Почему мы умеем читать?

Содержание

Время чтения: 11 мин.

Аудио версия

Чтобы ребенок научился читать, требуется около 30–40 часов выборочных занятий в комфортной обстановке. Поначалу кудри на боку не имеют для него особого смысла. Он может знать слова, написанные на бумаге, но у него еще нет необходимых нейронных связей, чтобы вычленить их значения из кучи символов. Дети читают по слогам, затем произносят слово целиком, узнают его и добавляют в архив знаний новую ассоциацию. Навык очень быстро закрепляется и становится автоматическим. Вам не нужно думать о чтении, вы просто читаете. Но как это происходит на самом деле? Наш мозг в современном виде сформировался около ста тысяч лет назад, а вот письменности всего 5 тысяч лет. Так почему же мы так хороши в том, к чему нас не подготовила эволюция?

Возможно, мы адаптировали уже существующие участки мозга под новую задачу. Изучая обезьян, исследователи смогли выявить закономерности, которые позволяют понять, как животные распознают и обрабатывают изображения. Судя по всему, мозг разбивает изображение на контуры и линии, которые взаимодействуют друг с другом. Набор основных контуров позволяет распознать любую визуальную сцену. Интересно то, что такой примитивный алфавит очень похож на символы человеческого письма. Пересечение стола и стакана образует Т-образный контур, оранжевый цвет похож на букву О, угол коробки — на букву Г и так далее. Все эти контуры объединяет то, что в природе они встречаются редко, поэтому если вы обнаружите в визуальном шуме травы букву О, это может быть глаз хищника. Каждая цепь активирует отдельные нейроны, и когда несколько нейронов срабатывают одновременно, срабатывает сигнал, который помогает нам распознать реальный объект. Например, когда мы видим круг с торчащей из него маленькой линией, мы узнаем яблоко, то же самое происходит, когда мы читаем слово яблоко. Письмо, построенное на этой способности мозга, позволило читать быстрее, чем сложные системы, такие как египетские иероглифы, и вскоре заменило их. Оказывается, не наш мозг приспособился к письму, а мы изобрели письмо, приспособленное к нашему мозгу.

Сегодняшние технологии позволили исследователям заглянуть внутрь головы человека и увидеть, как работает мозг во время чтения. Они также изучали активность мозга у тех, кто не умеет читать, во время и после обучения чтению. Оказалось, что в процессе обучения анатомически изменяются связи между областями мозга, отвечающими за слуховую и зрительную информацию. Мы точно знаем, где происходит распознавание текста. Но что делает эта область мозга, прежде чем мы умеем читать?

Область, где происходит обработка текста, отвечает за распознавание лиц и предметов окружающего мира у других животных. Оказалось, что когда человек учится читать, реакция на буквы в этом месте увеличивается, но реакция на изображения других предметов снижается, а область, отвечающая за распознавание лиц, немного смещается в сторону правого полушария. Как будто функции мозга конкурируют за ограниченное пространство и претерпевают небольшую реорганизацию. Это открытие проливает свет на некоторые загадки нашего запутанного процессора. Многие дети, например, пишут слова наоборот или меняют направление текста в разных строках, когда учатся читать. Похожий способ письма был у древних греков и назывался бустрофедон. Конечно, дети ничего не знают о Древней Греции, им просто всплывают предметы, связанные с перепрограммированием области мозга, отвечающей за грамотность. Эта область у всех животных отвечает за распознавание зеркальных изображений. Благодаря ему мы узнаем лицо человека на двух перевернутых фотографиях, хотя для нашей сетчатки это совершенно разные изображения. Нам приходится приспосабливаться, потому что из-за этого навыка нам трудно различать слова. Так что если ваш ребенок пишет слова с ошибками, не паникуйте, это не дислексия, а нормальное развитие мозга — универсальная проблема, которая затрагивает всех детей.

В каждой культуре мозг производит одни и те же изменения, когда учится читать, даже на неалфавитных языках. Он переобучает зрительную область мозга распознавать буквы, затем подключает ее к отделу распознавания речи. Эта область связана с лобной долей, которая определяет значение услышанных слов. Чтобы распознать слово, мозг посылает сигнал через эти три системы. Тогда он сможет выстроить связь между зрительным отделом и лобной долей напрямую.

Среди психологов можно встретить споры о том, стоит ли учить детей читать по слогам или лучше научить их читать слово целиком, узнавая его общую форму. Взрослые забывают, как тяжело им было в детстве. Для них процесс автоматизирован — они смотрят на текст, и значение слов сразу приходит в голову. Существует даже явление, называемое скорочтением, когда слова загружаются прямо в вашу голову, когда вы перемещаете взгляд между строк. Но оказывается, что это всего лишь иллюзия; мозг по-прежнему распознает и обрабатывает каждую букву отдельно.

Обратите внимание: Почему смартфон быстро разряжается, что делать.

