Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо иметь запасные части и материалы. В связи с этим предприятия-изготовители вместе с приборами поставляют и комплекты запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП). Опыт эксплуатации сложных систем свидетельствует о том, что время восстановления работоспособности оборудования после отказа существенным образом зависит от наличия запасных элементов. Так, при эксплуатации систем высокой готовности к действию отсутствие ЗИП увеличивает время восстановления в 10-20 раз.
Анализ состава и расхода запасных элементов в сложных системах показывает, что по отдельным типам элементов запас превосходит потребности, в то время как в некоторых других элементах ощущается его недостаток. Из этого следует, что внедрение в практику научно обоснованных методов расчета количественного состава ЗИП к дорогостоящему оборудованию приведет к повышению характеристик восстанавливаемости последнего и получению существенного экономического эффекта. Практическое значение имеет нахождение количественных соотношений между числом запасных элементов и вероятностью того, что на заданном интервале времени работы данная система не будет простаивать из-за отсутствия необходимых запасных элементов, надежностью элементов и стоимостью ЗИП. В настоящее время стоимость ЗИП составляет 20% и более от общей стоимости оборудования. Содержание запасных элементов сопряжено с большими экономическими затратами; при этом может оказаться, что значительное увеличение стоимости ЗИП не даст существенного эффекта в уменьшении времени простоя, т. е. фактические затраты не оправдают полученного выигрыша.
Комплект запасных частей должен содержать все необходимые в процессе эксплуатации оборудования элементы.
В зависимости от назначения и особенностей использования комплекты ЗИП разделяют на одиночные, групповые и ремонтные.
Одиночный комплект ЗИП служит для поддержания работоспособности объекта в течение установленного времени, равного ресурсу объекта (или сроку службы), с вероятностью безотказной работы не ниже заданной при минимальных затратах времени и средств. Одиночный комплект ЗИП входит в объем поставки, его стоимость
- в стоимость изделия. Он является принадлежностью судна, может находиться как на судне (возимая часть), так и на базе ТО судовладельца (невозимая часть). В возимую часть входят принадлежности и инструмент, обеспечивающие замену отказавших изделий в условиях автономного плавания, т. е. вне порта приписки или береговых баз ТО. Невозимая часть предназначена для пополнения возимой части одиночного комплекта ЗИП и проведения ТО при нахождении судна в порту.
Групповой комплект ЗИП выбирается для группы однотипного оборудования и хранится на складах или на базе, предназначен для проведения аварийного ремонта оборудования агрегатным методом, пополнения одиночных комплектов, а также для обеспечения прибора такими элементами, которые отсутствуют в одиночном комплекте.
В процессе эксплуатации приборов, по мере расходования запасных частей, одиночные ЗИП пополняются за счет групповых, а групповые ЗИП - со складов соответствующего органа снабжения.
Большое практическое значение для обеспечения высокой надежности приборов имеет правильность установления номенклатуры и количества запасных частей. С этой целью анализируют данные об интенсивности отказов комплектующих элементов, полученные в результате обработки информации о надежности приборов в условиях эксплуатации.
При определении необходимого количества запасных частей применяют различные критерии, однако независимо от принимаемого критерия количество запасных элементов может быть уменьшено, если в конструкции прибора используются унифицированные элементы.
Унификация деталей способствует упрощению организации снабжения запасными частями и облегчает подготовку персонала.
При составлении номенклатуры ЗИП для навигационных приборов следует учитывать длительность рейса, условия эксплуатации, район плавания судна, а также результаты анализа информации об эксплуатационной надежности приборов.
В состав ЗИП входят принадлежности, инструменты, материалы. К принадлежностям относятся специальные устройства, контрольноизмерительная аппаратура, обеспечивающие проведение ТО РЭО и СА, к инструментам - инструменты общего и специального назначения, к материалам - смазки, масла, припой и другие материалы, необходимые для ТО объекта.
Ремонтный комплект ЗИП предназначен для проведения одного заводского ремонта объекта; его определяют с учетом опыта эксплуатации и фактически выработанного ресурса РЭО и СА. Он хранится на складах, базах или ремонтных предприятиях. Потребность в запасных частях для заводских ремонтов определяют из условия полной замены всех однотипных частей, ресурс которых меньше ресурса данного оборудования или системы или равен ему.
На каждом судне должен быть набор специальных инструментов и приспособлений, необходимых для разборки и сборки РЭО в условиях эксплуатации, а также материалы для обслуживания аккумуляторов (дистиллированная вода, кислота, щелочь), кабели и провода, плавкие вставки всех размеров для предохранителей, изоляционные материалы, которые могут потребоваться при устранении неисправностей оборудования.
Количество запасных частей на судне должно быть не меньше требуемого Правилами Регистра. По согласованию с Регистром на судах ограниченных районов плавания количество запасных частей (возимая часть) может быть уменьшено.
Комплект ЗИП формируется в два этапа: сначала определяют номенклатуру запасных частей, а затем рассчитывают количество запасных частей принятой номенклатуры.
Отказ РЭО и СА является случайным событием, и нельзя точно предсказать, какой элемент и когда откажет. Поэтому выбирается такая номенклатура и такое количество запасных частей, которые обеспечат заданную вероятность безотказной работы РЭО и СА при минимальной стоимости комплекта ЗИП.