Восстание английского флота в Ла-Манше

Неизвестный успех 1797 года. О мятеже на «Баунти» слышали, наверное, все. Благодаря фильмам, книгам и многочисленным статьям, ну, а как же – жестокий капитан, его «мужественный» антипод Флетчер Кристиан (довольно бесславный тип на самом деле, сгинувший также глупо, как и жил), красавицы-островитянки и бесследно пропавший на долгое время сам «Баунти». Романтика – может быть не бессмысленная, но уж точно беспощадная, ибо остатки мятежного экипажа (в составе одного человека) через много лет нашлись.

Но вот о настоящем восстании английских моряков весной 1797 года таинственно молчат, особенно англичане, и в наши дни. А ведь тогда восстал не маленький экспедиционный корабль где-то в Тихом Океане, а целая военная эскадра прямо у родных берегов, да еще и в разгар тяжелой войны с обновленной, быстро встававшей на дыбы Францией.

И это именно восстание, так как восставшие победили, не пролив ни капли крови (что кажется вообще невероятным), они добились своих целей, а имена их лидеров остались неизвестными. Лучше вообще не входить в историю, чем войти туда как некий Флетчер Кристиан с несчастного «Баунти». И это был не мятеж, так как есть в самом этом термине отрицательный заряд, заведомая обреченность, даже если борьба идет за правое дело.

Но сначала – почему вообще случилось это выступление английских моряков? Хотя логичней задать другой вопрос – почему оно не случилось раньше?

Даже к концу XVIII века английские моряки (при общем бедственном положении народа в любой европейской стране) были самой угнетаемой частью английского общества. Многие исследователи пиратства подчас задавались вопросом – почему все английские моряки не сбегали в пираты? Что же, весомая часть тех моряков, кому такая возможность и «удача» предоставлялись судьбой, не преминули ими воспользоваться. Жалованье военного моряка было в три раза меньше чем у матросов торгового флота (и это официально, говоря по-современному -«грязными» без вычетов, а на руки моряку насчитывали 9 шиллингов в месяц – смехотворно ничтожная сумма), а его задержка на несколько лет (не месяцев) – признаком хорошего джентельменского тона.

Или как вам такое иезуитство – ежедневно полагалось полпинты (пинта – чуть более 0.5 литра) дрянного рома, но попробуй моряк запьянеть, так его подвергали порке. Питание было отвратным, бесконечные порки, злоупотребление офицерами и так беспощадной дисциплиной – норма военного флота. Лишь немногие офицеры смогли снискать настоящую любовь моряков, нет, они не были мягкотелыми гуманистами, скорее всего по меркам со временности эти люди были как раз жестоки, они всего лишь не переходили границ устава.

Но все это бледнело перед «черными вербовками». Разумеется, никто в здравом уме (сумасшедших тоже не находилось) в военные моряки не стремился. Дело решалось просто и грязно – по всему английскому побережью рыскали специальные шайки, которые и ловили кого попало из простонародья. Причем «воровать» матросов с других военных кораблей абсурдно не возбранялось, а уж «торговцев» и подавно.

Но в один прекрасный (без всякой иронии) день «мина взорвалась». Так дальше продолжаться не могло, и матросы тайно готовили выступление против жестокой тирании беспощадного королевского флота. 16 апреля 1987 года, исполняющий обязанности командующего ламаншской эскадрой, адмирал Бридпорт прибыл на флагман «Королева Шарлотта», стоящий на рейде Портсмута. Официальный командующий адмирал лорд Хоу (один из немногих высших офицеров, любимый и уважаемый моряками за справедливость), из-за болезни и преклонного возраста находился в городе.

Эскадра должна была направиться к берегам враждебной Франции и Бридпорт отдал приказ поднять якоря, но… матросы флагмана взвились на реи и трижды прокричали призыв, которого явно ждала вся эскадра. Неизвестно, о чем думал адмирал в этот момент, но наверняка даже наваливающийся на абордаж «испанец» или «француз» был менее ужасен, чем неповиновение английских матросов. И морская пехота – те, кто должен был следить за порядком, стояли опираясь на ружья и делали вид, что происходящее их совсем не касается. Вот это страшно – а не атакующий враг – это-то дело привычное. Бунт!

