Сонечка была единственной девочкой и третьим ребенком в многодетной семье известного художника Ивана Крамского и его жены Софьи.
Соня Крамская родилась в 1867 году. Непосредственная и живая, девочка рано проявила интерес к живописи и с пяти лет занималась у отца. Сонечка была любимой моделью Ивана Николаевича. Сохранилось несколько портретов маленькой Сони - не по-детски серьезной, как будто она предчувствовала грядущие в ее жизни несчастья.
«Моя дочь, знакомая вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды на то, что у меня уже есть некоторый талант к живописи», — писал Крамской в письме другу. Неудивительно, что в творческой атмосфере дома Крамских, где завсегдатаями были талантливые и образованные люди, девочка рано прониклась любовью к искусству.
Юная Софья только что окончила частную гимназию в Петербурге, невеста. Молодой человек из известной и уважаемой семьи сделал ей предложение.
Сергей Сергеевич Боткин, как и его знаменитый отец, выбрал профессию врача по семейной традиции. После окончания Военно-медицинской академии изучал клиническую медицину в клинике своего отца, Сергея Петровича Боткина.
После окончания учебы двадцатичетырехлетний Сергей влюблен в шестнадцатилетнюю Соню Крамскую, очень женственную и хорошенькую. Чувства были взаимны.
Между молодыми людьми произошло объяснение. Свадьба состоялась в том же году. Родственники с радостью отметили помолвку детей.
Иван Николаевич Крамской в честь предстоящей свадьбы, желающий увековечить молодых, написал портреты жениха и невесты.
Соня не считалась красавицей, но тем не менее пользовалась большим успехом. Ее подруга Вера, дочь покровителя Павла Третьякова, писала: «Соня была некрасивая, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необыкновенно талантливая в живописи…
В 16-17 лет Соня похорошела . Ее фигура стала длинной, худой. Она красиво танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней многочисленных поклонников..."
Но чувства Сергея к невесте изменились совершенно неожиданно. Он страстно влюбляется в ее подругу Александру Третьякову и хладнокровно разрывает помолвку с Соней.
Портрет Сергея Боткина оказался в доме Боткиных, а портрет Сони Крамской остался в мастерской Крамского на Васильевском острове.
Девушка, пережившая двойное предательство жениха и возлюбленного, унижение и отчаяние, находит утешение в живописи. В 1884 году, чтобы отвлечь Соню, брошенную женихом, от досадных мыслей и душевных переживаний, Крамской отправился с дочерью в заграничную поездку во Францию.
Перед самой смертью Иван Николаевич, беспокоясь о судьбе дочери, пишет: «Девушка, да какая сила, как будто он уже чемпион..."
Чуткий Крамской обнаружил в юной дочери неповторимый артистический талант, но боялся признаться себе в этой радости, настолько горьким казалось ему возможное разочарование:
«Я думаю иногда, и страшно будет, ну как же это пустой цветок?"
И тогда ему кажется страшным обратное: если это действительно талант, "то опять личная жизнь грозит стать трагедией. Ведь это женщина!"
Тем временем Сергей женится на Александре Третьяковой. София находит в себе мужество не разрывать отношения с подругой.
Она старается не показывать, что расстроена, но любящее сердце отца и легкая кисть фиксируют ее чувства на полотне.
На портрете того времени Соня изображена с домашним животным: ее лицо выражает лишь тоску, безысходность и душевную пустоту, а кошка спокойно и мирно дремлет на руках у своей хозяйки.
Софья действительно долго не могла оправиться от боя, ни в кого не влюблялась и замуж не выходила, хотя среди ее поклонников было много достойных людей.
После преждевременной смерти отца в 1887 году, послужившей очередным ударом, двадцатилетняя Соня замкнулась в себе и находила только радость в живописи.
Занималась рисованием под руководством Александра Дмитриевича Литовченко, брала уроки живописи у Александра Соколова и Архипа Куинджи.
