Большой популярностью, особенно в средних и низших слоях тогдашнего британского общества, пользовалось фехтование на шестах. За многие столетия в разных областях Великобритании и Ирландии сложились свои стили работы этим оружием. Некоторые из них исчезли бесследно, более или менее конкретные сведения о других сохранились до наших дней.
Например, это «йоменри» (yeomanry) или «комплекс йо-менри» - техника боя шестом, которая по мнению ряда специалистов являлась наиболее разработанной в Европе: «Рассчитана она, в основном, на лишенного доспехов крестьянина, который отбивается достаточно толстой жердью (вырванное и тут же обструганное молодое деревце, вымощенный из забора кол, оглобля и т.п.) от человека с тяжелым европейским одноручным или двуручным мечом, который, как правило, носит доспехи или же от другого аналогично вооруженного крестьянина. Понятно, что по такому плохо обструганному шесту руки скользить свободно не могут. Потому держат его жестко и, как правило, верхним хватом, который в Европе вообще носит наименование «английский».
Так как этот шест достаточно толстый, а европейский меч не обладает достаточной для его прорубания остротой, можно спокойно ставить им жесткий блок, принимая меч противника на середину шеста, а затем, пока противник будет пытаться отвести свое оружие, чтобы размахнуться для нового удара, нанести ему свой удар одним из концов шеста...
Другой вариант контратаки после приема вражеского удара мечом на середину своего шеста - подставить его под контакт и мягко отвести на себя вместе с уперевшимся в него мечом, смягчая таким образом силу удара. Затем следует резкий толчок от себя под острым углом к клинку, который как бы отбрасывает меч врага ему же в голову... Вообще, толчки достаточно характерны для йоменри, поскольку это очень хороший способ свалить более неповоротливого противника...
Здесь достаточно много работы корпусом, а в технике ног часто используется заступ, когда боец как бы заводит свою стопу за лодыжку противника, а затем всем весом своего тела опускается на заступившую ногу, садясь на колено, которое давит на ногу противника и вынуждает его упасть на спину. Такой заступ может быть легко выполнен одним воином в тяжелых доспехах против такого же воина, а руки заступающего при этом остаются свободными и могут выполнить добивающий удар.
Если противников несколько и у них легкое оружие, в ход идут достаточно широкие размашные удары шестом, вращения его над головой. Выполнение шестом восьмерок и инерционная работа им перед собой по принципу ветряной мельницы («му-линэ») является более поздним заимствованием у французов. Техника эта использовалась, в основном, для дезориентации противника, отклонения случайных ударов и выполнения мощных ударов с такой предварительной раскрутки.
С отмиранием тяжелых доспехов йоменри не умерло. Известен случай, когда в 1625 году один англичанин с шестом одолел в схватке трех испанцев, каждый из которых был вооружен шпагой и дагой». [4, с. 226-228]
С распространением призовых боев («prize-fighting» или «prize-ring») йоменри вышел на «спортивную» арену. Участники состязались как в бое на шестах, так и против соперника, вооруженного другим оружием. Всплеск популярности йоменри в Англии наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Тогда были созданы специальные общества по изучению и популяризации йоменри. В 1903 году в Англии даже вышла книга по самообороне шестом.
Интересно отметить, что в обществах по изучению йоменри шест не был единственным оружием. Изучалась также техника работы клинковым оружием. В XIX веке были изданы несколько учебников по клинковому фехтованию для членов «обществ йоменри». Считалось, что приобретенные технические и тактические навыки фехтования длинным клинковым оружием наилучшим образом скажутся в искусстве применения шеста. В то же время фехтование шестом или палкой помогает лучше освоить холодное оружие.
Среди других систем палочного боя (stick-fighting) была наиболее известна «Quarterstaff» (quarter - «четверть», staff -«палка, шест, посох, жезл»), первые сведения о которой относятся к XV веку. Длина «палки» в этой системе составляла 8-9 футов (244-274 см), поверхность была гладкой, чтобы руки могли «скользить» по ней, а ее концы очень часто были окованы железом. Между тем, длина шеста в йоменри - не выше бровей владельца палки.
Техника работы предполагала использование обеих рук. Наносились как рубящие, так и тычковые удары. Основными целями для ударов являлись голова (боковые удары, тычки), ключица, кисти и запястья рук (рубящие удары), а также лодыжки и икры (подсекающие удары). Для защиты от ударов, наносимых шестом (или клинковым оружием), применялись как обычные жесткие блоки, так и уклоны с линии атаки. Кроме того, применялись мощные толчки серединой шеста в область туловища и в голову. Достаточно хорошо были разработаны различные комбинации приемов.
Определенную известность получила «Irish stick-fight-ing» - ирландская школа боя палкой, немного утолщенной на одном конце. Она восходит к древнему искусству «кельтского палочного боя» (Celtic stick-fighting).
В «ирландском палочном бое», традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит, большое внимание уделяется использованию различных маневров. Палку (дубинку) держат одной рукой, выполняя ею различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему достигается высокая скорость ударов в разных плоскостях. Удары преобладают рубящие, хотя тычки тоже иногда применяются (их наносят в голову, шею, а также по туловищу).
Ирландские женщины в стычках между деревнями вместо дубинки часто применяли прочный шерстяной чулок, набитый камнями, которым они действовали, копируя удары дубинкой.
Среди ирландцев и шотландцев долгое время сохранялись групповые сражения на шестах либо дубинках, во многом напоминавшие известную русскую игру-сражение «взятие снежного городка» - как по общей организации, так и по ее ритуальному содержанию.
«На юге Шотландии нередко сражались пастухи разных приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался...
В Ирландии более важна была не сама драка-борьба, а ее ритуальное воспроизведение. Очевидец, наблюдавший такую игру в 1834 году, пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями». [81, с. 80]
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью.
«Английская работа тростью сформировалась несколько позже (чем французская - Авт) и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость начали прихватывать левой рукой, бить двумя ее концами, активно использовать ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносить ею короткие удары по конечностям»