Первые иностранные архитекторы Санкт-Петербурга.
При Петре деятельность местных артелей иссякла. Куда исчезли русские зодчие, так искусно расставлявшие вертикали церквей в пространственной необъятности. Возникало ощущение ,что умений их "товарищей", способных раскрыть душу дерева, камня, хватало только на выполнение "черной работы". Становится жутко от этого, как бы невидимого равнодушному глазу, . Оно показывает, как исчезают даже высокоразвитые культуры, утратившие общественный спрос . Исчезают? Не будем спешить с выводами, лишь приступив к рассмотрению истории города Петра Великого. К оторый стал созывать иностранных архитекторов. Откуда и каких?
В конце XVII века города Италии окончательно утратили былую мощь : время их земной славы миновало . Итальянские художники столкнулись с необходимостью обращаться за заказами к другим кораблям Европы . Начало XVIII века для Франции также не сулило создания нового Версаля : долгий " золотой век " Людовика XIV пришел в упадок , страна была истощена войнами , обременена долгами .
Петр I понимал , что " искусные люди будут искать в работу в других государствах ". Русский царь приказал своим посланникам найти в европейских столицах архитекторов , которые могли бы построить ему город не хуже , чем у " иноземных царей ".
1 апреля 1703 года русский посол при дворе датского короля Фридриха IV Андрей Измайлов подписал в Копенгагене контракт на службу в России с десятью итальянцами . Соглашение получилось удачным : среди подписантов был Доменико Трезини , который , начав с мазни " Кроншлотской" башни , воплотит в камне самые яркие чувства первых петербуржцев .
Трезини родился в 1670 году в так называемой Итальянской Швейцарии , принадлежал к старинному дворянскому роду . . Образование получил в школе искусств и ремесел . В Петербург приехал работать , не зная , над чем придется работать . Волею судьбы он стал " мастером фортификации и гражданского строительства ", достигнув в конце жизни звания " полковника - архитектора ", а не " генерала ". Первый архитектор Петербурга умер в 1734 году , отдав Северной столице 30 лет своей жизни . Можно много говорить об этом прекрасном человеке , но всему свой черед .
Исследователи выяснили, что вместе с Трезини в Петербург в 1703 году приехал другой итальянский архитектор, Марио Джованни Фонтана, уроженец того же кантона Тессино. Представители семейства Фонтана издавна занимались архитектурой и скульптурой. Самым известным среди них является Карло Фонтана, работавший в Риме, ученик самого Бернини — величайшего скульптора эпохи итальянского барокко. Марио Джованни получил образование в местной художественно-ремесленной школе-мастерской. В первые годы он работал с самыми известными зданиями Дании.
Потом они оба уехали в Россию. Сначала - в Архангельск. Затем — в Москву, где до 1710 года Фонтана находилась в распоряжении Оружейной палаты, которая восстанавливала здания, сгоревшие на территории Кремля. В то же время, и немедленно, он начал выполнять приказы Меншикова. Он достроил церковь Архангела Гавриила "Что на Чистом пруду", начатую Иваном Зарудным. Церковь в народе называлась Меншиковой башней, и было в ней что-то еще: она выдавала намерение его светлости утвердить славу своего имени в Москве, воздвигнув храм, который превзошел бы по высоте самого "Ивана Великого".
Фонтана перестроила дворец Франца Лефорта, подаренный Меншикову Петром, и была построена в традициях московского барокко "мастером каменных работ" Дмитрием Аксамитовым. У него были и свои московские работы: большие дворцы для генерал-адмирала Апраксина и князя Гагарина. Все остальные здания-для Меншикова, но уже в Петербурге. Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Кронштадт. Что стало с "княжеским архитектором" после падения его светлости, неизвестно.
В " деревянный "и " мазанкового " периодов истории Петербурга Трезини был первым и единственным архитектором новой столицы . Иностранные зодчие стали прибывать в Россию только после 1709 года , ознаменованного победой под Полтавой , которая , по словам Петра , "заложила первый камень в основание Петербурга ".""""
В 1713 году в Гамбурге был заключен договор на строительство дворцов для князя Меншикова с другим "мастером шатровых и штукатурных работ " - Шеделем Иоганном Готфридом . Шедель родился в 1680 году . Свое профессиональное образование он получил среди немецких архитекторов и строителей , работавших в стиле школы Шлютера — крупнейшего мастера так называемого Северного барокко . Он занимался строительством дворцов для Его светлости с 1713 по 1726 год . После опалы Меншикова он два года состоял в штате канцелярии корпуса .
