Наступают сложные богословские времена для сайта («дизов» наловим, вангую). Раньше статьи своим сравнительным анализом с Первоисточником были… немного неудобны для традиционных религиозных стереотипов. Чуть дискомфортны. Но приходится углубляться, затрагивая настолько «святые вещи», что уже думаешь: а оно тоби надо? Ладушки. Попробуем, по отклику и обратной связи станет ясно.
Кто из Читателей, когда и при каких обстоятельствах крестился? Не троеперстием, а таинством? Ваш покорный слуга от этой процедуры (в младенчестве) был спасён уральским казачиной-дедом, сурово сообщившим моей матушке: «вырастет — сам решит, не думай даже». Но большинство православных нашей страны подвергаются этому важному и торжественному ритуалу… в полной бессознанке. Традиция-с такая. Заповедано. Предками. Насколько традиция верна, будем разбираться.
Истинный смысл крещения сегодня полностью дискредитирован, если честно. Почему-то считается: получив порцию водных процедур с бормотанием заклинаний, надев крестик… человек сразу попадаёт в семью Христа, приобретает Божью защиту. Кого из молодых семей не спрошу, с какой целью они орущего младенца в церкву тянут… именно так считают. Как и в другом заблуждении замечены. Быть христианином… это совершать необременительные ритуалы на стольные праздники, делать пассы руками, читать полдюжины заученных молитв.
Вот как бы все. Таким волшебным и не очень сложным путём можно получить благословение Творца. Главное тут… крещеным быть. Как можно раньше. Даже без чтения Писания, одной голой логикой разумеешь: как-то все… дёшево выглядит. Благодать Создателя такая щедрая: окунули упирающийся организм в пелёнках, теперь можно выдохнуть. До смерти ты христианин. С обязательным Божьим покровительством.
(Иллюстрация из открытых источников)Но Первоисточник протестует
против такого подхода примитивного. Условия крещения там — это вера, покаяние и обещание Богу доброй совести.
А при крещении человек получает не «гарантированную защиту», а Духа Святого. Чтобы тот оказывал помощь для успешной борьбы. Против прежней греховной жизни. Догмат таков:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа … и получите дар Святаго Духа». (Деяния Апостолов)
Вот уже первый тревожный звоночек. Человек перед крещением должен покаяться в своих грехах. В этом глубокий древний символизм, не христианством придуманный. Библия прямо говорит, что после обряда крещения, верующий… как бы умирает для своей прошлой жизни. Погружаясь в «водную могилу» — восстаёт из нее для совсем другой жизни. Все прежние грехи прощаются и «смываются». Если в них искренне раскаялся:
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Послание Римлянам)
«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и со-воскресли верою в силу Бога». (Послание Колоссянам)
«Крестись и омой грехи твои». (Деяния)
«Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». (Деяния и Марк)
Краеугольная как бы штука. Именно символическую смерть в крещении, с последующим воскрешением (к новой жизни) описывал Иисус:
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанн)(Иллюстрация из открытых источников)
А теперь к процедуре подготовки. Перед обрядом крещения человек обязан морально подготовиться. Ничего себе… смерть грядёт. Пусть и символическая, но поди объясни это глубоко погруженному в мистику древнему человеку. Это эпохальное жизненное событие. Поступок. Отказаться от веры предков, отца-деда (возможно ещё живых). Нужно еще нырнуть в неизведанное, к полностью неизвестной новой жизни. Ладно бы всё это… так ещё и обет нужно новому божеству принести. Крайне странный:
«Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». (1-е Послание Петра)
Ну вот картинка сложена.
Гонг и главный вопрос: способен маленький ребенок покаяться в своих грехах — раз; пообещать Богу доброй совести — два; осознать, что он заново родился — три? Более того, над ним совершается преступление. Он ещё не является верующим, хотя именно этот фактор должен главенствовать при принятии крещения:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет». (Марк)
«Что препятствует мне креститься? … если веруешь от всего сердца, можно». (Деяния Апостолов)
Набор тяжести неимоверный, как по мне. Новый Завет те еще задачки ставит: для крещения необходимы вера, покаяние и обещание Богу доброй совести. Последний пункт наиболее сложный и… опасный. Поскольку делает крещение своего рода заветом (договором) с Богом. Человек даёт обет расти духовно, взамен получает инструментарий для этого трудного дела — помощь Духа Святого.
(Иллюстрация из открытых источников)Немного истории. Крещение детей и младенцев запрещалось первыми христианскими церквями… категорически. Крестили только взрослого человека, в трезвом уме и крепкой памяти. Делали это опытные члены общины. Но не назывались после восприемниками, тем более «крестными родителями».
Ветхий Завет такого института «крестных отцов-матерей» не знает, не слыхивал о вопиющем нарушении отношений в обществе. Были «восприемники», которые брали на себя ответственность за духовное воспитание и благочестие крестников?
Обратите внимание: Современная монета, без которой не сможет обойтись не одна юбилейная коллекция.
Нет. Писание категорично в этом вопросе. Называет поручительство за другого человека — глупостью:«Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего».
«Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен».
