Неизвестный подвиг на Амуре: амурские сплавы

Река Амур является одной из самых крупных рек нашей планеты. Его длина достигает более 2824 километров. Площадь его бассейна - более 1 003 000 квадратных километров. Река "Чёрного дракона" (как его именуют жители Поднебесной) имеет более 12 наименований у разных народов мира.

Документальный фильм о реке Амур. Взято из интернет-ресурса.

Открытие и освоение этой великой реки стало одной из славных страниц в истории нашего Отечества. Именно русские люди стали первыми исследователями и поселенцами в Приамурье. Особенно активно процесс его заселения начал развиваться с середины XIX века.

В 1847 году скончался генерал-губернатор Восточной Сибири Вильгельм Яковлевич Рупперт и перед императором Николаем I встал вопрос о том, кого поставить на этот пост. Этому человеку предстояло ускорить освоение территорий Восточной Сибири, противостоять Британской империи и Америке на востоке империи, а также размежевать границу с маньчжурским Китаем и Японией.

Вильгельм Яковлевич Рупперт.

Самой лучшей кандидатурой для этого император посчитал Николая Николаевича Муравьева, имевшего успешный боевой и управленческий опыт на Кавказе.

В 1847 году Муравьева назначают генерал-губернатором Восточной Сибири. Он сразу же приступил к реформированию далёкой окраины России. Первоначально следовало решить вопрос с освоением этих земель. Муравьев предложил неординарный способ решения этой проблемы: организовать сплавы по сибирским и дальневосточным рекам.

Николай Николаевич Муравьёв.

Но тут возник ряд «подводных камней». Так, например, нелегко было убедить российское правительство в целесообразности сплавов. У генерал-губернатора было много противников, например, – таких, как могущественные министр иностранных дел Нессельроде и министр путей сообщения П.

Обратите внимание: «Отомстить за Зою»: как подвиг Космодемьянской стал эталоном патриотизма.

Клейнмихель.

В решении этих проблем Николаю Николаевичу помогли его единомышленники.  Наследник престола Александр Николаевич поддержал Муравьёва и еще 22 апреля 1853 года лично доложил царю замысел губернатора Восточной Сибири о заселении р. Амур. Это решение получило подтверждение Николая I при условии того, что "…при этом не пахло пороховым дымом".

Николай I.

Организация сплавов потребовала большого напряжения сил: постройка плавсредств, привлечение исследователей, сооружение новых поселений и еще много чего.

Не хватало денег, которых в казне просто не оказалось. Пришли на выручку сибирские купцы и золотопромышленники, профинансировавшие экспедиции. Так, первая из них (1854 год) стоила 110 тысяч рублей, вторая (1855 год) обошлась в 174 тысячи рублей. амурские сплавы

Второй трудностью стало отсутствие точных карт р. Амур. Идти предстояло наугад по неточной генеральной карте Азии. Часто приходилось следовать по неразведанным водным магистралям.

Пароход "Аргунь".

Для проведения сплавов по инициативе генерал-губернатора в 1853 году на шилкинском заводе на деньги золотопромышленника А.Г. Кузнецова был заложен первый русский пароход «Аргунь». Его строительством занимался корабельный инженер Пётр Шарубин, а командовал – будущий военно-морской историк, капитан А.С. Сгибнев.

Помимо «Аргуни» на воду было спущено 85 барж, лодок и плотов. «Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого ожидала более 160 лет», – позже писал о первой навигации Г.И. Невельской.

Продолжение следует...

#история #граница #китай #россия #амур #техника #казаки #землепроходцы #экономика #политика

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Неизвестный подвиг на Амуре: амурские сплавы.