История Раннего царства начинается в Египте в XXXII веке до н.э., когда согласно традиционной точки зрения фараон (царь) Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство. Будучи представителем Тинитской царской династии, он - наследник еще одного кандидата в объединители Египта - додинастического царя Нармера, перенес столицу на новое место - туда где два царства соединялись, и где был выстроен город Мемфис.
Говоря о Раннем царстве в Египте, первое что необходимо отметить, это то, что в правление первых двух династий осуществлялось укрепление власти. В течении первых 400 лет после основания I династии культура додинастического периода продолжала существовать и развиваться. Уникальный египетский стиль созрел лишь в эпоху Древнего Царства, когда государство стало стабильным. Эта эволюция к новым средствам культурно выражения произошла стремительно. Среди ученых-египтологов распространено мнение, что изначально родившееся государство не занималось вопросами культуры и искусства. Все силы первых фараонов были направлены на решение политических проблем – укрепление военной мощи, развитие властных институтов и обеспечение повиновения. В это время зарождается ритуал следования Хора, эдакий аналог древнерусского полюдья – объезд фараоном территории своей страны.
Тут хочется сказать, что проблема раннединастического государства в Египте породила серьезную дискуссию среди ученых. Ныне выдвигается мнение что подлинное объединение государство и вовсе произошло только при Третьей Династии, а до этого момента единого государства просто не существовало. В таком случае, смутное событие времен второй династии – некая гражданская война, в ходе которой фараон якобы отошел от приверженности культу Хора и сделал акцент на его враге – боге Сете, заиграет новыми красками. Если следовать в русле этой гипотезы, то получается, что на протяжении первых столетий существования того, что традиционно понималось как сложившееся государство, происходили процессы борьбы и перманентного конфликта между конфедерациями, которые сложились на территории Египта еще в додинастический период. Какую роль играли в этом регионы Египта понять довольно сложно, ведь согласно традиционной модели еще предшественник первого фараона – Нармер покорил жителей Нижнего Египта, т.е. Дельты. Но тут тоже все не так просто, вполне возможно, что «покорение» было лишь принятием под свой скипетр мигрировавших из-за ухудшившихся климатических условий жителей севера.
Тем не менее, полностью откидывать теорию о существовании единого государства (пусть и не стабильного) в этот период нельзя. Главное что мы можем извлечь из сосуществования эти двух точек зрения, это то, что становление единого государства в Египте не произошло, что называется по щелчку. Это был куда более сложный процесс. Скорее всего, уже в этот период получила развитие теория божественности египетского правителя.
Обратите внимание: Если бы египетскую пирамиду строили советские инженеры.
Тут нужно понимать, что для египтян было характерно религиозно-ориентированное мировоззрение. Идея божественного связывалась в Египте с чистотой. Но люди-то перед лицом божества нечисты. И встает проблема очищения, которое бы стало гарантией продолжения жизни и за порогом смерти (К слову, распространенная точка зрения о том, что египтяне вообще ни о чем не думали кроме смерти неверна. Просто раскопки-то велись и ведутся в основном в хорошо сохранившихся местах, а это некрополи. А вот о жизни повседневной мы знаем намного меньше). Это очищение египтянам как раз и даровал фараон. Точнее правильнее будет называть его все же – царь. Термин фараон имеет греческое происхождение и произошел от египетского пер-оа (пер-а), что означало «Большой дом» и было принято в качестве наименования властителя лишь с эпохи Нового царства. Так вот, царь в самом себе искупал грехи своих подданных перед лицом божества, в нем они очищались и оказывались открыты вечной жизни. В дальнейшем такая специфика египетской религиозности приведет к тому, что в первые века нашей эры христианство быстро завоюет популярность в Египте. Царь изначально понимался как фигура божественная, после своей смерти отправляющаяся на небо, где его ждала триумфальная встреча богом Ра. В то же время, говоря о Раннем царстве в Египте, нужно отметить, что в отношении царя, все еще не оформилась доктрина, которая в дальнейшем будет главным аспектом понимания сущности царской власти. С Древнего царства с царем станет ассоциироваться такая категория как маат, т.е. некий добрый, космический порядок – или справедливость, иными словами. Скорее всего оформление всех этих религиозно-идеологических тонкостей, есть данность более позднего времени, а цари ранних династий, как я уже сказал, занимались в основном укреплением своих политических позиций.С этой небольшой заметки я начинаю разговор о Древнем Египте в целом и о Раннем Царстве в частности. Там есть еще много всего интересного, но двигаться лучше постепенно.
Спасибо за внимание!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Египет Раннего Царства: фигура царя и религиозность египтян.