Проект 1708 "Буревестник" Газотурбоход, расчетная скорость которого 150 км/час.

Проект 1708

«Буревестник» был флагманом среди речных судов на подводных крыльях (СПК). Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей

(ГТД) АИ-20А конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Построено 1 судно.

Ходовая рубка, была полуутоплена в надстройку, с пассажирскими салонами в носовой и средней части и машинным отделением в кормовой части. Судно предназначалось для скоростных перевозок пассажиров на транзитных и местных линиях. В 1964 году на судостроительном заводе «Красное Сормово» было построено одно экспериментальное судно данного типа (автор проекта ЦКБ по судам на подводных крыльях), эксплуатировавшееся в Волжском пароходстве на Волге. Пассажировместимость судна — 150 человек, при дальности плавания 500 километров. Экипаж судна — 4 человека.

С помощью реверсивного-рулевого устройства водомётных движителей судно могло разворачиваться на месте как на переднем, так и заднем ходу на 360 градусов за 3,5 минуты.

Эксплуатировался с 1964 до конца 1970-х годов на Волге, на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань— Горький.

Судно с 1967 по 1981 годы совершало рейсы из Горького (Нижний Новгород) в Казань (продолжительность рейса 7:00—12:30) и обратно (14:00—19:30).

Проект 1708

После строительства Чебоксарской ГЭС судно было переведено на линию Горький-Ярославль. После вывода из эксплуатации судно было отправлено на базу ЦКБ по СПК на Горьковское водохранилище, где было разрезано в 1993 году.

Проект 1708

Причины не выпуска в серию.

Негде и некому было обслуживать авиационные газотурбинные двигатели, так как турбовальный агрегат для не самолётного применения не слишком удобен.

«Буревестник» был достаточно шумный, из-за чего затруднительно было долго находиться в моторном отсеке.

Обратите внимание: Могучий тайфун Мангхут движется в направлении Филиппин, Тайваня и Китая, скорость ветра достигает 255 км/ч .

Это накладывало дополнительные эксплуатационные ограничения и неудобства для экипажа.

В сравнении с «Буревестником» дизельные «Метеоры» были помедленнее, но гораздо проще в эксплуатации и меньше раза в два, что упрощало заход и швартовку к маленьким пристаням и дебаркадерам на Волге.

Высокий износ судна, заключавшийся в том, что из-за высокой скорости движения возникала чрезмерная кавитация на крыльевых устройствах, ведущая, как правило, к образованию разрушений в виде всевозможных раковин на подводных крыльях судна. Антикавитационных доработок в проект конструкторы не внесли.

Кавитация — физический процесс образования пузырьков (каверн, или пустот) в жидких средах, с последующим их схлопыванием и высвобождением большого количества энергии, которое сопровождается шумом и гидравлическими ударами.

Проект 1708

В 1974 году случилась авария: ниже затона «Памяти Парижской коммуны» «Буревестник» столкнулся с толкачом. У газотурбохода было поломано 17 шпангоутов, каждый по метру, и, в общем, снесло практически весь правый борт вместе с кормовой площадкой, где стоит выхлопная труба. Восстановление оценили в 100 тысяч рублей, сумму по тем временам непомерную. Ремонтировать отказались.

Как вспоминает испытатель завода «Красное Сормово» капитан Владимир Щербаков:

— Я поехал на завод «Красное Сормово», — пожимает плечами скоростник, — и выпросил весь металл, который был рассчитан на строительство нового судна «Сокол». Своими силами мы смогли продлить машине жизнь.

Но проработал спасённый «Буревестник» на энтузиазме заинтересованных в нём людей недолго. Пассажиров было мало, горючее дорожало из года в год. В итоге на судно, как и на его предшественников, повесили ярлык: «Нерентабельно». Отбуксировали в Чкаловск, на испытательный полигон Алексеева, подняли на берег. О дальнейшей его судьбе Владимир Александрович ничего не знает.

Проект 1708

Характеристики.

Водоизмещение 44,5 т

Водоизмещение полное 70,8 т

Длина 43,2 м

Ширина 7,4 м

Высота 6,5 м

Осадка 2,0 м (на плаву)

0,6 м (при ходе на крыльях)

Двигатели АИ-20А, авиационный турбовальный, 2 шт.

Мощность 3660 л. с. (2700 кВт) при 1050 об/мин

Движитель водомётный, 2 шт.

Скорость хода 90—100 км/ч

Максимальная расчётная скорость: 150 км/ч

Дальность плавания 500 км

Экипаж 4 чел.

Пассажировместимость 150 человек

Проект 1708

Источник. https://web.archive.org/web/20181204023550/http://www.spkfleet.ru/burevestnik.htm

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Проект 1708 "Буревестник" Газотурбоход, расчетная скорость которого 150 км/час..