Амортизатор (от фр. amortir — «ослаблять», «смягчать») — устройство для смягчения ударов и гашения колебаний. Амортизаторы широко применяются практически во всех видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, авиационном.
В автомобильном транспорте применяются самые разнообразные амортизаторы — от пружинных до гидравлических, причем их размеры и конструкции значительно различаются между собой: на легковые автомобили ставятся амортизаторы пружинные небольших размеров, а на грузовые — в зависимости от их грузоподъемности.
На городских автобусах, где загрузки постоянно меняются, причем даже в течение рейса в часы пик, амортизаторы ставятся в одном узле с пневморессорами, что обеспечивает два эффекта: 1) комфортность поездки пассажиров; 2) смягчение от ударов на неровностях дороги, воспринимаемых корпусом автобуса.
В троллейбусах и трамваях также применяются соответствующие амортизаторы — пружинные и гидравлические. В железнодорожном транспорте используются амортизаторы разных видов — на грузовых вагонах, платформах, полувагонах, спецвагонах (думпкарах, бункерного типа и других), цистернах ставятся в основном пружинные амортизаторы, рассчитанные на эксплуатацию при разных температурных режимах в пределах от -75 до +60 °С.
В пассажирских железнодорожных вагонах применяются пружинные амортизаторы двойные (внутри большого амортизатора-пружины ставится вторая пружина меньшего размера) подвагонные, а между вагонами устанавливаются гидравлические амортизаторы в сочетании с пружинными — так называемые тормозные стаканы. Такие комбинированные амортизаторы крепятся с двух сторон пассажирских вагонов для смягчения ударов при торможении поезда и при наборе скорости в пути. В вагонах метрополитенов также используются амортизаторы — подвагонные пружинные и межвагонные пружинно-гидравлические. Амортизаторы также широко применяются в авиации — гражданской и военной всех видов и типов.
Например, в вертолетах применяются амортизаторы однокамерные и двухкамерные гидравлические.
Однокамерный амортизатор вертолета состоит из: 1) цилиндра; 2) штока; 3) камеры с азотом.
Амортизатор имеет: 1) полость с жидкостью; 2) центральное отверстие; 3) уплотнение во второй полости, установленное между цилиндром и штоком.
При ударах и колебаниях цилиндра (во время приземления вертолета) относительно штока жидкость перетекает из первой полости в камеру через центральное отверстие. При этом благодаря сжатию азота в камере гасятся удары. Сравнительно медленное перетекание жидкости приводит к поглощению энергии удара или колебаний.
Амортизатор вертолета в двухкамерном исполнении имеет расположенные последовательно один в другом: 1) шток; 2) второй шток; 3) цилиндр.
Амортизатор состоит из: 1) камеры низкого давления; 2) полости с жидкостью; 3) камеры высокого давления; 4) второй полости с жидкостью; 5) двух уплотнений, установленных между цилиндрами; 6) специального клапана; 7) центрального отверстия во втором штоке; 8) иглы специальной конструкции; 9) боковых отверстий в клапане и боковых отверстий во втором штоке.
Взаимодействие между камерой высокого давления и второй полостью с жидкостью происходит через специальный клапан. При посадке вертолета сначала сжимается азот в камере низкого давления, затем происходит перетекание жидкости из второй полости в камеру высокого давления, проходя между иглой и центральным отверстием во втором штоке, при этом отжимается специальный клапан (подпружиненный).
Далее боковые отверстия в клапане при его отжатии оказываются расположенными напротив боковых отверстий второго штока. При снятии нагрузки жидкость под давлением сжатого азота в камере высокого давления перетекает обратно во вторую полость. В исходное положение цилиндр возвращается в замедленном режиме из-за перетекания жидкости через небольшие отверстия, при этом клапан закрыт и не пропускает жидкость во вторую полость.
Азот в амортизатор в данном варианте подается через специальный канал. Между подвижными звеньями вертолетного амортизатора второго варианта для предотвращения их относительного проворота устанавливают шлиц-шарнир — два звена, соединенных шарнирно между собой и с перемещаемыми звеньями — двумя штоками.