В институте «крестильных родителей» и восприемников не было смысла при крещении. Божий закон не предусматривает ответственности одного человека за осмысленный выбор и осознанные проступки другого. Писание говорит же, что даже родные родители не отвечают за грехи детей. И в обратную сторону тоже. На Страшном Суде каждый сам за себя ответ держать будет:
«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». (Второзаконие)
«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». (Иезикиль)
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». (Послание Коринфянам, Римлянам и Откровения)(Иллюстрация из открытых источников)
Это кто такой рисковый у нас? Если действительно верующий… Который, ничтоже сумняшеся, готов «войти в договор» в момент крещения организма, который неизвестно во что вырастет, кем станет. «Крестные родители» очень рискуют, против всех правил беря на себя великую ответственность. Наказание готовы принять, сознательно подставляя свою даже праведную жизнь под чужой грех?
Вообще крайние случаи разберем. Боевой товарищ, из семьи священника (крещенный в младенчестве, само собой) — после некоторых кавказских событий вполне осознанно принял ислам. Долго готовился, переживал за семью, мандражировал. Главный вопрос постоянно задавал: будут ли «гореть в аду» его крестные… горячо любимые люди? Ведь они не сберегли «православную душу». Долго пришлось аргументы ему подбирать, но знание Библии одним хорошим человеком из нашего круга успокоило сомнения «грешника».
(Иллюстрация из открытых источников)Очевидную… простите, глупость выбора религии за младенцев можно понять на простых жизненных примерах. С древних времен были популярны «клятвы семей», обещавших друг другу женитьбу своих маленьких детей. Взрослые в торжественной обстановке приносили требы, жертвы, в присутствии честного люда даже проводили обряды свадебные. Для ничего не соображающих мальчиков-девочек. И что…?
Не счесть душещипательных историй и преданий… когда подросшими чадами клятвы родителей — не исполнялись. Что говорить про современный мир, где вообще всё кувырком и родительское слово и воля не значат почти ничего. За редчайшими исключениями. А обещания взрослых «крестных родителей» Богу относительно праведности будущей жизни «крестников» вообще… фарс и утопия. Без обид.
Подавляющее большинство крещеных во младенчестве не становятся членами конфессии, в которой над ними проводили водные процедуры. Они не ходят в церковь, не принимают таинства, не молятся согласно любым правилам. А некоторые вообще не пойми куда ударяются. В «долбославы» или к «вермишелевому Кузе» в адепты… Можно что-то сказать в защиту малышни, тянущейся к Христу? Конечно. Иисус призывал к себе детей и говорил:
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». (Марк и Матфей)(Иллюстрация из открытых источников)
Это главный богословский аргумент батюшек… Но опять же, контекст упускается, цитата просто выдрана. Посмотрите на эту евангельскую историю чуть шире, даже в рамках одного стиха. Иисус, подозвав детей, не крестил их. А просто благословил и помолился о них:
«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». (Матфей)
«И, обняв их, возложил руки на них и благословил их». (Марк)
«Возложением рук» Библия называет молитву-благословление. Просьбу спуститься Святой Дух. Это не акт крещения. Тем более, сам Иисус в свершении этого таинства не был замечен. Ни в одном эпизоде. Для этого у него были ученики-апостолы. Больше можно сказать: Писание не знает эпизодов, где субъектом крещения выступают дети.
И вот тут начинается хитрое жонглирование цитатами Библии, обожаю всегда такие моменты в спорах. Когда приходится будить в себе историка. Главный постулат Церкви таков: под детьми понимаются библейские «домашние», которых вместе с семьей крестили:
«Когда же крестилась она и домашние ее...». (Деяния)
«Немедленно крестился сам и все домашние его». (Деяния)
Тут можно не откладывать Писание, а можно и погодить. Больше исторические документы расскажут, кто такие «домашние». Каков их статус. Была такая особенность быта народов Малой Азии, Палестины и Восточного Средиземноморья. Когда привычные нам «семейные ячейки» общества попросту отсутствовали. Жили родичи исключительно «имениями». Без всяких разночтений, «домашними» назывались взрослые родственники и слуги, жившие под одной крышей:
«Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его». (Книга пророка Михея и Матфей)
«Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью». (Книга Судей)
«Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры». (1-е Послание Коринфянам)(Иллюстрация из открытых источников)
Очень интересно. А теперь растолкуйте, как может маленький ребенок быть «врагом» (препятствовать расти в Боге) взрослому человеку? Стоит ли младенца бояться и получить от него известие о спорах, связанных с вероучением? Никогда дети не были дееспособны в древние времена, даже сто лет назад. Под понятия «домашние» никогда не попадали. Даже женщины временами за людей… не то чтобы считались. Их при переписи не учитывали:
«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». (Исход)
«Евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». (Матфей)
Ну и напоследок. Если читать тот стих, на который пузом напирают священнослужители, крестители младенцев и детей… Перед словами: «Немедленно крестился сам и все домашние его» — рассказано, как апостол Павел в данной семье «темничного стража» проповедь устроил:
«И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его».
То есть… было соблюдено обязательное правило для крещения. Сам страж и его «домашние» были научены проповедью, услышали и вняли Слово Божие. Взрослые члены семьи уверовали в Иисуса, покаялись и пообещали Богу доброй совести.
Продолжение обязательно будет…
Читайте по теме:
- Денежные отношения человека… с Богом. Как и сколько заносить-то?
- Инструкция Священного Писания: где и как нужно правильно молиться...
- «Почему в храм с мамой не ходишь?» … А там на непонятном языке разговаривают…
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О Крещении младенцев и взрослых: библейские времена и современная ахинея….