Сотрудничество России и Китая в области спутниковой навигации может принести обеим сторонам значимые дивиденды: технологические, экономические, политические

Сотрудничество России и Китая в области спутниковой навигации может принести значительные выгоды обеим сторонам: технологически, экономически, политически. Главное не попасть в технологическую зависимость от уже более сильного восточного партнера в этой сфере

Сотрудничество России и Китая в области спутниковой навигации может принести обеим сторонам значимые дивиденды: технологические, экономические, политические Уже сейчас количество спутников на высоких орбитах вокруг Земли в семь раз выше, чем в 2011 году, и в ближайшие годы этот высокий темп роста сохранится. На снимке: запуск одного из спутников китайской навигационной системы Beidou в марте 2015 г

«Бип-бип-бип» — звук сигнала, посылаемого с околоземной орбиты на первый космический корабль «Простейший спутник — 1», который был запущен СССР в 1957 году, в свое время буквально ошеломил мир.

спустя 65 лет после этого исторического события Россия старается оставаться в числе лидеров по масштабам спутниковой группировки, заявляя о расширении сотрудничества с Китаем в области спутниковых навигационных систем. Об этом было официально объявлено в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.

«По итогам переговоров лидеров двух государств Роскосмосу и Министерству иностранных дел следует взаимодействовать с китайской стороной по вопросу создания подкомитета по сотрудничеству для обеспечения совместимости глобальных навигационных систем — российской ГЛОНАСС и китайской. Бэйдоу", - говорится в сообщении об итогах переговоров лидеров двух стран.

Объявление двумя державами нового этапа в освоении космического пространства не является протоколом. Именно в рамках спутниковых навигационных систем такое сотрудничество давно назрело. Есть большие возможности и выгоды для обеих сторон.

Китай — второй в мире по спутникам

Глобальное освоение околоземного космического пространства идет стремительными темпами. По данным Союза обеспокоенных ученых (UCS), в начале прошлого десятилетия активных космических спутников на высоких орбитах вокруг Земли было в семь раз меньше: в 2011 году их количество составляло менее тысячи единиц, в прошлом году оно достигло пяти тысяч, а в этом году общий размер мировой спутниковой группировки оценивается на уровне семи тысяч аппаратов.

И в ближайшем будущем это число будет стремительно увеличиваться: прогнозируется, что к 2030 году вокруг нашей планеты в космическом пространстве будут бороздить десятки тысяч спутников.

Прочное второе место в мировой спутниковой гонке сейчас занимает Китай. Вообще такие данные традиционно засекречены, но по данным независимых организаций, таких как UCS, в 2022 году у Китая было около 500 спутников на низких околоземных орбитах.

Первое место с большим отрывом занимают США с показателем 2500 спутников. Третье и четвертое — Великобритания и ЕС (452 ​​и 312 соответственно). Россия находится на пятом месте со 175 спутниками, за ней следуют Япония (94), Индия (60), Канада (53; см график).

Основная часть спутников на орбитах не мирного, а военного назначения, их функции связаны с такими областями, как военное наблюдение и военная связь. Второй по важности областью использования спутников является коммерческая связь. Ну и третья важная область применения околоземных аппаратов — это навигация, опять же имеющая и военную, и гражданскую составляющую.

Идея определения точных координат объекта на Земле с помощью спутников родилась сразу после того, как эти искусственные устройства стали появляться на орбите. Уже в 1957 году, наблюдая за первым советским "Простейшим спутником - 1" (кстати, он был всего лишь размером с надувной мяч), ученые обнаружили, что при приближении или удалении аппарата частота принимаемого от него сигнала изменяется пропорционально. Следовательно, зная точные координаты спутника, можно определить геолокацию объекта, принимающего сигнал из космоса.

GPS, ГЛОНАСС, Beidou и другие

Пионерами в геолокации спутниковых решений стали американцы. Начиная с 1967 г. США начали запускать специальные навигационные спутники сначала на низкую (до 1000 км), а затем на более высокую (от 2000 км) околоземную орбиту. Со временем американская система получила название GPS (Global Positioning System).