Затем , до 1731 года , вместе с Растрелли -сич он строил Анненгофский дворец в Москве . Всю оставшуюся жизнь он работал в Киеве , где самым значительным его творением была колокольня Киево -Печерской лавры . Щедель умер в 1752 году , отдав России 39 лет своей жизни .
В том же 1713 году в Петербург прибыл Теодор Швертфегер . Говорят , что он "был на самом деле ювелиром , хорошо рисовал и делал модели " ... Один из них -Свято -Троицкий собор , выполненный в натуре , через некоторое время пришел в негодность , потому что архитектура отличается от украшений не только размерами .
Поиск специалистов облегчался двумя крупными изменениями в царствованиях, происходившими в то время в Европе. В 1713 году умер король Пруссии Фридрих I. В 1715 году" король-солнце " Франции Людовик XIV. Каждый раз Петру удавалось воспользоваться неизбежными изменениями эстетических предпочтений при дворе в пользу "Великого предприятия", которое он затеял. Во-первых, русский царь получил самого Шлютера. Три года спустя в его распоряжении оказался Растрелли, выдающийся скульптор, работавший также и в архитектуре.
Андреас Шлютер (1664 или 1665 -1714 ) родился в Данциге (?). Там он изучал архитектуру , затем долгое время работал в Варшаве . Слава крупнейшего европейского архитектора и скульптора пришла к нему при дворе прусского короля Фридриха I . Одна из первых работ Шлютера -конный памятник великому курфюрсту . Позже он построил Цайххаус (арсенал ) в Берлине , перестроил королевский замок в Шарлоттенбурге и Большой королевский дворец в Берлине . Жилые и парадные залы этого дворца считались самыми великолепными интерьерами Северного барокко вплоть до их разрушения в 1945 году . Именно для дворца Шлютер сделал чертежи и чертежи панно для стен "Янтарного кабинета ". Идея была частично реализована , но интриги между двором короля и королевы (у каждого двора есть свой главный архитектор ) помешали завершению работ . Разрешить конфликт помогло "дипломатическое дело " — поиск архитекторов для Петра I в местах , где не все спокойно
Узнав о смерти Фридриха I , Яков Брюс прибыл в Берлин и в мае 1713 года подписал контракт со Шлютером , которого пригласил на должность " главного архитектора " Петербурга . Царь в знак высочайшей учтивости предоставил несколько комнат для работы и проживания европейской знаменитости в первом этаже своего Летнего дворца . Несомненно , Шлютер рассказал Петру о своих надеждах -неудачах с "Кабинетом " и желании заполучить автора и купить янтарное чудо , загоревшееся в сердце русского царя .
4 июля 1714 года Андреас Шлютер умер . Некоторые исследователи говорят -от чумы . Другие говорят -возраст был старый (это в 49 лет ?). Главное , что Шлютер умер , не обеспечив себе славы своего имени на берегах Невы . Почему , в конце концов , так много было сделано между маем 1713 и июлем 1714 года ? Ответ на очень серьезный вопрос мы отложим на потом , но в дальнейшем у нас не будет повода возвращаться к истории "Янтарного кабинета "." …
В 1716 году , во время своей второй поездки за границу , Петр познакомился с новым королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I , который был известен скупостью Европы . Согласно этикету , такие высокопоставленные чиновники должны были при встрече дарить друг другу памятные подарки .
Обратите внимание: Первые проблемы новых iPhone - флагманы не заряжаются.
Прусский король нашел выход из своего затруднительного положения . Он представил "Янтарный кабинет ", требующий больших отделочных работ , и прогулочную яхту "Либурника " с роскошными интерьерами , требующими больших затрат на техническое обслуживание . Петр не остался в долгу : он послал царю по возвращении "чашу собственного труда " и "пятьдесят пять человек больших гренадеров ". Я тоже не тратил слишком много : Россия всегда была богата людьми .Янтарные панели были установлены в "нижнем зале" двухэтажных людских покоев", выходивших окнами на Летний дворец в Летнем саду. "Людскость", то есть светкость. Комнаты предназначались не для прислуги, как принято считать, а для духовного развития преображенных русских. Так "Кабинет" Шлютера занял достойное место в истории дворцов российских императоров, превратившись в утрату в 1945 году, которая не позволяет россиянам забыть о себе.
