях программного обеспечения на серверах можно не говорить – понятно, что они соответствовали своему времени. WordPress же появился в 2003 году, Joomla – в 2005 году, поэтому большинство динамических сайтов были «самописные» на PHP/MySQL.
Обратите внимание: Apple открыла предзаказ на iPhone XS и iPhone XS Max в России.
При этом уровень разработчиков был очень разным – от профессиональных веб-мастеров до самоучек, которые учились делать сайты прямо в процессе эксплуатации хостинга. Это приводило к массе проблем с безопасностью и ресурсопотреблением, что в конечном счёте сказывалось на качестве самих услуг.А ещё огромной популярностью пользовался parser имени Лебедева – олды точно помнят его до сих пор.
Сейчас подавляющее большинство сайтов используют CMS WordPress, Joomla, Bitrix и другие. Сложные сайты создаются на популярных фреймворках профессиональными командами разработки.
От коммерческих панелей до мобильных приложений
Собственные панели управления хостингом уже тогда существовали, но по ряду причин они уступали коммерческим версиям:
-
содержали технические и логические ошибки;
-
имели непроработанный UX/UI;
-
в панелях было много объёмных текстов с инструкциями, но мало функций;
-
дизайн вообще отсутствовал, или его копировали с коммерческих панелей.
В то время абсолютно нормальным считалось услышать от клиента: «У них не cPanel, а какая-то своя поделка».
Сейчас собственная панель управления – это, несомненно, сильное УТП любого хостинг-провайдера. Помимо проработанных UX/UI и современного дизайна, они могут похвастаться тем, чего нет в коммерческих панелях:
-
совмещением административно-финансовых и технических функций;
-
собственными ноу-хау под своих клиентов;
-
интеграциями с внешними поставщиками;
-
системами рекомендаций и прочим.
Пример панели управления в ноябре 2023 года. Источник: Sweb.ru
Из коммерческих панелей тогда большей популярностью пользовались cPanel и Plesk. ISPManager появился только в 2004 году и тогда ещё не набрал нужный вес на рынке. ISPManager – российская разработка, сегодня это самая популярная панель управления серверами в России, известная во всём мире. На ней сегодня выстроен бизнес целого ряда успешных хостинг-провайдеров.
Тренд последних лет – мобильные приложения для управления хостингом. По набору доступных функций они уступают десктопным панелям, но зато всё самое необходимое всегда под рукой.
От работы вслепую до переноса сайтов между провайдерами
Уже в 2005 году к технической поддержке хостинга предъявлялись весьма высокие требования. 24/7 – стандарт, обработка заявок в течение часа – нормальная практика, умение вникнуть в суть вопроса клиента и быстро его решить – девиз любого инженера техподдержки.
Каналов было только два: телефон и электронная почта. Сейчас наряду с ними помощь оказывается чаще через чаты и мессенджеры.
Интересной особенностью того времени было отсутствие у поддержки доступа в панель управления клиента и к аккаунту по SSH. Техническая поддержка оказывалась фактически вслепую. Нормальными были диалоги с клиентами вида:
- Зайдите в раздел, что вы видите?
- А эта кнопка активная?
- Так, давайте тогда вернёмся на главную и проверим ещё кое-что.
Когда спустя пару лет у саппорта появились специальные профили доступа в аккаунты клиентов – это была настоящая революция в области техподдержки хостинга.
В 2005 году в качестве тикетной системы использовалась ОТРС. Но и сегодня многие провайдеры до сих пор пользуется ей. Вот уж действительно продукт, проверенный временем!
Значительно отличалась зона ответственности технической поддержки. Тогда в 2005 году ответ клиенту: «Проблема на вашей стороне», – считался хоть и не вежливым, но вполне адекватным. Другими словами, саппорт помогал только с очевидными проблемами хостинга. Сейчас же поддержка хостинга бесплатно делает огромный набор работ из зоны ответственности клиента. Например, переносит сайты от других провайдеров – де факто это уже стандарт рынка.
От 99,9% до 99,99% аптайма
Качество услуг в 2005 году оставляло желать лучшего. Судите сами:
-
слабое резервирование на всех уровнях. Падение канала, сбой в работе сервера инфраструктуры, выход из строя комплектующих сервера – всё это приводило к простою клиентских сайтов;
-
отсутствие средств защиты от DDoS-атак. Хотя атак было не так много, единственный способ борьбы с ними был – определить цель атаки и отключить сайт, чтобы остальные клиенты не страдали;
-
большое число некачественных самописных сайтов на хостинге, и одновременно плохое лимитирование shared-ресурсов. Ситуация, когда один клиент запустил какой-то скрипт и тем самым завалил сервер с сотней клиентов, была не такая уж редкая;
-
и ещё много других разовых ситуаций, с которыми админы хостингов сталкивались впервые и решали методом проб и ошибок.
Всё это приводило к довольно низкому аптайму. Показателем качества в 2005 году был значок «uptime 99,9%». Если посчитать, то это почти 9 часов простоя в год. Но и этот показатель не всегда соблюдался.
С тех пор качество услуг взлетело до небес. И речь не про отдельные компании, а в среднем по отрасли:
-
у хостеров зарезервировано всё, что можно: инфраструктура, каналы, железо. Выход из строя любого элемента никак не отражается на работе сайтов;
-
DDoS-защита это must have. Современные хостинг-провайдеры отражают десятки атак в день, и это проходит незаметно для клиентов;
-
лимитрование ресурсов на хостинге достигло совершенства. Мантра о том, что клиент на виртуальном хостинге не один, и есть соседи по серверу – уже почти не используется;
-
все мыслимые проблемы уже были либо решены, либо на них есть чёткие инструкции, спущенные в дежурные службы.
Сейчас, говоря про аптайм, обсуждают четвертую цифру, то есть 99,9X. И там вполне может быть девятка (99,99%), а это уже всего 53 минуты простоя в год.
В заключение хочется добавить, что за всё это время рынку хостингу часто предрекали конец: «Вот ещё пару лет, и хостинга не будет», но, к счастью, все эти прогнозы не сбылись. Да, хостинг в России сильно изменился за 18 лет, но он вырос, стал лучше, и по-прежнему остаётся надёжной опорой, на которой развивается Рунет.
[моё]ITХостингНостальгияБизнесИстории из жизниДлиннопост 3Больше интересных статей здесь: О гаджетах.
Источник статьи: «Верните мне мой 2005-ый», или как изменился хостинг в России за 18 лет.