Согласно ряду историков, еще в языческой Польше устраивались поединки на палках (pojedynek па kije, walka па kije), и в виде состязаний, и как способ выяснения отношений. Согласно Й. Лелевелу, в период средневековья и пост-средневековья поединок на палках стал одним из способов сначала судебного поединка, а затем дуэли. Подобные дуэли среди городской знати и школяров были популярны и совсем в недавнем времени, в XIX веке.
Кроме того, специальная палка - «пальцата» (palcaty) употреблялась при обучении молодого поколения фехтованию на мечах и саблях: обмотанными соломой палками имитировали удары по воздуху и проводили с ними в руках учебные поединки. Китович в своей известной книге «Opis obyczajow za panowania Augusta III» писал: «Еще одним развлечением во время каникул были палки, называвшиеся пальцатами, которыми, затевая поединок, студенты фехтовали между собой. Это упражнение было весьма необходимо для поддержания в шляхтичах достоинства, как средство для приучения молодежи к будущему овладению саблей». [250; 74, с. 427]
У школяров были весьма популярны состязания по фехтованию на палках (bitwa w palcaty, w palcaty). Победители в таких состязаниях получали специальные звания: лучшего фехтовальщика называли «маршал-кием» или «маршалка», следующего за ним - «вице-маршалка», третьего по счету -«инстыгаторем», а последнего, четвертого, - «вице-инстыга-торем» [252, с. 1-3; 258, с. 87]
Часто фехтование на пальцатах проводились по условию «два на два», «четыре на четыре» или «группа на группу» (группы не насчитывали большого количества людей). Нередко акие фехтовальные состязания заканчивались погромами [естного населения, особенно евреев, державших корчму, озле которых часто и устраивались состязания и дуэли.