Согласно выбранному американцами принципу формирования траектории движения навигационных спутников, для определения координат приемник должен принять сигнал как минимум от четырех спутников и рассчитать расстояния до них.

Для точной работы такой навигационной системы на орбите должны работать одновременно 24 спутника. Это число было достигнуто космической программой США в 1993 году, когда GPS официально заработала на полную мощность.

Первоначально советская система спутниковой навигации пыталась конкурировать с американской GPS. Еще в разгар холодной войны в СССР было принято решение о разработке собственной спутниковой навигационной группировки, впоследствии получившей название ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Старт этой программе был официально дан еще в 1976 году специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и запуск первого навигационного спутника «Ураган» на орбиту в рамках этого плана был осуществлена ​​в 1982 г.

К 1995 году количество спутниковых группировок было доведено до обычного размера - 24 спутника, и была введена в действие российская навигационная система. Но затем начался его распад. При отсутствии необходимого материально-технического обеспечения, а главное, при отсутствии политической воли развивать работы по собственной космической навигации, к 2001 году группировка спутников ГЛОНАСС была сокращена в четыре раза, всего до шести оперативных единиц (остальные ушли вышли из строя и были выведены из строя).

В начале 2000-х руководство страны приняло решение возродить систему спутниковой навигации. В конце 2001 года была принята специальная целевая программа «Глобальная навигационная система», в которой ставилась задача обеспечить полное покрытие не менее территории России в течение восьми лет.

С 2003 года на орбиту выводятся навигационные спутники нового на тот момент поколения ГЛОНАСС-М. Постепенно спутниковая группировка расширилась до необходимых 24 спутников, и в декабре 2015 года система была запущена, охватив всю поверхность Земли.

Официально работы над китайской спутниковой навигационной системой Beidou (в переводе «Северный Ковш» — так китайцы называют созвездие Большой Медведицы) начались в 2000 году. Примечательно, что в принципе Китай решил строить свою навигационную систему на более совершенной технологической основе.

Траектория движения спутников Beidou несколько отличается от GPS и ГЛОНАСС, но самое главное, по первоначальному замыслу, Beidou использует в своей работе в два раза больше устройств. Китай сразу же решил, что построит свою навигационную систему на основе группировки из 48 космических аппаратов, что потенциально позволит работать более точно, например, в городских условиях. Необходимое количество спутников было запущено Китаем за последние два десятилетия, а летом 2020 года китайские власти заявили об успешном развертывании спутниковой навигационной сети, способной охватить всю поверхность Земли.

Спутниковая группировка китайской навигационной системы Beidou уже более технологична и многочисленна, чем российская ГЛОНАСС. Последний еще справляется со своими ключевыми задачами, но нуждается в модернизации в ближайшее время, что может быть
проведено с участием китайской стороны

Помимо американской, российской и китайской, в мире разрабатываются еще три значимые спутниковые системы — европейская Galileo, созданная под эгидой ЕС, индийская NaviK (Navigation with Indian Constellation) и японская QZSS.

Навигационные спутники Galileo начали запускать в 2005 году, сейчас эта группировка насчитывает 23 действующих единицы. Более того, они считаются более технологичными, чем спутники GPS и ГЛОНАСС, работающие на орбите.

Но в последнее время в работе Галилео регулярно появляются ошибки и неполадки, которые европейские специалисты обещают устранить в ближайшее время.

Спутниковая группировка NaviK теперь включает всего восемь аппаратов, а система QZSS имеет только пять развернутых спутников. Их создатели лишь заявляют о планах масштабного распространения.

Следует отметить, что в целом развитие спутниковых группировок в последнее время стимулируется не только государством, но и частными коммерческими программами. Например, Space X Илона Маска сейчас имеет более 1600 космических спутников на высоких космических орбитах. Вполне вероятно, что вскоре к гонке за космос присоединятся и другие частные компании, в том числе из Китая и России (например, «Газпром» развивает свою спутниковую программу для управления газопроводами и обеспечения связи»).

Не только военное применение

Использование спутниковых навигационных систем изначально было востребовано в военной сфере. Генералы сразу поняли, какое преимущество дает точное местоположение объектов, поэтому неслучайно, например, GPS сначала был создан ВМС США, а затем перерос в глобальный проект.

