Лампочка и радио — самые известные примеры забытых русских открытий. Но какие еще известные вещи незаслуженно забыты миром?
Велосипед крепостного, который освободил хозяина
Знающие люди тоже относят велосипед к русским изобретениям, но документально опровергнуть этот факт тем более. Немецкий патент на двухколесный "самокат" (три колеса с рулем на раме, даже без сиденья - ничего общего с современным самокатом) датируется 1818 годом, в начале 40-х годов в Шотландии появилась концепция педали отдали. Но без внимания остается тот факт, что самый практичный и функциональный велосипед впервые появился в 1800 году.
Изобретатель даже не был свободным человеком — Ефим Михеевич Артамонов был крепостным слесарем. Ему предстояло пройти в любую погоду участок в 80 миль, и идея возникла вполне логично. Человек тут же сделал «самокат» из железа, с большим передним колесом, педалями и сиденьем. По легенде, умелец даже устроил на этом чуде велопоход с Урала в Москву, а позже, благодаря ему, получил свободу.
Неудивительно, что в те годы уральский человек не слышал о патентах и не мог отстоять свои права. Более того, из-за него страдали и он, и другие крепостные: когда велосипед пугал лошадей, случались аварии со множеством увечий, за которые владелец чудо-техники получил множество ударов плетью. Когда другие крестьяне вдохновились примером путешествия Ефима, помещики стали наказывать за вольнодумство и порчу барского железа.
Паровой двигатель: как слабый уровень образования затормозил в развитии целую страну
Первый проект паровой машины появился в России еще в 1763 году.
Его создал известный инженер и «механик» в чине и окладе инженера капитан-лейтенант Иван Иванович Ползунов. Но почему его изобретение пролежало без присмотра 15 лет?К сожалению, у инженера с самого начала были невероятные кадровые проблемы: для постройки паровой машины требовались квалифицированные специалисты. Недостаток образования ощущался остро - Ползунову самому приходилось одновременно обучать кадры, проектировать, проектировать и строить. По подсчетам, для всего процесса потребовалось бы 76 человек, а в распоряжении исследователя было только четверо.
Однако это не заставило инженера опустить руки — через 3 года проект был наконец завершен. Все эти годы ученый много работал. От переутомления Ползунов заболел и умер за неделю до пуска паровой машины. Это было началом неудачи: первый пуск не удался из-за незатянутой гайки, второй и третий были прерваны по причинам, которые не мог обнаружить неквалифицированный персонал.
После 15 лет за границей Джеймс Уатт создал свой вариант паровой машины, с поршнем в обоих направлениях, а не в одном. В Сети легко можно встретить мнение, что Ватт украл идею у Ползунова на том самом злополучном запуске. Однако официального подтверждения того, что он был членом комиссии, принявшей изобретение, не было.
Спасибо, что дочитали статью до конца, нажмите сердечко (❤️) и подпишитесь на страницу!
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Какие ещё вещи забыты миром.