Обратите внимание: Урок английского, или как я узнала о происхождении джинсов..

И где? Как неожиданно…

Невероятные события разворачивались своим чередом – в эскадре было еще 16 кораблей и от каждого на борт флагмана немедленно прибыли по два делегата. Эти люди как ни в чем не бывало расположились в кают-компании, объявили себя Генеральной ассамблеей эскадры и взяли на себя командование. Адмирал Бридпорт не пытался прибегнуть к помощи морской пехоты, справедливо посчитав, что это слегка бессмысленно, так как солдаты явно были уведомлены бунтовщиками заранее.

Эскадра на рейде у Портсмута.

А главы Ассамблеи тем временем составили две петиции, где подробно изложили свои требования – одну они передали «другу матросов» престарелому ветерану лорду Хоу, с тем чтобы он отправил ее в адмиралтейство и вторую – в палату общин. Старый адмирал петицию передал, ее встретили молчанием, Палата общин также сделала вид, что ничего не случилось. Ассамблея тем временем установила на эскадре железный порядок – нести вахту, исполнять уставные приказы офицеров, и никакого насилия под страхом немедленного повешения. На каждом корабле были оговорены условленные знаки, чтобы уведомить сослуживцев о контратаке офицеров, в случае таковой или иных осложнениях. Адмиралтейство еще раз, ненавязчиво, было уведомлено о том, что ни один корабль не выйдет в море, пока требования матросов не будут исполнены. И уже с важным дополнением – «пока каждому матросу специальным указом короля не будет гарантирована полная амнистия ...». Кроме этого на берег были очень вежливо «списаны» самые одиозные и ненавистные морякам офицеры.

Напыщенные лорды Адмиралтейства наконец зашевелились и приказали Бридпорту немедленно всех арестовать. Бридпорт написал ответное письмо, где изложил невозможность исполнения подобного – интересно хотя бы, с кем и как? Наконец, самым чувствительным лордам пришла в голову страшная мысль – а что если… бунтовщики уведут флот к французам? Первый лорд Адмиралтейства Спенсер отправился в Портсмут к адмиралу Бридпорту - было принято предварительное решение чуть-чуть уступить, самую малость, конечно. Спенсера и его свиту Ассамблея приняла со всеми почестями, но предложения сочли недостаточными и вежливо отклонили, при этом твердо дав понять, что никто и не собирается злоумышлять против данного богом короля Георга III и государства – это всего лишь требования, без ущерба для державы, среди основных - отмена порки, выплата задолженностей, улучшения питания и смягчение устава. И еще раз – безоговорочная амнистия каждому.

Тянуть дальше было просто опасно – и Адмиралтейство, и Палата общин задумались – насколько скоро обо всем этом узнают во Франции и как скоро примут очевидные и соответствующие решения? Был принят «Билль о моряках» где парламент согласился с большинством вышеизложенных требований моряков, в том числе отменив смертную казнь за дисциплинарные проступки. Деньги для выплаты жалованья тоже быстро изыскали – громадную по тем временам сумму в 370 тысяч фунтов. Ассамблея эскадры сочла предложение парламента допустимыми. Правда, амнистии от короля Георга пришлось подождать до 7 мая, короля пришлось лишний раз убедить в серьезности происходящего, он отказывался в это верить.

8 мая 1797 года, после почти месяца бескровного восстания, эскадра взяла курс к берегам Франции. Исполнив свою задачу, члены Ассамблеи ушли в тень, вернувшись к роли рядовых матросов. Им не нужна была пустая слава и их имена так никто и никогда не узнал. Но они, все вместе, всей эскадрой добились хоть частички свободы и прав для тысяч своих собратьев.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Восстание английского флота в Ла-Манше.