В систему воинской подготовки норманнов входило много различных игр, упражнений и состязаний. Говоря современным языком, их можно объединить термином «общая физическая подготовка». К числу таких упражнений относятся поднятие и метание тяжелых предметов, бег, прыжки, плавание, подвижные игры и т.д.
Очень часто подобные упражнения упоминаются в фольклорных текстах. Так, в «Песне о Нибелунгах» описан целый ряд физических упражнений. Исландская королева Брюнхильда, узнав, что Гунтер ищет ее руки, предложила ему помериться с нею в метании копья, бросании камня и прыжках. Только победивший Брюнхильду мог стать ее мужем. Вот как описываются эти состязания:
«Тут дева-богатырша копье метнула в цель, Столь страшного удара в сражениях досель Могучий сын Зинглинды не отбивал щитом, Из стали искры брызнули и вверх взвились столбом.
Конец копья каленый сквозь щит прошел, звеня, И грянул в прочный панцирь, исторгнув сноп огня. Толчок поверг бы наземь воителей лихих, Но спас от верной гибели плащ-невидимка их.
Кровь хлынула струею из Зигфридова рта. Отпрыгнул нидерландец и вырвал из щита Застрявшее в навершье Брюнхильдино копье, Чтоб отплатить противнице оружием ее.
Но жалость к королеве вдруг овладела им, И он копье направил вперед концом тупым, С такою силой древко в исландку он метнул, Что издала ее броня протяжный звонкий гул.
Столбом взметнулись искры, сверкнула сталь, как жар, И ощутила дева чудовищный удар. На землю им Брюнхильду сын Зигмунда свалил: У Гунтера для этого недоставало сил...
Затем огромный камень, лежавший рядом с ней, Взметнула богатырша над головой своей, И вдаль его швырнула, придя в великий гнев, И прыснула вослед ему, кольчугой зазвенев.
В двенадцати саженях упал он на песок, Но королеву дальше уже унес прыжок.
Тогда за камень Гунтер схватился для того, Чтоб все подумали, что сам он и метнул его.
Был витязь нидерландский высок, силен и смел. Он бросить камень дальше, чем девушка, сумел И обогнал в полете его одним прыжком, Хотя и прыгал не один, а вместе с королем». [64, с. 384]
По сей день упомянутое метание камня остается популярным. Метают плоский камень, по-шведски «варпа». Варпу метают на дальность, или упражняются в перебрасывании ею. Наиболее распространенным вариантом в наше время является командная игра с метанием «варпы». Состязаются две команды, камень, не менее пяти килограммов весом, кидают от земли к вершине столба, вкопанного в двадцати метрах от участника. Точно попасть в столб не требуется, нужно, чтобы варпа пролетала как можно ближе к нему.
Еще одним весьма популярным состязанием по метанию тяжестей до наших дней остается «стонгстёртнинг» - это метание древесного ствола. «Подобная забава есть еще и у шотландцев, но последним, как считают на Готланде (шведский остров - Авт) и подтверждают историки, этот вид спорта принесли викинги. Так, у шотландцев-хэйлэндеров бревно шестиметровое и весит шестьдесят килограммов, а у шведов - всего четыре метра, да такое тонкое, что весу в нем не больше двадцати пяти.
«У нас, - говорят шотландцы, - такие бревнышки бросают подростки, когда только начинают обучаться стволокиданию» - «Наш стонгстёртнинг труднее вашего, - отвечают готландцы. - Шотландцы бросают ствол отвесно, а мы держим его косо. Спортсмену хэйлэндеру бревно подают помощники, а наш спортсмен сам должен поднять его и удержать под углом в 50 градусов, а это требует не только силы, но и умения удерживать равновесие. Из такой позиции слишком далеко не забросишь». Рекорд в 1978 году установил Лейф Сундман - девять метров сорок девять сантиметров». [112, с. 22]
Следует отметить особую важность умения метать тяжелые предметы в древнем скандинавском обществе. Так, согласно древнему племенному праву, чем дальше человек мог метнуть определенный предмет, тем большим было его право на собственность. Обычно для вступления во владение собственностью снарядами для метания служили камень, кузнечный молот, копье или бревно.
Не меньше любили северные народы прыжки в длину и высоту: «Состязались в опасных прыжках с высоких гор, в смелом прыганье через рвы и ручьи, лошадей, людей и другие предметы, приучались делать такие прыжки с различными тяжестями в руках или на теле, и тогда только это искусство считалось совершенным, когда достигали в нем известной степени ловкости. Гуннар из Химдаренди, знатный исландец, в полном вооружении мог делать прыжки выше своего роста, вперед и назад; другой исландец, Скарпхедин, показал свое искусство, перепрыгнув через ручей Маркарфльот, в двенадцать аршин, притом в такое время, когда берега ручья обледенели и были очень скользки. Саги упоминают о таких удивительных людях, которые быстрым прыжком в сторону уклонялись от стрелы или брошенного копья, не успев отразить эти оружия щитами, или, окруженные врагами, перескакивали через них и таким образом спасались, или, наконец, избегали их смелым прыжком с крутизны». [176, с. 424-425]
Любили викинги устраивать и состязания в беге. Причем иногда соперником человека могла стать лошадь.
«Магнус начал отмерять расстояние. Харальд сказал: «Расстояние слишком велико». Тогда Магнус еще увеличил его и сказал, что даже так оно слишком мало. Собралось много народу. Началось состязание. Харальд все время держался вровень с плечом лошади и, когда они достигли конца отмеренного расстояния, Магнус сказал: «Ты держался за подпругу, и лошадь тащила тебя». У Магнуса был очень быстрый гаутский скакун. Тогда они побежали снова. На этот раз Харальд все время бежал впереди лошади. Когда они добежали до конца, Харальд сказал: «Ну что, держался я за подпругу?» Магнус говорит: «Теперь ты бежал впереди».
