Понимание божественного лежит в основе почти всех цивилизаций, известных науке. То как люди представляли себе бога определяло строй их жизни, отношение к самим себе и окружающему миру. Когда говорят о религии Древнего Египта речь идет как правило о политеизме, то есть о вере в совокупность множества богов. Многим известны их имена – Ра, Амон, Осирис, Исида, Гор и Сет. Но действительность несколько сложней. Фактически в каждой цивилизации представления о божественном связаны с его единством. Но как можно совместить единство и так называемый политеизм? Точно также, как христианский монотеизм допускает трехсущностность Бога, Деву Марию, ангелов, архангелов и святых. Божественное в Египте было единым, а то что мы знаем через имена многочисленных богов…это отдельные воплощения божественного, то что на научном языке можно обозначить термином эпифеномен. То есть вторично явление. Боги символизировали отдельные свойства и характеристики божественного, но они все переплетались между собой, образуя то самое единство.
Через всю египетскую историю Бог изображался с помощью иероглифического знака, напоминавшего косу или штандарт. Читается этот иероглиф как «Нечер», а означает он чистоту. Понятие чистоты было непосредственно связано с тем, что понималось в Египте под божественным. Люди же стремились приобщиться этой чистоты, ведь в своей повседневной жизни чистыми (в религиозном смысле слова) они конечно не были. Тут на помощь приходила фигура царя, который обеспечивал причастность своих подданных чистоте.
Иероглиф, читаемый как «нечер» впервые расшифровал Ж. – Ф. Шампольон благодаря Розеттскому камню.
Обратите внимание: Во что верили в Древнем Египте.(2 часть).
К слову, любопытный факт. В фонетическом смысле (то есть в плане произношения) египетская письменность фиксировала только согласные звуки, так откуда же это «нЕчЕр». А просто ученые так договорились – заполнять гласные пробелы этим звуком.У ученых сразу возник спор, что же обозначает этот иероглиф. Двумя основными версиями, предложенными Гарденером и Уоллисом Баджем были, во-первых – это изображение штандарта (фактически, знамени), а во-вторых – изображение секиры (топора). Вторая точка зрения пользуется большей популярностью, секира связывается с идеей силы и могущества. Выдвигались и другие теории, но эти были основными.
Через понятие «нечер», связанное с ритуальной чистотой люди и «боги» приобщались божественности, наличие данного элемента гарантировало связь с высшим миром. Возможно здесь имеет смысл даже порассуждать о такой общей, для многих религий идеи как омовения, которые, происходя в каком-то священном месте (бассейны и реки в индуизме), гарантируют священную чистоту и устанавливают связь человека и бога.
Религиозная возвышенность, стремление обрести связь с материей божественного, вот что подталкивало египтян на возведение монументальных строений, включая и пирамиды. Что вообще представляла собой пирамида в религиозном смысле слова? Да, конечно, все знают – пирамида – это заупокойное жилище фараона (точнее его духа-двойника, который вступает в силу после физической смерти). Но с символической точки зрения пирамида выражает две следующие идеи:
1. Ее вершина – это то, место которого касается луч солнца, а ведь солнце своим движением на небосклоне, с востока на запад показывает модель человеческой жизни – зарождающейся, плывущей по водам жизни и закатывающейся на западе, в стране мертвых (Тут нужно упомянуть, что на западе, в Ливийской пустыне, египтяне издревле хоронили своих мертвых, там же жили люди связанные с тем, что мы бы назвали ритуальными услугами)
2. Пирамида - это лестница на небо, по которой к звездам восходит душа царя (звезды, это же в понимании египтян души умерших)
В целом схема божественного у египтян держалась на идеи самозарождения. Великий бог представлялся в виде птицы (гуся – Великого Гоготуна), которая сносит яйцо, из которого сама и появляется (я говорю в женском роде, но суть-то в том, что птица эта была самцом). Из божественного единства – Нуна, происходит первое отображение бога, тот кого в египетской мифологии мы знаем по имени Атум, а Атум в свою очередь дает рождение другим богам, которые символизируют определенные части бытия – правду, справедливость, небо и землю и т.д. Даже враждебный людям бог египетской религии – Сет, играет определенную абстрактную роль – он выражает конструктивное разрушение, расчистку пространства для будущей созидательной деятельности. В этой системе богов можно при особом желании даже увидеть эдакую протофилософию, оперирующую различными категориями.
Спасибо за внимание!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Понимание Бога в Древнем Египте.