Просто это происходит параллельно. Дети медленно обрабатывают букву за буквой, со временем совершенствуют этот процесс и подключают все больше нейронных связей, так что одновременно обрабатываются две, затем три и так далее. И нам кажется, что слово читается целиком.

Но это не самое удивительное. Когда вы читаете, вы не двигаете глазами плавно по странице, ваши глаза совершают невероятно быстрые механические движения. Они называются саккадами и происходят так быстро, что ваш мозг даже не успевает их зарегистрировать. Но почему весь мир не дрожит каждый раз, когда наши глаза совершают такие скачки? Дело в том, что наблюдение происходит не только глазами. Все, что вы видите вокруг себя, — это ваша внутренняя модель окружающего мира. Допустим, вы поворачиваете голову и обновляете модель. Пока ваш глаз не зафиксируется на объекте в поле вашего зрения, вы видите только пятнышко на периферии, не знаете, что там, и нужно время, чтобы повернуть взгляд. Они перескакивают на новую область, видят предмет и мозг заполняет нам картину мира как будто в прошлом, нет ощущения, что ты просто не видел полкомнаты.

Когда вы читаете, ваши глаза останавливаются на слове примерно на 200 миллисекунд, затем перескакивают на 7-9 символов вперед, но никогда не останавливаются на пробелах. А мелкие слова и предлоги мозг вообще пропускает. Объем информации, которую вы можете обработать, ограничен возможностями вашего глаза. Самая чувствительная часть сетчатки называется ямкой и имеет размер от 0,2 до 0,4 мм. Он четко распознает предметы размером с монету на расстоянии вытянутой руки. Вокруг него имеется парафовеа, рецепторов там меньше, изображение более размытое. За периферийное зрение отвечает все вокруг — эти рецепторы могут только сказать, что там что-то есть, но непонятно что.

За долю секунды ваш мозг собирает информацию из трех разных областей. Ямка четко видит 3-4 буквы текста, обычно этого достаточно, чтобы распознать одно слово. Парафовеа распознает буквы вокруг себя, изображение очень размытое, но можно распознать хотя бы первые буквы следующего слова. Дальше всё просто размыто, но мозг может прикинуть, какой длины будут следующие слова. Получив всю эту информацию, мозг решает, куда прыгнуть глазами дальше. Если следующее слово короткое, его можно пропустить, но если оно длинное или неизвестное, лучше смотреть на него дольше. Итак, когда вы читаете одно слово, часть вашего глаза читает вперед, чтобы сказать вам, что будет дальше.

ваши глаза фокусируются на отдельных словах только в 60% случаев, но каким-то образом вы все равно узнаете их все. Итак, мы распознаём слова по отдельным буквам, и в этом не было бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что на большинство из них мы даже не смотрим. Этот процесс иллюстрируется исследованиями, которые показывают, что человек может спокойно читать текст, в котором буквы слов перепутаны. Вы наверняка видели подобные примеры в Интернете.

Как происходит процесс признания? Когда вы смотрите на слово, например ГОЛОС, ваш мозг обрабатывает все буквы параллельно. Представьте, что у вас в голове облако всех известных вам слов, и вашему мозгу нужно понять, какое из них находится перед ним. Сначала он видит общую форму и удаляет те, которые намного длиннее или короче. Таким образом, слова OL и KATT исключаются. Тогда вы сможете узнавать одну букву, например Л. Все слова, где Л стоит на одном и том же месте, приближаются к вам. Слово КОРОТКИЙ исчезает, а СПОРТСМЕН остается. Теперь вы узнаете следующую букву, пусть это будет С. Теперь СПОРТСМЕН уже не подходит, но остались САТИН и ВОЛОСЫ. И так далее. В конечном итоге из всего облака вы выделяете одно-единственное слово – ГОЛОС. Восстановив его значение из памяти, мозг вам об этом сообщит.

По мере чтения все это повторяется снова и снова. Ваши глаза скачут по странице с сумасшедшей скоростью, их разные зоны считывают разную информацию, миллионы нейронов в разных областях мозга активно работают и выясняют то, чего вы не видите. И все это за считанные секунды благодаря древнему эволюционному механизму, который помогает нам распознавать линии и углы. Но самое приятное то, что открыв книгу, ты об этом даже не думаешь. Вы просто наслаждаетесь историей.

Редактор: Екатерина Пронина

Подготовил материал: Нужин Павел

Поддержать проект

Предложить тему

Ресурсы

  1. Сколько времени нужно, чтобы научиться читать

  2. Как мозг учится читать

  3. Невероятная наука чтения

  4. Как видят наши глаза

  5. Строение сетчатки

  6. Смешанные буквы в тексте

[мин]ЧтениеНейробиологияМозгГлазаСтатьяПодкастНаучныйДлинный пост 13 эмоций

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Почему мы умеем читать?.