Еще среди норманнов пользовалась популярностью игра в мяч на льду озера («пэрк»). «Один из играющих бросал мяч и бил по нему палкой, другой ловил мяч или отражал его также палкой; но это требовало особенной ловкости, потому что товарищи в игре всячески старались помешать ловившему, толкали его в сторону, роняли на землю или отбивали у него мяч; если же ловивший уступал им в ловкости, то ему надо было отыскивать и приносить далеко укатившийся по льду мяч. Сверх того, это была суровая игра: употреблялись мячи деревянные, а не набитые чем-нибудь. Нередко игры в мяч были общественным зрелищем, на которое приглашались все окрестные жители: на Мидфьордском льду в Исландии часто давались большие игры; у брейдских викингов было в обычае давать их в длинные зимние ночи; для того строились комнаты, в которых жили посетители из дальних краев, остававшиеся там недели на две смотреть на игры или принимать в них участие» [176, с. 427]
Своими достижениями в таких играх, упражнениях и состязаниях северяне очень гордились и при случае не считали лишним похвастать этим. Иногда между ними даже разгорались жаркие споры, кто в какой дисциплине лучше. Например, известен спор между норвежскими королями, Сигурдом Иорсалафарере и его братом, Эйстейном.
«- А помнишь ли, - сказал Сигурд, - как я ронял тебя навзничь, когда, бывало, захочу, хоть ты и был старше меня годом?
- Помню и то, - отвечал Эйстейн, - что ты неспособен был к такой игре, где нужна ловкость.
- Помнишь ли то, - продолжал Сигурд, - как мы с тобой плавали? Бывало, что я мог заташить тебя на морское дно, когда лишь захочу.
- Я, - возражал Эйстейн, - проплывал расстояние не Меньше твоего и недурно нырял; притом умел бегать на коньках так хорошо, что не знаю никого, кто бы со мною равнялся в том, ну а ты бегал не лучше коровы.
- Вождям полезнее и приличнее, - продолжал Сигурд, - мне кажется, искусство меткой стрельбы из лука: не думаю, чтобы ты натянул мой лук, хоть даже упрешься в него коленками.
- Я не так силен в стрельбе, как ты, - отвечал Эйстейн, -однако ж разница в этом не так еще велика между нами; зато гораздо лучше тебя бегаю на лыжах, а это считалось прежде также хорошим искусством».
Весьма своеобразным являлось распространенное упражнение «Handsaxa-leikr» или «Handsaxa-lek» - жонглирование мечами или ножами, чаще всего тремя: «Он играл тремя ножами так, что один был все время в воздухе, а рукоять другого - в его руке» [177, с. 150]
В сказаниях иногда встречаются и такие эпизоды, которые описывают жонглирование более чем тремя мечами или ножами: «У дверей того чертога Гюльви увидел человека, игравшего ножами, да так ловко, что в воздухе все время было по семи ножей»...
«Handsaxa-leikr» пользовалось огромной популярностью как среди простых воинов, так и среди знати. Одним из знаменитых мастеров в искусстве жонглирования мечами являлся норвежский конунг Олаф Трюггвасон (правил около 995-1000). Но в последующие эпохи жонглирование мечами и ножами стало достоянием странствующих жонглеров, эквилибристов и акробатов, демонстрировавших свое мастерство на площадях и улицах городов.
Еще один популярный вид упражнений с оружием - это игры с копьем: метание в цель и на дальность, с подбрасыванием вверх, чтобы затем поймать его падающим, не дав при этом коснуться земли и т.д. Весьма популярным являлось перебрасывание копья: один из соперников метал копье в другого, находившегося на определенном расстоянии, тот должен был поймать его на лету и метнуть обратно: «Люди Флоси стали метать в них копья, но те подхватывали все копья в воздухе и метали их обратно»...
«Но Гуннар увидел летевшее в него копье, мигом увернулся и, схватив его левой рукой, метнул обратно на корабль Карла, и оно сразило человека, стоявшего впереди»... «Аудольв выхватил копье и метнул его в Гуннара. Гуннар на лету поймал копье и тотчас швырнул его обратно. Копье пробило щит, прошло через тело норвежца и воткнулось в землю»... «Грани, сын Гуннара, схватил копье и метнул его в Кари, но тот воткнул свой щит в земли, левой рукой поймав копье на лету, метнул его обратно в Грани и тут же снова схватил свой щит левой рукой».
Проводили северяне состязания и в стрельбе из лука: «Верно и далеко стрелять из лука было искусство, которое требовалось от всякого воспитанного человека. Обычно отводились особенные места для стрельбы, обыкновенно у подошвы пригорка, где собирались для таких упражнений: это называлось «ходить с луком на стрелецкую высоту. Норманны вообще были хорошие стрелки. Олаф Трюггвасон ставил дитя с маленькой дощечкой на голове вместо цели и сбивал стрелой дощечку без малейшего вреда для ребенка. Это упражнение не ограничивалось только верной стрельбой: нужна была сила выстрела, так как на войне дело состояло не в одной меткости, надобно было пробивать щиты и панцири. Для того необходимы были крепкие, туго натянутые луки и опытная сила владеть ими. Эйнар Тамбаскельфер мог пробивать тупой стрелой слабо натянутую толстую воловью шкуру».