Впервые бумагу стали делать в Китае во II в., сырьем для ее изготовления были стебли бамбука и луб шелковичного дерева. В Европе бумага появилась в XI—XII вв. Она пришла на смену папирусу и пергаменту (который был слишком дорогим). Сначала для ее изготовления пользовались измельченным пеньковым и льняным тряпьем. С появлением в XV в. книгопечатания нашли способ делать бумагу из древесины.
Так ее делают и сейчас, и лишь для изготовления высших сортов бумаги, на которой печатают деньги и важные документы, пользуются измельченными обрезками текстиля.
Поскольку для производства бумаги требуется древесина и много воды, бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек, и вода сама несет к фабрике сырье — связки бревен. Окорочные машины снимают с бревен кору, круглые пилы мгновенно режут бревна на гладкие, ровные чурбаки одинаковой длины — балансы. Часть балансов конвейер несет на древомассный завод, а часть — на целлюлозный.Те балансы, которые конвейер доставил на древомассный завод, сперва попадают в высокую, ростом с двухэтажный дом, металлическую коробку — дефибрер и в ней размалываются, превращаясь в рыхлую волокнистую массу. Затем быстрая струя воды проносит измельченную древесину через щеполовку и сита очистительных машин. В сгустителе из нее удаляют лишнюю воду, и масса попадает в смесительный бассейн.
Те же балансы, которые конвейер доставляет на целлюлозный завод, механические ножи рубят на мелкую щепу и отправляют в бункеры варочных котлов, где ее варят под большим давлением в кислоте. Здесь древесина превращается в мелкие волокна целлюлозы.
Эта масса проходит через несколько мельниц и по трубопроводам также попадает в смесительный бассейн с измельченной древесиной. Сюда добавляют канифольный клей, красители, иногда особый сорт белой глины — каолин, чтобы бумага получилась плотной и белой.
С помощью бумагоделательной машины бумажная масса превращается в плотную белую бумагу. Главную часть этой машины составляют различные сложные устройства, которые сперва тщательно очищают массу, а затем удаляют из нее лишнюю воду. Для этого бумажная масса ровной широкой струей непрерывно льется из смесителя на движущуюся металлическую сетку. Борта сетки не дают массе перелиться через край, вода стекает через мельчайшие отверстия сетки, а волокна массы постепенно переплетаются, высыхают и образуют бумажное полотно. Полотно продолжает двигаться дальше. Дело- в том, что в бумаге еще очень много воды. Ее отжимают различные цилиндрические прессы, испаряют большие нагретые, как утюги, барабаны, выдавливают также нагретые полированные валы-каландры.
Наконец из машины выходит готовая плотная и гладкая бумага и сматывается в большие рулоны.
В Советском Союзе была создана мощная бумажная промышленность. Гигантские комбинаты в Краснокамске, Балахне, Кондопоге, Каунасе, Соликамске, на сибирских реках выпускают за сутки миллионы метров бумаги для всех нужд страны и с каждым годом увеличивают ее производство.
РАБОТА С БУМАГОЙ
Для работы с бумагой и картоном не нужны специальные инструменты. Ножницы, остро заточенный нож, металлическая линейка, кисточки для клея и краски, гладилка для заглаживания сгибов (ее можно заменить ручкой от старой зубной щетки), циркуль, подрезная доска или просто лист фанеры размером 600X400 мм — вот, пожалуй, и все, что нужно начинающему моделисту.
По прямым линиям бумагу лучше резать ножом. Если бумага тонкая, то ее перегибают по намеченной линии и приглаживают сгиб гладилкой; чтобы край обреза получился чистым, пользуются металлической линейной и ножом. Накладывают линейку на лист бумаги и с усилием прижимают левой рукой. В правую руку берут нож так, чтобы указательный палец лежал на тупой части лезвия. Конец лезвия ножа должен все время касаться ребра линейки. Режьте только в одну сторону — к себе. При разрезании тонкой бумаги угол наклона ножа должен быть равен 30—35°, при разрезании картона — 75—80° и ручка ножа должна быть плотно зажата в кулаке. Резать бумагу складным ножом не рекомендуется: при неосторожном обращении он может неожиданно сложиться и поранить руку.
При изготовлении бумажных моделей часто приходится перегибать плотную бумагу. Перегнув бумагу, можно провести по линии перегиба тупым концом ножниц, чтобы эта линия получилась четкой. Если работаете с картоном, то на стороне, обратной перегибу, сделайте ножом надрез на половину толщины картона. Чтобы закрепить перегиб под определенным углом, с внутренней стороны вложите уголок из плотной бумаги.
Изготовление бумажных моделей не обходится без клея. Бумага и картон хорошо соединяются между собой и друг с другом различными клеями — клейстером из крахмала или муки, декстриновым и казеиновым клеем.
Для окраски бумаги и картона можно пользоваться любыми красками: масляными, анилиновыми, акварельными, гуашью. Анилиновые краски разводят жидким крахмальным клейстером. Если окрашенный и просушенный картон покрыть бесцветным лаком, то получится красивая блестящая поверхность. При покрытии акварельными красками модели могут деформироваться. Поэтому красить надо не готовую модель, а заготовки. Обязательно дождитесь, когда краска высохнет, а затем слегка увлажните заготовки с неокрашенной стороны и просушите под прессом. Так вы предупредите возможное коробление заготовок.
Вместо окраски можно оклеивать модели глянцевой бумагой. При оклейке глянцевой бумагой лучше пользоваться жидким столярным клеем, так как он не оставляет пятен. При оклейке всегда смазывают бумагу, а не оклеиваемое изделие.
В бумажных моделях нередко используют проволоку, пластики, пенопласт, а иногда и готовые детали от «конструктора». Это зависит от того, какие технические требования предъявляются к модели.