Фехтование на мечах в виде поединка отборных воинов, редставляющих два враждующих войска, проводилось еще тогда, когда разрозненные польские племена (полян, мазов-шан, вислян, слензан, поморян и др.) занимали значительную территорию от р. Одры (Одер) на западе до Западного Буга на востоке, от Карпатских гор на юге до Балтийского моря на севере. Согласно историческим источникам, еще до принятия христианства, во времена первого великопольского князя Мешко I, в 966 году у поляков встречался такой вид поединка (pojedynek), как «судебный поединок». Правда, относительно этого существуют и некоторые разногласия. Так, одни историки утверждают, что он имел место до принятия христианства. Другие, как например, Joachim Lelewel, опубликовавший свой знаменитый труд «Pojedynli w Polszcze» в 1857 году в Познани, утверждает, что подобного рода поединки, да и вообще обычай устраивать поединки (pajedynki i pojed-nkowy obyczaj) проникли на территорию Польши вместе с рыцарством и рыцарскими турнирами.
В XIII-XV веках в польских городах складывается особая каста профессиональных фехтовальщиков, которые за вознаграждение демонстрировали свое искусство при дворах знати и на городских площадях, а также нанимались феодалами в качестве бойцов, заменяющих их в «судебных поединках».
Постепенно меч вытесняет сабля. Почти повсеместно это произошло приблизительно во второй половине XVI в. - первой половине XVII в. И уже в XVII веке в Польше начинает складываться так называемая польская школа сабельного фехтования - «sztuka krzyzowa» или «walka krzyzowa», которую сами поляки очень часто именуют не иначе, как «наше искусство фехтования» «nasza sztuka szermiercza») и которая существенно отличалась от существовавших в то время других техник фехтования.
«Венгр бьет наотмашь, московит - сверху, турок - к себе, а поляк машет «на крыж» («па krzyz» - накрест» -Авт)
Такое название связано с тем, что удары саблей, как правило, наносились и отбивались «накрест» - так, что лезвия сабель встречались под углом, близким к прямому. Так как рукояти гусарских сабель не обладали развитыми гардами, то, как отметил Gloger Z., применяли так называемые «длинные защиты» (dlugi zaslony) - переворачивали саблю клинком книзу, чтобы вражеское оружие при соскальзывании не попало по незащищенной кисти.
Теперь более подробно о технике «польской школы сабельного фехтования».
«В польском фехтовании на саблях различали следующие основные виды ударов:
1) продольный удар сверху вниз, чаще всего называвшийся «голова»;
2) продольный удар снизу вверх, под подбородок;
3) горизонтальный удар между бедром и лопаткой, называвшийся «ударом отцовским»;
4) вертикальный удар от левого плеча или левого уха наискосок к правому боку через грудь - «референдарский удар»;
5) горизонтальный удар в левую часть головы (щеку);
6) вертикальный удар от левого бока, повернув клинок острием вверх, к правому плечу через грудь наискосок, называвшийся «сенаторским ударом».
Сами сабельные удары по своей эффективности подразделялись на следующие основные типы:
1) удар прямой, толкающий - был не очень сильным, но зато очень быстрым и точным. Этот удар можно было использовать в поединках как на малых, так и на относительно больших дистанциях, как в схватке с одиночным пешим противником, так и в конном бою (особенно во время общих столкновений), когда неизбежно возникала необходимость наносить множество очень быстрых ударов в самых разных направлениях;
2) удар разрубающий (так называемый тесачный), наносившийся с локтевого или плечевого замаха и дававший в результате очень сильный эффект. Такой удар использовался прежде всего в пешем бою на малых дистанциях (даже против неприятеля, который мог быть частично защищен доспехами);
3) удар протягивающий, когда сабельный клинок своим движением как бы протаскивали по телу противника. Он наносился замахом от плеча, что давало большой эффект в ходе схватки на относительно удаленных дистанциях. Такие удары применялись для разрубания тела противника или его вооружения, с их помощью можно было наносить режущие раны концом клинка в конном или пешем поединке.
Надо сказать, что различные типы польских сабель конструктивно приспосабливались для определенной манеры боя. Так, например, сабли венгерско-польского типа применялись для нанесения так называемых, используя польскую терминологию, дубинных ударов, чаще всего при замахе от плеча, чему немало способствовало хорошо развитое перо на конце клинка. Карабелу же, благодаря конструкции ее рукояти, которая создавала хороший упор для мизинца, применяли для дуговых или протягивающих ударов.
Кроме рубящих ударов, в сабельном бою часто применялись и колющие. Но они заметно отличались по характеру от уколов, наносимых, скажем, мечом. Из-за изогнутости клинка, саблей очень трудно было нанести прямой укол, зато благодаря ей же она прекрасно подходила для нанесения ударов сбоку, снизу или сверху, что имело немаловажное значение для борьбы с таким противником, как, например, вооруженный круглым щитом турок.
Исходя из польских текстовых источников, датированных XVII в., можно заключить, что:
а) большинство схваток на саблях, как на войне, так и в мирное время, производилось пешим порядком и с одиночным противником;
б) на каждые 19 попаданий 14 приходилось по руке (в частности, по большому пальцу) и 5 - в голову: «...после второго или
третьего удара отсек ему пальцы»,«... пришлось ему рубиться со Снарским, которому он отсек палец»;
в) часто использовались защиты оружием и ответные атаки: «...хватил он меня знатно, так что сабля задрожала в кулаке, - но я выдержал выпад. Схватились мы с ним еще раз десять - ни мне, ни ему»;
г) схватка конных противников по своей тактике зачастую походила на пеший бой. Следовательно, уход с линии атаки прыжком или отшагиванием имел подчиненную роль (по сравнению с теми же отбивами) и применялся в той же мере, как маневр всадника, шпорящего и осаживающего лошадь на коротком аллюре». [74, с. 425-427]
Искусство владения мечом, а с появлением сабли - и ею, во многих шляхетских семьях передавалось по наследству от отца к сыну. Иногда богатый отец специально нанимал опытного фехтовальщика или профессионального учителя фехтования для обучения этому искусству своего сына (племянника).
Кроме того, фехтование включалось в программы учебных заведений, например, в основанной в 1765 г. в Варшаве последним польским королем Станиславом Понятовским «Школе рыцарей». А в период с 1817 по 1833 г. фехтованию обучали в Ягеллонском университете.
С XVII века вплоть до конца XIX века поединки на саблях (walka па szable) являлись одной из самых распространенных, особенно в воинской среде, видов дуэли. (Горожане и студенты выясняли отношения с помощью специальных палок - «пальцатов»).