Зачем искать, если архитектура - "молчаливый свидетель прошлого"? Нужно найти "говорящую" архитектуру, которая раскрывает удивительные секреты. Однако мы продолжаем считать иностранных архитекторов, работавших в Петровом граде.
Иоганн Браунштейн прибыл в Петербург вместе со своим учителем Шлютером. Он начал свою собственную практику в 1714 году, после смерти Шлютера. Многие приказы царя Петра - за счет Браунштейна, только… Очевидцы запечатлели не лучшие свойства натуры архитектора, заставив историков отнести его к иностранцам, приехавшим в Россию за легким заработком. Известно, что Браунштейн считал обузой иметь русских студентов, а потому, вместо того чтобы учить их чему-либо, использовал их в качестве домашней прислуги. Известно, что Браунштейн испытывал значительные трудности со всем, что строил в Петергофе. К счастью, вокруг него всегда были другие архитекторы…
Есть и другие имена в авторстве отдельных зданий: Николаус Гербель, Гаэтано Кьявери. Последний не слишком себя проявил: проработал столько, сколько положено по контракту, и ушел. Совсем недавно исследователи обнаружили, что, основываясь на дальнейшей практике, Гаэтано Кьявери был гением. Так что Петербург не всем нравился. И он не был милостив ко всем.
В 1716 году, после смерти Людовика XIV, из Парижа в Петербург прибыли два очень разных человека с очень разными судьбами-Растрелли и Леблон
Первым прибыл Бартоломео -Карло Растрелли . Он родился в 1675 году во Флоренции в семье , которая гордится своей принадлежностью к древнему аристократическому роду . Он получил всестороннее художественное образование . В 1700 году двадцатипятилетний Растрелли с женой переехал в Париж , где в том же году у них родился сын Франческо — Бартоломео . Во Франции Растрелли -старший получил признание , но со смертью Людовика X он столкнулся с необходимостью найти новое место для применения своих творческих способностей . В марте 1716 года он подписал контракт на работу в России и прибыл в Санкт -Петербург . Ст . Петербург , чтобы прожить там 28 лет .
В петербургский период своей жизни Растрелли -старший создал произведения , говорящие о его удивительной многогранности : первый скульптурный портрет в России (Петр Великий , Меншиков и его собственный ); первый конный памятник (памятник Петру Великому ); первая скульптурная группа ("Самсон , разрывающий пасть льву ", для Большого каскада в Петергофе и "Анна Иоанновна с маленьким арабом "); первые аллегорические барельефы на историческую тему (украшения Большого каскада и корабли , построенные на Адмиралтейской верфи ...). Помимо скульптурных работ , Растрелли выполнял множество заказов по отделке дворцовых интерьеров . Даже для решения самой сложной задачи -планировки Стрельнинского парка , Растрелли был взят …
И еще: вырастил Растрелли-старххшй меж великих трудов своих сына — Растрелли-младшего, придавшего Северной столице блеск, в котором запечатлена слава преображенной Петром России.
В июне 1716 года , через несколько месяцев после Растрелли , Жан -Батист Александр прибыл в Петербург , приглашенный самим царем стать вторым "главным архитектором " Петербурга после Шлетера . История Леблонской трагедии не повторится . Впереди нас ждет встреча с его произведениями , которые сохранились до наших дней .
Интересно появление третьего "генерального архитектора " Петербурга -Николо Микетти . Это событие связано со строительством "водного города " на Стрельне . Леблон , как и следовало ожидать , мало что помнил из предложения Растрелли . В общем , я разработал свой план . Оба проекта были отправлены "на высочайшее испытание " Петру I за границу . Ознакомившись с присланным , царь решил : "делать все по проекту Леблоновых ", однако … Увидев дворцово - парковые ансамбли французских королей , Петр Алексеевич стал сожалеть о поспешно выданном разрешении , потому что "должно быть много переездов ."
Интересно появление третьего "генерального архитектора " Петербурга -Николо Микетти . Это событие связано со строительством "водного города " на Стрельне . Леблон , как и следовало ожидать , мало что помнил из предложения Растрелли . В общем , я разработал свой план . Оба проекта были отправлены "на высочайшее испытание " Петру I за границу . Ознакомившись с присланным , царь решил : "делать все по проекту Леблоновых ", однако … Увидев дворцово - парковые ансамбли французских королей , Петр Алексеевич стал сожалеть о поспешно выданном разрешении , потому что "должно быть много переездов ."