Но и сейчас приоритет в использовании современных навигационных систем отдается военным.

Владельцы спутников обычно шифруют для собственных нужд более точный сигнал (точность до нескольких сантиметров), а данные с ошибками (точность до одного-двух метров) за последние 20 лет отдают в пользование всем желающим. Раньше навигационные спутники «зашумляли» гражданский сигнал с точностью до 100 и более метров, но в 2000 году руководство США приняло решение открыть сигнал GPS бесплатно для широкого использования, а позже то же самое сделали и операторы других спутниковых навигационных систем. В результате в мире начал стремительно развиваться рынок навигационных решений. По данным Allied Market Research, сейчас объем оценивается более чем в 60 миллиардов долларов в год.

По данным Европейского агентства глобальных навигационных спутниковых систем (European GNSS Agency), количество используемых навигационных устройств уже приближается к численности населения планеты.

По мнению маркетологов, больше всего навигационных систем используется на автомобильном транспорте. Каждый опытный водитель как страшный сон помнит бумажную карту в бардачке, с помощью которой он мучительно прокладывал маршрут. Гораздо удобнее это делать с помощью спутниковых сервисов геолокации: вы кликаете по точке прибытия на смартфоне, программа прокладывает вам маршрут и даже подсказывает по пути. Без спутниковой навигации теперь невозможно, например, вызвать такси, с ней гораздо удобнее пользоваться общественным транспортом.

Помимо автомобилей, работа с навигационными спутниками тесно связана с работой с железнодорожным транспортом, кораблями и воздушным движением. Без геолокации местоположения строительная отрасль сейчас без рук: уже немыслимо строить мосты, дороги, здания без четкой картографической привязки к местности.

Крупным потребителем навигационных услуг является сельское хозяйство, где, например, привязка техники к работе в поле позволяет оценить эффективность работы.

А столь широкое проникновение спутниковой навигации в важные отрасли экономики — еще один аргумент (помимо военного) за обладание собственной системой.

Кроме того, важно учитывать, что использование сигнала «чужих» спутников сопряжено с большими рисками в случае эскалации противостояния. Речь идет о так называемом спуфинге — преднамеренном искажении навигационных сигналов, которые американцы, например, много использовали во время войны в Югославии, Сирии и других странах. Например, в результате таких недружественных действий в стране в одночасье может произойти транспортный коллапс: корабли не будут знать, куда плыть, самолеты — куда лететь.

Россия уже давно серьезно относится к таким рискам: например, переход общественного транспорта на систему ГЛОНАСС в стране начался в 2009 году, деятельность объектов критической инфраструктуры уже переведена на отечественное судоходство, и время показало дальновидность таких решений.

«Развитие ГЛОНАСС — это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности и суверенитета. Когда вы используете зарубежные разработки в качестве основной навигационной системы, вы ставите страну в серьезную зависимость от создателей этих решений», — комментирует Алексей Мигалин, генеральный директор NavMarin (радиосвязь и навигация для флота). - В случае изменения отношений между государствами или компаниями, разработчик может искусственно создавать помехи, давать неточные координаты или даже отключать свою систему для ваших операторов. Последствия могут быть самыми серьезными — от крупных аварий до коллапса отдельных отраслей экономики».

Опоздали и обогнали

Но вернемся к китайской навигации. Китай начал развивать свою космическую программу со значительным отставанием от СССР и, кстати, при активном участии специалистов из Советского Союза: например, первый спутник «Дунфан Хун-1», который, помимо прочего, отправил Китайскую революционную песню «Алит Восток» с орбиты Китая запустили на 13 лет позже, чем СССР, в 1970 году.

Однако, как и во многих других сферах (особенно в телекоммуникационной отрасли), более поздний выход на рынок позволил Китаю запустить более современные решения. Это касается и навигационной системы Beidou, которая по ряду характеристик превосходит российскую ГЛОНАСС.

Помимо упомянутой выше вдвое большей спутниковой группировки, китайские космические аппараты отличаются более совершенными техническими характеристиками. Например, в отличие от российских спутников Beidou может не только посылать навигационный сигнал, но и принимать его — таким образом, система частично выполняет коммуникационные функции.