В начале 1890-х Софья посещала частную школу живописи в Париже, где ее обучал старый друг Крамского, скульптор Марк Антокольский. С 1888 года Крамская много работала и участвовала во многих выставках как в России, так и за границей.
Лишь в 1901 году 34-летняя Софья вышла замуж за петербургского адвоката финского происхождения Георгия Федоровича Юнкера. Брак оказался счастливым. Муж и жена не только любили друг друга, но и были единомышленниками. Софья помогла мужу написать книгу о декабристах, а он помог ей создать музей Ивана Крамского.
Софья Крамская создала серию портретов, изображающих императора, императрицу, их детей, особенно цесаревича и других родственников. Но почти ничего из ее работ не сохранилось.
Что-то было уничтожено или пропало во время революции, некоторые собственные работы были переданы ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, а когда в 1942 году в музее случился пожар, она погибла вместе с большинство его коллекций.
Пробовала себя в разных видах и жанрах искусства: портреты (часто писала с фотографий), быт (предпочитала мелодраматические сюжеты) и натюрморты. И она была хороша в этом!
В 1916 году умер Георгий Федорович Юнкер. Так и начался вихрь страшных событий – революция, гражданская война, смерть любимой матери в 1919 году, попытки найти себя в новом непонятном мире.
Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никто никогда не задумывался о трагедии, постигшей семью Крамских, которую столько лет тщательно скрывали.
При новой власти Софья, оставшаяся верующей, должна была стать организатором антирелигиозного музея в Зимнем дворце. Она получила корону и помогла своим пострадавшим знакомым из «прошлых жизней» — кому деньгами, кому устроилась на подработку переводами. В итоге эта доброта вышла Крамскому боком.
Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года и обвинена по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группы из бывших дворян, поставившей целью привести своих людей в различные советские учреждения для сбора сведений о настроениях…"
11 апреля того же года решением выездной сессии Коллегии ОГПУ было принято решение о высылке художницы Юнкер-Крамской в восточно-сибирскую территорию сроком на три года.
27 апреля Софья Ивановна должна была ехать этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу в тюремный изолятор с диагнозом инсульт. В мае 1931 года «Юнкер-Крамская» все-таки добралась до Иркутска, через три недели ее перевели в Канск, а еще через месяц — в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская написала из Красноярской больницы письмо Екатерине Павловне Пешковой, которая помогала многим политзаключенным. Софья Ивановна описала тяжелое течение болезни, две операции во время ссылки. Несмотря на состояние здоровья, она продолжала работать: в Иркутске — иллюстратором учебников и журналов, в Канске — фотографом и ретушером в местной газете.
В конце письма Крамского к Пешковой горькие, отчаянные строки:
«Я мог ошибаться в своих суждениях, я мог неправильно судить о чем-то, я мог неправильно судить о положении вещей, но я не совершал преступления... Помогите мне! .. Я оправдаю милость, если она будет мне дана. Я честно отработал 40. Тяжело последний, может быть, очень короткий период - чувствовать себя - так наказали…"
В Красноярске у нее случился второй инсульт, отняли левую половину тела. Ее просьба заключалась в том, чтобы умилостивить судьбу: если нельзя было вернуться домой, она просила хотя бы оставить ее в Красноярске до тех пор, пока ее здоровье не поправится, а потом уж обязательно устроиться на работу: ведь ее правая рука осталась на работе.
25 марта 1932 года Софья Ивановна вернулась в Ленинград, на квартиру своего брата Анатолия. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала Пешковой письмо с искренней благодарностью, в котором сообщила, что собирается продолжать работать, насколько позволяют силы. Но жить ей осталось недолго: в 1933 году 66-летняя художница умерла. Лишь 28 сентября 1989 года, много лет спустя, Софья Юнкер-Крамская была реабилитирована.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: После завершения учебы двадцатичетырехлетний Сергей увлекается шестнадцатилетней Соней Крамской, очень женственной и миловидной.