К делу подключился Юрий Кологривов , который наблюдал за поведением "петровских пенсионеров " за границей , а заодно покупал статуи и картины для царя . Он показал проект Леблона с отмеченными на нем реками и озерами в окрестностях Стрельны итальянским специалистам , в том числе архитектору папы Римского — Николо Микетти . Подробный рассказ об этом эпизоде сохранился …
Кологривов в письме из Рима , отправленном в марте 1718 года , то есть при жизни Леблона , сообщает Петру : "Я сказал ему (Микетти ), что Леблон нарисовал рисунок ... и он сказал , что я де идя от одного рисунка не буду думать , я построю и создам один , де придут три или четыре и я не пожалею де бумаги , хотя многие будут измары приказать лутче каскад или фонтан создать один ... и когда он услышал от меня удовлетворенную воду , он сказал , что совершенно правильно делать что -то из воды в мире ... и он говорит , что сначала должен осмотреть гору , чтобы увидеть , где находятся камеры и какие из них принадлежат каскадам .»
Так оно и было : Микетти , подписав договор , прибыл в Петербург в июне 1718 года и в течение пяти лет , до отъезда на родину в 1723 году , старательно управлял всем , что делали его предшественники и в Стрельне , и в Петергофе . Вы сделали это плохо ? Это совсем не обязательно : все архитекторы везде и всегда редактируют результат перед собой , потому что
Становление Прекрасного — творческий процесс
с бесконечным во Времени стремлением к Идеалу.
Основными работами Микетти являются проект дворца в Стрельне и многоярусной башни маяка для города -крепости "Кронштадт ". В 1722 году началось строительство вертикали в море , которая должна была составить конкуренцию Фаросскому маяку -одному из семи чудес света . Затем строительство было приостановлено . Позже мы разобрались с тем , что начали . Вы заметили ?
В Петербурге, в «пору его детства»
когда закладывается самое главное в любой жизни,
Все три его «генерал-архитектора» —
И Шлютер, и Леблон, и Микетти,
все они не были заняты на работах по городу:
по воле царя, не приемлющего их решений;
не без участия судьбы, неожиданно обрывающей их жизни.
Если так , то неизбежно возникает вопрос , требующий ответа — почему Санкт -Петербург , несмотря на обстоятельства , не дававшие больших надежд , все -таки сумел стать Прекрасным городом ? Я слышу ответ , который выводит нас из узкого мира повседневных реалий …
В рождении Прекрасного града участвовали три силы:
Время, Пространство и лишь потом Человек.
Время требовало непрерывных изменений,
маня возможностью достичь Совершенства.
Что делать: остановка для Времени — смерть.
Пространство рождало в мареве Невы
зримые образы Совершенства, часто недостижимые.
Что делать: реальное — не идеальное.
Человеком-творящим становился лишь тот,
кто слышал зовы: и Времени, и Пространства.
Царь Петр, несомненно, слышал зовы Времени,
веря, что новое, непременно, лучшее.
Почему лучшее? Потому что новое…
Царь Петр, несомненно, слышал зовы Пространства,
заставляя воплощать Мечту об идеальном Граде…
Кого заставляя? Судя по приведенному перечню, выдающиеся архитекторы не принимали участия в рождении Санкт-Петербурга. История рассказывает…
Царь заставлял воплощать свою мечту
Доменико Трезини — того единственного архитектора,
что бессменно пребывал все эти годы на службе
у Российского времени, у Петербургского пространства,
у Петра I, осуществлявшего на деле лишь то,
что потребуют — разрешат великие Вселенские силы…
Не верите? А Вы сравните между собой два плана Санкт-Петербурга (см. рис.1,2). Первый из них — идеальный план Петра-Трезини, составленный Царем и его архитектором в 1716-1717 годах, полных надежды на «Венецию-Амстердам», что вдруг возьмет так запросто и возникнет здесь, на невских берегах. Второй — почти реальный план Санкт-Петербурга 1725 года, подводящий итог непосредственным Петровым деяниям. Вглядитесь, все, что закрепилось в будущем Прекрасного града, заставила сделать Нева — Великая река Времени…
Карты, факты свидетельствуют:
Санкт-Петербург, в художественных основах своих,
несомненно, — фантастический город
Генеральный план Санкт- Петербурга 1716-1717 годы Авторы: Петр I, Д.Трезини.
План Санкт- Петербурга. «Чертеж приблизительно о действительном положении до 1725 года».
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Первые иностранные архитекторы Санкт-Петербурга..