В спутниковой группировке ГЛОНАСС, к сожалению, преобладают устаревшие аппараты, которые были разработаны еще в 1980-1990-х годах и начали выпускаться в начале 2000-х годов.

Из-за этого ключевые характеристики российской навигационной системы сейчас отстают от конкурентов: средняя точность ГЛОНАСС для гражданских объектов составляет около 1,3 метра, тогда как у американской GPS — 0,7 метра, а у Beidou — около 1 метра (в зависимости от атмосферных условий) и другие условия).

Для военных это не проблема: при необходимости они могут использовать в нужных областях так называемые средства коррекции сигнала, обеспечивающие точность до нескольких сантиметров. Но для высокотехнологичной гражданской промышленности (например, для беспилотных автомобилей) такая ошибка уже может быть критической.

Роскосмос обещает, что в ближайшее время точность ГЛОНАСС будет повышена, целевые показатели заявлены на уровне 0,3‒0,5 метра. Но для этого необходимо обновить российскую спутниковую группировку. Сейчас он состоит в основном из устаревших спутников второго поколения ГЛОНАСС-М: по разным оценкам, это 20 из 25 единиц, работающих на орбите. Их производство давно прекращено, но запуски «со склада» продолжались.

С 2011 года на орбиту выводятся спутники ГЛОНАСС-К третьего поколения. И самые большие надежды специалисты возлагают на самую современную ГЛОНАСС-К2. Для сравнения: прибор ГЛОНАСС-М способен подавать пять навигационных сигналов, ГЛОНАСС-К — семь, а ГЛОНАСС К2 — уже девять.

Основной производитель российских навигационных спутников находится рядом с красноярским предприятием «Информационные спутниковые системы им академика М.Ф. Решетнева (ИСС Решетнева). Его представители не сразу дали Эксперту свои комментарии, но недавно руководство компании публично заявило, что они способны производство современных навигационных спутников в текущей ситуации. В частности, партия из десятка единиц ГЛОНАСС-К и ГЛОНАСС-К2 находится в производстве и должна быть выведена на орбиту в ближайшее время.

Как заявил недавно генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов, в ближайшее время будут построены два новых завода по серийному производству спутниковых аппаратов, в том числе навигационных: один из них предположительно появится в Московской области, другой — в Красноярске, в кооперации с И.С. Решетнева».

В интервью «Ведомостям» Юрий Борисов рассказал, что для финансирования этого проекта «Роскосмос» даже планирует начать выпуск облигаций максимальным объемом до 50 млрд рублей сроком на 15–20 лет. Начало выпуска этих ценных бумаг на 10 млрд рублей запланировано на текущий год.

В этом году Роскосмос планирует начать строительство двух заводов-спутников в Московской области и Красноярске, которые смогут выпускать несколько сотен космических аппаратов в год. Для сравнения, Китай планирует запустить программу
производство 500 спутников в год

В «Роскосмосе» говорят, что запуск новых спутниковых компаний может коренным образом изменить ситуацию: если Россия при действующей стапельной модели производства спутников сможет делать 15-40 аппаратов в год, то запуск серийного производства позволит увеличить производство спутников до несколько сотен. Для сравнения, только китайская космическая программа предполагает, что Китай может производить около 500 спутников в год.

запуск производства спутников окажет конкретную поддержку развитию не только навигационных услуг.

Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.

Например, специалисты возлагают большие надежды на развертывание российской программы спутниковой связи «Сфера». Первый аппарат в рамках этого проекта был запущен на низкую околоземную орбиту в октябре прошлого года. Предполагается, что всего он будет состоять примерно из 600 спутников.

Ожидается, что «Сфера» будет предоставлять услуги надежного доступа в Интернет на всей территории России, а также в других странах, конкурируя, например, с американской системой спутниковой связи Starlink Илона Маска, введенной в эксплуатацию в 2020 году около полумиллиона человек в разных странах мира. К сожалению, как известно, среди них есть и украинские военные, которые используют Starlink в боевых действиях против российской армии.

