Частенько приходится слышать слова «современные технологии», а ведь на самом деле ничего принципиально нового, всё уже придумано до нас, и читая старые газеты и журналы понимаешь это всё больше.
Искал материал про инженера-конструктора В.А. Терлецкого и мне посоветовал один комментатор посмотреть в журнале «Радио ». Я сходу вспомнил, что когда-то несколько лет подряд был подписан на него (1977 – 1981 гг.). Для юного поколения объясняю на пальцах – на журналы и газеты подписывались на почте, а потом их приносили почтальоны и клали в почтовый ящик, это такой небольшой железный или деревянный ящик, который вешался в подъезде. Туда поступала вся корреспонденция. Напомню, в те времена все писали на бумаге, никаких электронных писем.
Я немного отвлёкся на воспоминания. Вернусь к журналу «Радио», я уж думал, что он давно канул в лету, как и многие другие издания советского периода, но нет, жив и процветает. Вот что пишет всезнающая Википедия:
«Радио» массовый ежемесячный научно-технический журнал, посвящённый радиолюбительству, домашней электронике, аудио/видео, компьютерам и телекоммуникациям».
Походив по их сайту, я решил посмотреть самые первые публикации. Начал журнал выходить с 1924 года! Тогда он назывался "Радиолюбитель".
Обложка журнала "Радиолюбитель". Источник: http://www.radio.ru/archive/1924/01/cover.shtmlОгромное спасибо редакции, все номера за эти десятилетия оцифрованы, причём в хорошем качестве. Немногие выжившие в перестроечное время журналы могут похвастаться этим.
Нашёл самый первый номер – 15 августа 1924 год . Тогда он выходил раз в две недели. Вообще, по его истории можно изучать жизнь Советского Союза. Надо будет подготовить материал про этот легендарный журнал.
И снова я отвлёкся, как-то школьные годы вспомнил, и время, которое я коротал, вместо уроков читая «Радио» и другие столь же полезные и познавательные журналы.
С разрешения редакции журнала опубликую самую первую статью, её название «Лучи смерти » и сейчас звучит интригующе и пугающе.
"В последнее время за границей поднят чрезвычайно большой шум около нового изобретения английского исследователя Гринделя Матьюза (Grindell- Matheus). По словам самого изобретателя, его „лучи смерти", как он их сам назвал, дают возможность убивать на расстоянии живые организмы, производить взрывы пороха, останавливать на ходу автомобили, аэропланы и пр. В иностранной газетной печати, чрезвычайно падкой до всяких сенсаций, уже рисуется военное применение этого нового изобретения: на границах какого-нибудь государства устанавливается ряд прожекторов, излучающих эти лучи, и ни один аэроплан не может приблизиться к границам, ни один снаряд не перелетит через эту оградительную зону, ни одно живое существо не сможет приблизиться к ней.
История этого изобретения такова Работавший на оборону государства в 1914 году английский физик Гриндель Матьюз, прослышав, что немцы работают над способом остановки аэропланов в пути (наша печать отмечала это в прошлом году), решил заняться той же самой работой. Несколько месяцев тому назад он демонстрировал перед представителями английской власти смерть мыши (из своего собственного питомника) под действием лучей. На той же демонстрации была остановлена на весьма небольшом расстоянии работа мотоциклетного мотора, опять же взятого из лаборатории Гринделя Матьюза. Тем не менее адмиралтейством ему были отпущены суммы на продолжение опытов.
Газеты отмечали, что изобретатель два раза вылетал в Париж и Лион и вел переговоры с французскими предпринимателями, при чем Гриндель Матьюз обещал в ближайшее же время в виде демонстрации остановить в Лионе уличные автомобили. В конце концов, покупка изобретения была произведена все-таки английским правительством, при чем для эксплуатации его уже организовалась компания с капиталом в 3и1/2 миллиона рублей.
Отметим еще для курьеза, что в Англии объявилось за последнее время более полудюжины изобретателей подобных лучей, причем один из них заявил полиции, что все схемы его изобретения у него украдены.
Что представляют собой эти «лучи смерти»?Обратите внимание: Первые куклы Барби: какими они были.
Сам изобретатель отказался дать хотя бы малейшие сведения по этому вопросу, кроме того, что лучи невидимы. Новых по своей природе лучей Гриндель Матьюз изобрести не мог, так как почти вся гамма лучей (электромагнитных колебаний) от переменного тока до самых коротких радиоактивных лучей была уже получена в лабораториях, а частью уже используется для различных нужд радиотелеграфии, фотографии, рентгенологии и пр. Вероятнее всего, как можно судить и по отрывочным замечаниям самого Гринделя Матьюза, он пускает луч (ультрафиолетовый или какой-либо другой), делающий пространство, по которому он проходит, более или менее хорошим проводником; вдоль этого луча уже передается электрическая энергия в виде радиоволн короткой длины, или как-нибудь иначе. Больших подробностей газеты пока не дают".
Как видим, ничего нового, и сейчас в СМИ таких заголовков и статей полным-полно. Кстати, в русскоязычном интернете про этого деятеля, Гринделя Матьюза, информации чуть-чуть, было бы интересно узнать подробности его жизни.
Источник: http://www.radio.ru/archive/1924/01/А мне больше понравилась другая статья из этого первого номера «Радио», тем более она актуальна и поныне. Называется «Радио-воспитание ».
«Современный младенец за границей, не умея еще говорить, уже пользуется услугами радиотелефона: он слушает музыку и мелодичные колыбельные песни, которые поются с передающих станций для многих тысяч ребят. А насколько это удовольствие велико, об этом свидетельствует личико Джимми — представителя многих тысяч таких же детей.
Ребенок подрастает, выходит из пеленок и одновременно растут его симпатии к радиотелефону. Ведь в самом деле, кто из взрослых станет так аккуратно ежедневно петь ему песни, убаюкивать его в постели, и каждый вечер непременно рассказывать сказки, то страшные, то веселые, то смешные. Конечно, никто,-а вот радиотелефон это делает. Ну, как же его не полюбить за это?
Вдобавок с радиоприемником так просто обращаться — нужно лишь повертывать рукоятку, и уж что-нибудь от него да услышишь. Не хочет только он вступать в разговор, и что ему ни говори-приемник не отвечает.
Не смейтесь над наивностью малыша. Через несколько лет он наберет достаточно сведений и поймет, почему приемник не отвечал ему. Ведь в Америке известны случаи, когда мальчик в 7 лет выдерживал установленное испытание на радиолюбителя. В дальнейшем, продолжая интересоваться радиотелефонией, ребенок уже в школе вместе с другими своими товарищами научится обращению и с более сложными радиоустановками.
Это тем более возможно, что радио в школе занимает не последнее место, и ученикам лондонских школ, например, даются, но радио уроки французского языка из Парижа. В целом ряде школ радио введен, как предмет обучения».
Когда читал журнал «Радио», могу признаться, как на духу, что буквально встретился со своим детством. И ещё раз убедился – ничто не ново под луной.
Если статья была интересна и познавательна, то ставьте т.н. «лайк» и подписывайтесь. Пишите комментарии. А к журналу «Радио» я ещё вернусь.
Ещё раз благодарю редакцию журнала «Радио» за разрешение использовать их материалы.
Любителям истории, изложенной в лёгкой и доступной форме, рекомендую заглянуть в раздел ТыжИсторик , там вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.
Ваш В.Л.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Первые статьи легендарного журнала "Радио".