Между тем, усиление санкционного давления является серьезным вызовом для развития российских спутниковых программ. Однако санкции против российских космических программ были развернуты еще в 2014 году. С тех пор в отрасли принята программа импортозамещения, которая, по мнению экспертов, в целом успешно реализуется.

Если раньше российские навигационные спутники более чем на 40% состояли из зарубежных комплектующих из недружественных стран, то теперь производители говорят о том, что проблема импортозависимости в значительной степени устранена, в том числе путем налаживания параллельных поставок необходимой электроники.

«Не нужно драматизировать ситуацию с санкциями против российских спутников», — комментирует Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математических вычислений Института космических исследований РАН. — В современном мире невозможно установить барьеры для взаимного проникновения ключевых технологий. А собственная компетенция России, в том числе и по производству спутников, все еще достаточно высока».

Для обычных пользователей объединение навигационных систем Китая и России может принести много преимуществ. Большинство клиентов
находятся в мегаполисах, а в условиях плотной застройки важно иметь доступ к как можно большему количеству спутников на орбите

Выигрывают обе стороны

Сотрудничество России и Китая в космической отрасли развивается уже многие десятилетия. В сфере спутниковой навигации соглашения о сотрудничестве между Китаем и Россией восходят к 2014-2015 гг.

Но сейчас, после визита Си Цзиньпина, они переходят в удобную плоскость. Хотя о конкретных шагах в направлении спутникового сотрудничества пока не сообщается, наблюдатели указывают, например, на то, что накануне визита Россия и Китай ратифицировали соглашение об использовании систем ГЛОНАСС и Beidou в мирных целях. Согласно новому соглашению стороны начинают размещать измерительные станции на территории своих стран.

С технической точки зрения для спутниковой навигации важно иметь на земле оборудование, способное корректировать сигнал со спутников и, таким образом, сделать работу более точной. В свое время США и Россия пытались договориться по этому вопросу, ряд таких станций даже был построен на территории обеих стран, но позже эта деятельность была ограничена по политическим мотивам, построенные станции были закрыты.

Благодаря обширной территории, занимаемой обеими странами, измерительные станции сделают более эффективными китайскую Beidou и российскую ГЛОНАСС.

Следующим шагом должна стать унификация стандартов российских и китайских навигационных систем и начало производства соответствующего массового оборудования. Это даст обеим сторонам доступ к рынкам навигационных услуг друг друга.

Например, в России, по оценкам НП ГЛОНАСС, объем рынка услуг на базе навигационно-транспортных систем сейчас составляет около 150 млрд рублей в год. В частности, динамично развиваются сервисы спутникового контроля автопарков компаний или отслеживания грузов в цепочках поставок. Китайские компании смогут конкурировать с игроками на этом рынке. Следовательно, российские игроки также получат доступ к быстрорастущему рынку навигационных услуг в Китае.

«Сотрудничество с Россией может принести передовые технологии и опыт китайской системе Beidou, а Китай может предоставить большой рынок для российской ГЛОНАСС и возможности для совместных предприятий и проектов», — сказала Лилия Алеева, директор по маркетингу российской ИТ-компании ICL Services.

Понятно, что вместе с рыночным интересом российская сторона в рамках развития сотрудничества может получить доступ к современным технологиям Китая.

«Китай — одна из ведущих космических держав, в частности, он является одним из важных партнеров европейской спутниковой навигационной программы Galileo», — отмечает Натан Эйсмонт. «В спутниковом сотрудничестве Россия может получить доступ от нового партнера к современным технологиям, программным решениям, немногому количеству микросхем, процессоров и другой микроэлектронной продукции, в которой мы сейчас так нуждаемся».

Развитие российско-китайского спутникового сотрудничества может иметь и политический эффект, распространяя так называемый навигационный суверенитет не только на наши две страны, но и на союзников. «Если операторы ГЛОНАСС и Beidou наладят взаимодействие и сделают двойное совместное использование сигналов стандартом, такое сотрудничество будет иметь важный политический эффект. В этом случае все союзники России и Китая, прежде всего страны БРИКС+, или, шире, «Мир большинства», получат гарантированный доступ к спутниковой навигации, и никакие западные санкции уже не смогут на это повлиять. Таким образом Россия и Китай обеспечат не только свой «навигационный суверенитет», но и суверенитет наших союзников, убежден член-корреспондент Российской академии космонавтики, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин».

Но в то же время в космической отрасли растут опасения, что наша страна может попасть в технологическую зависимость от восточного партнера. Такие риски, конечно, нужно учитывать, но бояться их нет оснований.

«Я думаю, нам не стоит бояться технологических союзов с Китаем, — продолжает Андрей Ионин. - Здесь мы должны провести две разделительные линии: Первая должна отделить области, критичные для нашей безопасности, - мы должны сами развивать эти технологии и ни от кого не зависеть. Но в то же время есть технологические области, где эффективнее, быстрее, дешевле развиваться в сотрудничестве с дружественными странами. И если такие технологические альянсы будут создаваться на условиях совместной разработки, владения и использования технологий, то угрозы суверенитету не будет. Потому что «красная кнопка» выключения или возможных ограничений будет у многих».

Перспективы российско-китайского спутникового сотрудничества комментирует Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математических вычислений Института космических исследований РАН.

— Как вы оцениваете развитие спутниковых технологий в России? Чем российская космонавтика уступает в этой области?

- Советский Союз когда-то запустил первый спутник Земли, но сейчас Россия сильно отстает по ряду направлений космических спутниковых технологий. В первую очередь речь идет о спутниках, связанных с дистанционным зондированием Земли (ДЗЗ). Здесь у нас очень большое отставание от американцев, несмотря на то, что большое значение имеют снимки со спутников ДЗЗ.

Они могут, например, предоставить информацию об урожайности важных сельскохозяйственных культур, распространении пожаров, разливах нефти. Роскосмос публично признает наличие проблем в этой сфере, обещают принять меры по сокращению отставания, но видимых изменений в области запуска спутников ДЗЗ мы, к сожалению, не видим.

Здесь, вероятно, необходимо заинтересовать крупные компании, которые могут быть заинтересованы в услугах спутников ДЗЗ, с которыми можно наладить взаимодействие и взаимную поддержку.

Есть у нас и явные просчеты в разработке спутников связи.

— А спутники связи, мы и здесь отстаем?

- Со спутниками связи Россия допустила стратегический просчет. В свое время Россия стояла у истоков спутниковой связи. В середине 1990-х ГКС имени Хруничева принял активное участие в создании совместно с американцами системы связи "Иридиум", где планировалось сформировать группировку из 77 спутников.

В 1998 году система официально введена в промышленную эксплуатацию. Но вдруг оказалось, что нет платежеспособных клиентов, которые могли бы воспользоваться этой спутниковой связью. В результате в 1999 году международная компания «Иридиум» объявила о банкротстве, а ее активы, в том числе запущенные российской стороной спутники и наземное оборудование, были куплены американцами буквально за бесценок.

А позже появившаяся на сцене банкротства чисто американская новая компания вдруг стала предлагать услуги спутниковой связи. И самое неприятное, что одними из основных заказчиков оказались Минобороны США и ЦРУ! То есть очевидно, что американцы нас тогда обманули.

— Что вы можете сказать об уровне развития российских систем спутниковой навигации? Насколько сильно отстала российская аэрокосмическая промышленность в этой области?

— Что касается спутниковой навигации, то я не вижу здесь критического пробела. ГЛОНАСС — достаточно функционирующая система. По точности наша система ничуть не уступает GPS, Beidou, Galileo. Но самое главное, что ГЛОНАСС действительно работает, наша группа способна обслуживать многие отрасли экономики в России и за рубежом.

Другой вопрос, что, на мой взгляд, с точки зрения маркетинга ГЛОНАСС развивается не очень удачно. За пределами РФ массовый потребитель мало знает о ГЛОНАСС, количество пользователей очень ограничено. И это несправедливо, ведь функционал ГЛОНАСС работает достаточно хорошо, вот только его коммерческий потенциал реализован недостаточно.

— Что вы думаете о перспективах сотрудничества в области спутниковой навигации с Китаем? Какие интересы могут быть у обеих сторон в этой сфере?

- Китайская аэрокосмическая промышленность когда-то создавалась при активном участии СССР, и за последнее десятилетие, конечно, в ней произошел значительный технологический прорыв. Безусловно, сотрудничество с таким высокоразвитым технологическим партнером в России будет выгодным.

Китайская сторона как минимум заинтересована в размещении станций корректировки своих спутниковых сигналов на огромной территории России. Кроме того, в России существует большой рынок для реализации самых разнообразных сервисов геолокации, которые китайские компании могут продвигать и получать от них ощутимую коммерческую выгоду

— Есть ли риск попасть в технологическую зависимость от Китая при углублении сотрудничества в области спутниковой навигации?

"Такой риск есть всегда. Как и риск утечки в Китай оригинальных российских технологий, которые у нас еще остались. Я помню, как Советский Союз когда-то лидировал в выплавке некоторых видов стали японские компании, которые быстро переняли и внедрили эти технологии.

Но это не значит, что нужно бояться сотрудничать с таким партнером, как Китай. Просто эти риски нужно предугадывать и грамотно балансировать. Плюсов и преимуществ для обеих сторон в таком сотрудничестве гораздо больше.

Помимо совместной навигационной системы, для России и Китая крайне важно совместное создание системы быстрого доступа в интернет через космос, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин».

Почему для России важно иметь собственную систему спутниковой навигации?

- Спутниковые навигационные системы изначально разрабатывались в интересах военных - это были сначала GPS и ГЛОНАСС, потом к ним присоединились Galileo и Beidou. Наличие собственной спутниковой навигации является необходимым условием наличия у страны высокоточного оружия и высокотехнологичной армии. И наоборот: если у страны нет собственной спутниковой навигации, то у нее нет и современной армии.

Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день в мире существуют три современные армии - США, Китая и России. (У ЕС есть своя спутниковая навигация, но нет армии, но когда задумывалась система Галилео, у тогдашних руководителей ЕС были планы по созданию собственной армии.) И видимо точность, эти характеристики, в том числе и помехозащищенность, которые сейчас обеспечивают ГЛОНАСС достаточно для российских военных. Так же, я уверен, с Beidou и GPS.

Так что наше военное сотрудничество с Beidou важнее с геополитической точки зрения, потому что наши страны стоят «спина к спине». Но в гражданской сфере ситуация иная.

- А каковы перспективы сотрудничества в области спутниковой навигации между Россией и Китаем в гражданской сфере?

"Гражданских потребителей волнует главный вопрос: наличие спутникового позиционирования "везде и всегда". Дело здесь в том, что если военные потребители обычно располагаются на открытой местности - в воздухе, на воде, в поле, в лесах, то гражданские потребители в основном в городах. А недостаток сигнала сатнава в том, что он не проходит сквозь здания. Так вот, для надежной работы сатнава в городских условиях пользователю нужен доступ к большему количеству спутников, чем военным потребителям.

Многочисленные исследования показывают, что для этого требуется около 50 спутников, а не «стандартные» 24, как у военных. Именно это и обеспечивает «дополнение» спутниковых группировок ГЛОНАСС и Beidou. Он гарантирует доступность спутниковой навигации для гражданских пользователей «в любое время и в любом месте». И никакие санкции со стороны Запада этому не помешают. Тем самым обеспечивается одно из необходимых условий развития цифровой экономики - информация о точном местонахождении объектов и субъектов.

В некоторых сферах геолокация вообще критична: например, для всех типов беспилотных автомобилей.

— Каким может быть следующий шаг в спутниковом сотрудничестве России и Китая?

- Надеюсь, что следующим шагом в сотрудничестве наших стран в космосе станет развитие «космического интернета». Россия, Китай и дружественные страны нуждаются в такой космической системе. Пока он есть только у США и это Starlink. И мы видим, как это работает против нас в Украине. А вот систему «космического интернета» лучше делать вдвоем, потому что это общая проблема, а проект дорогой.

Больше интересных статей здесь: Технологии.

Источник статьи: Сотрудничество России и Китая в области спутниковой навигации может принести обеим сторонам значимые дивиденды: технологические, экономические, политические.